Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа русской и зарубежной филологии им. Льва толстого.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.10.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1) преподавателю получить информацию:

а) о результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности;

б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приёмы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения);

2) учащимся:

а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе; б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.

Объектами контроля на занятиях являются: а) знания и сформированные на их основе навыки (языковая компетенция);

б) умения пользоваться приобретёнными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция);

в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).

Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве основной практической цели обучения иностранному языку способствовало определению в качестве главного итогового объекта контроля речевых умений, а владение языковым материалом рассматривать преимущественно в качестве объекта текущего контроля. При этом в процессе контроля уровня владения языком следует ориентироваться не на абсолютную, а на относительную правильность речи, т.е. на достигнутый уровень коммуникативной компетенции следует оценивать не в зависимости от количества языковых ошибок, а в зависимости от успешности решения поставленной коммуникативной задачи.

О достигнутом уровне владения языком при этом будут свидетельствовать:

а) умение адекватно выражать мысли в заданной речевой ситуации;

б) относительная правильность пользования средствами языками при построении высказывания.

В качестве планируемого результата обучения иностранному языку в средней школе на базовом уровне (5-9 классы) выступают элементарная коммуникативная компетенция в аудировании, говорении, письме и продвинутая коммуникативная компетенция в чтении.

Контроль на занятиях должен отражать специфику иностранного языка как учебного предмета. Усвоение иностранного языка, причисляемого к группе практических дисциплин, предусматривает в первую очередь овладение способами пользования языком в различных видах речевой деятельности и сферах общения. Следовательно, ведущим объектом контроля на занятиях по языку являются речевые умения. Контроль же навыков выполнения действий и операций с языковым материалом при коммуникативном обучении должен быть направлен не столько на проверку знания лексических единиц и умение образовывать с их помощью грамматические формы, сколько на умение выполнять действия с ними при оформлении своих мыслей и понимании мыслей других людей, говорящих на иностранном языке В свете сказанного предлагается оценивать успехи учащихся в отдельности за овладение языковым материалом и за сформированность речевых умений.

2.2 Функции контроля


Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Под функцией обычно понимается работа, производимая тем или иным органом, обязанность, подлежащая исполнению. Иными словами, функции контроля — это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно - сопоставительные действия контролирующего. В отечественных методических публикациях выделяются следующие функции контроля:

  • собственно контролирующая (проверочная),

  • оценочная,

  • обучающая,

  • управленческая (управляющая) и, в частности, корректирующая,

  • диагностическая (диагностирующая),

  • предупредительная,

  • стимулирующая и мотивирующая,

  • обобщающая,

  • развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая (И. Колесникова, О. Долгина).

Рассмотрим некоторые функции подробней:

1) Диагностирующая функция контроля заключается в том, чтобы своевременно обнаружить успешность или неуспешность учения и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность. Данная функция реализуется в ходе всего процесса овладения языковым материалом и развития речевых коммуникативных умений, что обеспечивает получение сведений об их качественных изменениях в ходе всего процесса учения. Содержанием диагностической функции является не только измерение достижений в учебной деятельности, но и анализ причин ее неуспешности.

2) Управленческая функция пронизывает весь педагогический процесс. Значение данной функции контроля определяется тем, в какой мере с помощью контроля обеспечивается грамотное протекание процесса учения. Она проявляется в руководстве учением на основе планируемого учебного взаимодействия учителя и учащихся (принцип обратной связи). Педагогическое управление процессом обучения ИЯ связано, главным образом, с текущим контролем, который призван регулировать процесс овладения умениями и навыками оперирования единицами языка в речи. От качества протекания процесса овладения умениями и навыками зависит результат всей деятельности. Процесс овладения умениями и навыками складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием достижения последующего. Наличие таких условий устанавливается с помощью контроля, выступающего в качестве объективного инструмента. Учительский контроль как средство управления процессом овладения иностранным языком основным объектом имеет процесс формирования самоконтроля.



Качество и уровень владения речевой деятельностью неразрывно связаны и зависят от степени сформированности у учащихся самоконтроля. В научной литературе самоконтроль рассматривается как:

1) свойство личности,

2) акт умственной деятельности,

3) компонент учебной деятельности,

4) умение осуществлять саморегуляцию,

5) метод саморегуляции поведения, деятельности.

Все названные аспекты самоконтроля формируются и функционируют в единстве и взаимосвязи в рамках контроля и системы обучения в целом, в которой ведущее место отводится учительскому контролю.

Развитие самоконтроля у учащихся должно выступать в качестве важного объекта целенаправленного формирования. Чтобы научиться осуществлять самоконтроль, учащиеся должны осознать учительский контроль и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. Лишь после этого учащиеся смогут осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самокоррекцию и самооценку - действия, составляющие механизм самоконтроля. Степень совершенства самоконтроля характеризуется несколькими уровнями: от полной неспособности анализировать качество выполняемой деятельности до способности определять зону затруднений, осознавать объект затруднений, выбирать способ коррекции, применять его и сверять с эталоном. Таким образом, способность включать механизмы самоконтроля в процессе учения - условие успешной реализации речевой деятельности. По существу, учительский контроль, имея открытым объектом речевую деятельность учащихся, всегда имеет в виду наличие корреляции между успешностью внешней РД и степенью совершенства механизмов самоконтроля.

