Файл: Институт филологии и межкультурной коммуникации высшая школа русской и зарубежной филологии им. Льва толстого.doc
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Обучение грамматической стороне речи французского языка
1.1 Грамматическая компетенция как составная часть коммуникативной компетенции учащихся
1.2 Грамматический материал, подлежащий усвоению в базовой в общеобразовательной школе
1.3 Упражнения в обучении грамматической стороне речи
ГЛАВА 2. КОНТРОЛЬ ГРАММАТИЧЕС КОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
2.3 Тестирование как инновационный контроль грамматической компетенции учащихся
1) преподавателю получить информацию:
а) о результатах работы группы учащихся в целом и каждого учащегося в отдельности;
б) о результатах своей работы (узнать, насколько эффективны приёмы обучения, определить неудачи в работе, что позволяет внести изменения в программу обучения);
2) учащимся:
а) повысить мотивацию в обучении, так как контроль свидетельствует об успехах или неудачах в работе; б) более прилежно учиться, вносить коррективы в свою учебную деятельность.
Объектами контроля на занятиях являются: а) знания и сформированные на их основе навыки (языковая компетенция);
б) умения пользоваться приобретёнными знаниями и навыками в различных ситуациях общения (коммуникативная компетенция);
в) знание страны изучаемого языка и национальных особенностей речевого поведения его носителей (социокультурная компетенция).
Выдвижение коммуникативной компетенции в качестве основной практической цели обучения иностранному языку способствовало определению в качестве главного итогового объекта контроля речевых умений, а владение языковым материалом рассматривать преимущественно в качестве объекта текущего контроля. При этом в процессе контроля уровня владения языком следует ориентироваться не на абсолютную, а на относительную правильность речи, т.е. на достигнутый уровень коммуникативной компетенции следует оценивать не в зависимости от количества языковых ошибок, а в зависимости от успешности решения поставленной коммуникативной задачи.
О достигнутом уровне владения языком при этом будут свидетельствовать:
а) умение адекватно выражать мысли в заданной речевой ситуации;
б) относительная правильность пользования средствами языками при построении высказывания.
В качестве планируемого результата обучения иностранному языку в средней школе на базовом уровне (5-9 классы) выступают элементарная коммуникативная компетенция в аудировании, говорении, письме и продвинутая коммуникативная компетенция в чтении.
Контроль на занятиях должен отражать специфику иностранного языка как учебного предмета. Усвоение иностранного языка, причисляемого к группе практических дисциплин, предусматривает в первую очередь овладение способами пользования языком в различных видах речевой деятельности и сферах общения. Следовательно, ведущим объектом контроля на занятиях по языку являются речевые умения. Контроль же навыков выполнения действий и операций с языковым материалом при коммуникативном обучении должен быть направлен не столько на проверку знания лексических единиц и умение образовывать с их помощью грамматические формы, сколько на умение выполнять действия с ними при оформлении своих мыслей и понимании мыслей других людей, говорящих на иностранном языке В свете сказанного предлагается оценивать успехи учащихся в отдельности за овладение языковым материалом и за сформированность речевых умений.
2.2 Функции контроля
Контроль, как и все другие компоненты учебного процесса, выполняет определённые функции. Под функцией обычно понимается работа, производимая тем или иным органом, обязанность, подлежащая исполнению. Иными словами, функции контроля — это слагаемые той работы, которую призваны выполнять рецептивно - сопоставительные действия контролирующего. В отечественных методических публикациях выделяются следующие функции контроля:
-
собственно контролирующая (проверочная), -
оценочная, -
обучающая, -
управленческая (управляющая) и, в частности, корректирующая, -
диагностическая (диагностирующая), -
предупредительная, -
стимулирующая и мотивирующая, -
обобщающая, -
развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая (И. Колесникова, О. Долгина).
Рассмотрим некоторые функции подробней:
1) Диагностирующая функция контроля заключается в том, чтобы своевременно обнаружить успешность или неуспешность учения и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность. Данная функция реализуется в ходе всего процесса овладения языковым материалом и развития речевых коммуникативных умений, что обеспечивает получение сведений об их качественных изменениях в ходе всего процесса учения. Содержанием диагностической функции является не только измерение достижений в учебной деятельности, но и анализ причин ее неуспешности.
2) Управленческая функция пронизывает весь педагогический процесс. Значение данной функции контроля определяется тем, в какой мере с помощью контроля обеспечивается грамотное протекание процесса учения. Она проявляется в руководстве учением на основе планируемого учебного взаимодействия учителя и учащихся (принцип обратной связи). Педагогическое управление процессом обучения ИЯ связано, главным образом, с текущим контролем, который призван регулировать процесс овладения умениями и навыками оперирования единицами языка в речи. От качества протекания процесса овладения умениями и навыками зависит результат всей деятельности. Процесс овладения умениями и навыками складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием достижения последующего. Наличие таких условий устанавливается с помощью контроля, выступающего в качестве объективного инструмента. Учительский контроль как средство управления процессом овладения иностранным языком основным объектом имеет процесс формирования самоконтроля.
