Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Реферат на тему «Язык программирования Python»
Уникальность 50% по Антиплагиат.ру.
Содержание
Введение 3
История создания 4
Структура языка. Основные операторы 5
Сферы применения 10
Заключение 12
Список использованных источников 14
Введение
Сейчас сложно представить нашу жизнь без различных программ и Интернет. Благодаря им появились практически безграничные возможности во всех областях жизни. И все это реализуются специальными приложениями.
Их разработка ведется на разных языках программирования, начиная от классического C/C++ и Java, заканчивая новыми языками, такими как Clojure, Hack, Rust и т.п.
В данной работе рассмотрим один из таких языков – Python, занимающий по использованию третье место в мире.
Основным лозунгом данного языка программирования является читаемость, она напрямую влияет на его распространенность. Разработчик языка Гвидо ван Россум и его последователи сделали упор не на мощность самого кода, а на продуктивности разработчиков, которые с ним работают.
Наибольшее применение Python получил для реализации
– web-приложений;
– работы с данными, а именно: машинное обучение, анализ и визуализация данных;
– скриптинг (автоматизация работы).
Рассмотрим этот язык и сверы его применения более подробно.
История создания
В 1991 году нидерландским разработчиком Гвидо ван Россумом (Guido van Rossum) был анонсирован язык Python. Он не преследовал цель создать новый язык программирования (ЯП), а только хотел усовершенствовать язык для обучения программированию «ABC» (ABC – императивный, процедурный, структурный высокоуровневый язык программирования общего назначения). Разработка языка была начата в 1980 году и в итоге, почти десять лет спустя, получился высокоуровневый, скриптовый язык.
Название языка было взято из комедийного сериала конца 70-х годов «Monty Python’s Flying Circus» (Летающий цирк Монти Пайтона), фанатом которого являлся Гвидо ван Россум.
Одним из факторов успеха Python стали удачный выбор места презентации в популярном и массовом профессиональном сообществе, вторым – простой код и широкие возможности. Впоследствии Гвидо ван Россумом создал специализированный портал PEP (https://www.python.org/dev/peps/), где идет регулярное обсуждение по развитию и улучшению продукта.
С тех пор Python проделал большой путь развития.
Таблица 1 – Даты выпуска версий языка
Версия | Дата выпуска |
Python 1.0 | Январь 1994 |
Python 1.6 | Сентябрь 2000 |
Python 2.0 | Октябрь 2000 |
Python 2.7 | Июль 2010 |
Python 3.0 | Декабрь 2008 |
Python 3.7 | Настоящее время |
Подробную информацию обо всех релизах, версиях и изменения языка, а также собственно интерпретаторы и необходимые утилиты для работы и много интересного можно найти на официальном сайте https://www.python.org/.
По данным TIOBE (TIOBE programming community)1 на сегодняшний день Python занимает третье место в мире по использованию, уступая лишь языкам C и Java.
|
Рисунок 1 – Рейтинг языка Python |
На рис.2 показано изменение индекса TIOBE (индекс, оценивающий популярность языков программирования, на основе подсчёта результатов поисковых запросов, содержащих название языка) за последние 18 лет.
|
Рисунок 2 – Рейтинг языка Python |
Структура языка. Основные операторы
Python имеет четко структурированное семантическое ядро, достаточно простой синтаксис и стандартный набор операторов. Удобная особенность синтаксиса – это форматирование текста кода при помощи разбивки их на блоки с помощью отступов, которые создают нажатием клавиш «Space» и «Tab». В синтаксисе отсутствуют фигурные или операторные скобки, обозначающие начало и конец блока. Такое решение заметно сокращает количество строк тела программы.
Python не требует явного объявления переменных, является регистро-зависим объектно-ориентированным языком.
Имена (идентификаторы) любых объектов, начиная от переменных и оканчивая модулями, формируются по одинаковым принципам. Они могут быть начинаться с любой буквы или цифры Unicode в любом регистре. Имена,
начинающиеся со знака подчеркивания, имеют специальное значение.
Интерпретатор языка Python оперирует тремя пространствами имен: встроенные имена локальные и глобальные.
Идентификаторы могут быть вложены друг в друга (это определяется конкретной функцией).
Чтобы пользоваться любыми символами, в том числе, различными языками и кодировками, которые не входят в состав ASCII, достаточно в первых строках программы или модуля указать директиву coding.
# coding: utf-8
Или
# coding: utf
После выполнения интерпретатором языка этой директивы, русский язык будет отображаться корректно и не доставит программисту никаких проблем.
Однострочные комментарии начинаются со знака «#», многострочные – начинаются и заканчиваются тремя двойными кавычками «"""».
Для присвоения значений используется знак «=», а для сравнения – «= =». Для увеличения значения переменной, или добавления к строке используется оператор «+=», а для уменьшения – «-=». Все эти операции могут взаимодействовать с большинством типов, в том числе со строками.
|
Рисунок 3 – Пример программы на языке Python |
Выражение в Python – это строка, содержащая набор операторов (команд) и операндов (переменных и констант), выполняющая определенную функцию.