3) Корректирующая функция контроля реализуется в двух направлениях: коррекция обучающих упражнений и достижение адекватности приемов контроля учебным задачам.

4) Суть обучающей функции контроля сводится к тому, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер. Любое контролирующее задание упражняет учащихся в выполнении определенных учебных действий, тем самым, способствуя более прочному овладению этими действиями. Обучающий характер заложен и в самой природе контроля, предполагающего многократную повторяемость учебных действий обучаемыми. В контроле реализуется и функция обеспечения взаимодействия учителя и учащихся в педагогическом процессе.

Особое значение при рассмотрении контроля придается единству его собственно контролирующей и обучающей функций - в терминах отечественной методики - или взаимосвязи testing и teaching - в терминах англоязычной методики.


5) Стимулирующая и мотивирующая функции. Контроль небезразличен учащимся. Для большинства из них это возможность получить удовлетворение от результатов своего труда и желание всегда быть успевающими в учебе. У неуспевающих учеников результаты контроля вызывают неудовлетворенность, но вместе с тем надежду на исправление создавшегося положения. В ожидании результатов контроля учащиеся дисциплинируются, мобилизуются. Тем самым поддерживается интерес к учению.

Анализ функций контроля убеждает в том, что в педагогическом процессе функции не расчленяются, а реализуются в единстве. В какой-то конкретный момент педагогического процесса учителем осознается та функция контроля, которая обеспечивает реализацию конкретной методической задачи.

6) Оценочная функция. Деятельность взаимодействующих сторон на уроке нуждается в оценке, и в первую очередь это касается учащихся. Для учащихся оценка их деятельности может быть выражена в конкретной форме. В ряде случаев отпадает необходимость в конкретной оценке и возникает целесообразность в общей оценке «знает», «не знает», «умеет», «не умеет», «научился», «не научился», «усвоил», «не усвоил». Оценка деятельности учащихся может осуществляться в двух направлениях.

В одном случае оценивается процесс деятельности учения учащихся, выносится суждение о качестве протекания учебной деятельности, о степени активности учащихся. Педагогическая ценность данного аспекта оценки заключается в том, что интерес к учебной деятельности учащихся, а следовательно, и к ее правильной организации, является профилактикой отрицательных результатов учения. Второе направление связано с оценкой результата учебной деятельности учащихся. Оценка деятельности учащихся важна и для учителя. С ее помощью учитель фиксирует свое представление об уровне обученности каждого учащегося в определенный момент педагогического процесса. С другой стороны, учитель выносит самооценку своей собственной обучающей деятельности, уясняет для себя степень и характер необходимой ее коррекции.

2.3 Тестирование как инновационный контроль грамматической компетенции учащихся


В данном параграфе мы рассмотрим минимальные практические требования, которые важно соблюдать при использовании и разработке тесов знаний для того
, чтобы педагог получал правильную и достоверную информацию о компетенциях учащихся.

Итак, первое с чего хотелось бы начать анализ данного параграфа – это все-таки отличие теста от контрольного и обучающего (табл.1.1).

Контрольный тест

Обучающий тест



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы

  1. Амосова Н.Н. Основы французской фразеологии / Н. Н. Амосова. - Л.: Наука, 2019. - 208 с.

  2. Бердичевский, А. Л. Диалог культур на уроках родного и иностранного языков: Иностранные языки в школе / А. Л. Бердичевский, Н. Н. Соловьева. - М., 2019. - № 6. - С.3 - 5.

  3. Бим, И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей / И. Л. Бим. - 2018. - №1. - С.13 - 19.

  4. Вербицкая, М. В. «Forward»: учебник / М. В. Вербицкая. - М., 2018. - 154 с.

  5. Виноградов, В.В. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы) / В.В. Виноградов, - М. : Издательство института общего среднего образования РАО, 2020. - 224 с.

  6. Виноградов, В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. - М., 2017. - С. 140 – 161

  7. Дубровин М.И. Русские и французские идиомы / М. И. Дубровин - М.: ИЛБИ, 2020

  8. Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова-СПб.: КАРО, 2019. - 352 с.

  9. Зарецкая, Е. Н. Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая // Риторика. - 4-е изд. - М.: Дело, 2018. - 480 с.

Дополнительный список литературы

  1. Гез Н.И. Некоторые вопросы теории урока иностранного языка// Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А.2002.

  2. Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе - №2. 1998.

  3. Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Языковой тест: проблемы педагогических измерений // Иностр. языки в школе, 2006. №5

  4. Ильиных Н.А. Тестирование в обучении иностранным языкам (из опыта работы) // Обучение иностранным языкам. Межвузовский сборник научных статей. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001.

  5. Миролюбов А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. -Метод, пособие / Под. ред. А.А. Миролюбова. Обнинск : Титул , 2001.

  6. Денисова Л.Г., Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам // Иностранные языки в школе. №2 1995.

  7. Рябцева Е. В. Промежуточный тестовый контроль в дистанционном обучении иностранному языку (на материале английского языка). Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2002.

  8. Фоменко Т.М. Тестирование лексических и грамматических навыков владения иностранным языком // Первое сентября. 2006. № 18.

  9. Шадриков В.Д., Розина Н.М. Централизованное тестирование: состояние и перспективы // Высшее образование в России, 2000, №1.

  10. Караваева И.А. Валидность педагогических тестовых измерителей как средство повышения объективности контроля обученности // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ижевск., 2003.