Строки выражений состоят из простых операторов и их синтаксис интуитивно понятен, т.к. сходен с другими языками.
Интересная особенность при записи выражений – использование «backsleash» (\) для форматирования строк. Благодаря «лестничной» структуре язык очень удобен для проведения цепочечных сравнений.
Синтаксис Python подразумевает обязательное определение типа данных для переменных, констант, массивов, списков и т.д. Основные типы ничем не отличаются от других языков с жестко заданной типизацией.
Основные типы:
– числовые: целые, дробные, вещественные с плавающей точкой, комплексные;
– логические: «true» или «false»;
– строковые;
– списки (lists);
– кортежи (tuples) – массив упорядоченных констант;
– множества – массивы неупорядоченных данных;
– словари (dictionaries) – специализированные массивы, состоящие из пары – «ключ» – «значение»;
– массивы;
– байты, массивы байтов – поименованные области памяти для хранения файлов.
|
Рисунок 4 – Пример работы со списками |
Массивы в Python могут содержать данные любого типа, то есть в одном массиве может могут находиться числовые, строковые и другие типы данных. Массивы начинаются с индекса [0], а последний элемент можно получить по индексу [-1]. В программе можно использовать часть массива, задавая первый и последний индекс через двоеточие «:». . Если не указан первый элемент, то отсчет начинается с начала массива, а если не указан последний – то массив считывается до последнего элемента. Отрицательные значения определяют положение элемента с конца. Например:
|
Рисунок 5 – Пример работы с массивами |
Для объявления функции служит ключевое слово «def». Аргументы функции задаются в скобках после названия функции. Можно задавать необязательные аргументы, присваивая им значение по умолчанию. Функции могут возвращать кортежи, но в этом случае возвращаемые значения указываются через запятую. Ключевое слово «lambda» служит для объявления элементарных функций .
|
Рисунок 6 – Пример работы с функцией |
Все библиотеки в Python прописываются как модули. Преимуществом такой концепции является возможность собрать несколько модулей в пакет. Модуль может находиться в архиве или непосредственно в каталоге. Язык поддерживает два вида таких модулей – созданные средствами Python или уже преобразованные в машинный код из любого языка. Модули оформляются как отдельные файлы и загружаются пакетами каждый в свой каталог.
Выделим характерные особенности языка Python.
1. Интерпретация программ.
Выполнение программы на Python выглядит следующим образом. Сначала в текстовом редакторе создается текст программы (скрипт). Затем он предается на выполнение интерпретатору. Он транслирует код в промежуточный байткод, а затем виртуальная машина переводит полученный байткод в набор инструкций, которые выполняются операционной системой. То есть этапом компилирования модулей и сроки исполняемого файла из них не существует.
2. Выполнение программы на Python.
Для программ, созданных на языке Python не имеет значения операционная системы исполнения – Windows, Mac OS, Linux, т.к. язык является кроссплатформенным.
3. Готовые библиотеки для решения задач2.
Приведем примеры популярных библиотек для Python:
– Pygame. Библиотека для создания небольших игр и мультимедийных приложений.
– NumPy. Библиотека для работы с искусственным интеллектом и машинным обучением. Используется для сложных математических вычислений.
– Pandas. Библиотека для работы с большими данными.
– SQLAlchemy. Библиотека для работы с базами данных.
– Django, Flask. Библиотеки для разработки серверной части приложений.
4. Встраиваемость и масштабируемость
Если в разрабатываемом приложении необходимо повысить производительность, то можно комбинировать фрагменты кода и других языках вместе с кодом Python.
Отметим так же недостатки языка Python:
1. Программы, реализованные на «чистом» Python относятся к разряду самых медленных.
2. Не подходит для реализации приложений, требующих большого объема памяти
3. Сильная зависимость от системных библиотек
Сферы применения
Наибольшее применение язык Python получил в сфере web-разработки и анализе больших данных Data Science. Чтобы дополнить функциональность языка в области web-приложений, используются фреймворки Django, Pyramid, Flask и другие. В Data Science – обработка структурированных и неструктурированных данных огромных объемов, добыча и анализ данных в научной сфере (библиотеки NumPy, Pandas).
Python подходит и для создания прикладных приложений или игр. Например, графический редактор GIMP написан именно на Python. Торрент-клиент BitTorrent вплоть до 6 версии тоже разработан на этом языке. Python применялся и в ходе разработки игровых проектов класса ААА: EVE Online, Battlefield 2, World of Tanks и других.
Язык Python используется в системном администрировании, для автоматизации вычислительных комплексов – специальные серверные программы (Fabric, Ansible), которые разносят обновления по серверам, собирают информацию, позволяют автоматически инсталлировать систему и прочие процессы, которые требуют автоматизации. Он задействован практически во всех серверах с ОС Linux.
Создание полноценных десктопных приложений – создание переносимых десктоп-приложений (wxPython, pyQt).
Встраивание приложений в мобильные системы – написание программ и игр под мобильные устройства (kivi), а также для различных устройств (stackless python): терминалов, кассовых аппаратов, роутеров, систем видеонаблюдения.