Качество и уровень владения речевой деятельностью неразрывно связаны и зависят от степени сформированности у учащихся самоконтроля. В научной литературе самоконтроль рассматривается как:
1) свойство личности,
2) акт умственной деятельности,
3) компонент учебной деятельности,
4) умение осуществлять саморегуляцию,
5) метод саморегуляции поведения, деятельности.
Все названные аспекты самоконтроля формируются и функционируют в единстве и взаимосвязи в рамках контроля и системы обучения в целом, в которой ведущее место отводится учительскому контролю.
Развитие самоконтроля у учащихся должно выступать в качестве важного объекта целенаправленного формирования. Чтобы научиться осуществлять самоконтроль, учащиеся должны осознать учительский контроль и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса. Лишь после этого учащиеся смогут осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самокоррекцию и самооценку - действия, составляющие механизм самоконтроля. Степень совершенства самоконтроля характеризуется несколькими уровнями: от полной неспособности анализировать качество выполняемой деятельности до способности определять зону затруднений, осознавать объект затруднений, выбирать способ коррекции, применять его и сверять с эталоном. Таким образом, способность включать механизмы самоконтроля в процессе учения - условие успешной реализации речевой деятельности. По существу, учительский контроль, имея открытым объектом речевую деятельность учащихся, всегда имеет в виду наличие корреляции между успешностью внешней РД и степенью совершенства механизмов самоконтроля.
3) Корректирующая функция контроля реализуется в двух направлениях: коррекция обучающих упражнений и достижение адекватности приемов контроля учебным задачам.
4) Суть обучающей функции контроля сводится к тому, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер. Любое контролирующее задание упражняет учащихся в выполнении определенных учебных действий, тем самым, способствуя более прочному овладению этими действиями. Обучающий характер заложен и в самой природе контроля, предполагающего многократную повторяемость учебных действий обучаемыми. В контроле реализуется и функция обеспечения взаимодействия учителя и учащихся в педагогическом процессе.
Особое значение при рассмотрении контроля придается единству его собственно контролирующей и обучающей функций - в терминах отечественной методики - или взаимосвязи testing и teaching - в терминах англоязычной методики.
5) Стимулирующая и мотивирующая функции. Контроль небезразличен учащимся. Для большинства из них это возможность получить удовлетворение от результатов своего труда и желание всегда быть успевающими в учебе. У неуспевающих учеников результаты контроля вызывают неудовлетворенность, но вместе с тем надежду на исправление создавшегося положения. В ожидании результатов контроля учащиеся дисциплинируются, мобилизуются. Тем самым поддерживается интерес к учению.
Анализ функций контроля убеждает в том, что в педагогическом процессе функции не расчленяются, а реализуются в единстве. В какой-то конкретный момент педагогического процесса учителем осознается та функция контроля, которая обеспечивает реализацию конкретной методической задачи.
6) Оценочная функция. Деятельность взаимодействующих сторон на уроке нуждается в оценке, и в первую очередь это касается учащихся. Для учащихся оценка их деятельности может быть выражена в конкретной форме. В ряде случаев отпадает необходимость в конкретной оценке и возникает целесообразность в общей оценке «знает», «не знает», «умеет», «не умеет», «научился», «не научился», «усвоил», «не усвоил». Оценка деятельности учащихся может осуществляться в двух направлениях.
В одном случае оценивается процесс деятельности учения учащихся, выносится суждение о качестве протекания учебной деятельности, о степени активности учащихся. Педагогическая ценность данного аспекта оценки заключается в том, что интерес к учебной деятельности учащихся, а следовательно, и к ее правильной организации, является профилактикой отрицательных результатов учения. Второе направление связано с оценкой результата учебной деятельности учащихся. Оценка деятельности учащихся важна и для учителя. С ее помощью учитель фиксирует свое представление об уровне обученности каждого учащегося в определенный момент педагогического процесса. С другой стороны, учитель выносит самооценку своей собственной обучающей деятельности, уясняет для себя степень и характер необходимой ее коррекции.
2.3 Тестирование как инновационный контроль грамматической компетенции учащихся
В данном параграфе мы рассмотрим минимальные практические требования, которые важно соблюдать при использовании и разработке тесов знаний для того
, чтобы педагог получал правильную и достоверную информацию о компетенциях учащихся.
Итак, первое с чего хотелось бы начать анализ данного параграфа – это все-таки отличие теста от контрольного и обучающего (табл.1.1).
Контрольный тест | Обучающий тест |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы
-
Амосова Н.Н. Основы французской фразеологии / Н. Н. Амосова. - Л.: Наука, 2019. - 208 с. -
Бердичевский, А. Л. Диалог культур на уроках родного и иностранного языков: Иностранные языки в школе / А. Л. Бердичевский, Н. Н. Соловьева. - М., 2019. - № 6. - С.3 - 5. -
Бим, И. Л. Обучение иностранному языку. Поиск новых путей / И. Л. Бим. - 2018. - №1. - С.13 - 19. -
Вербицкая, М. В. «Forward»: учебник / М. В. Вербицкая. - М., 2018. - 154 с. -
Виноградов, В.В. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы) / В.В. Виноградов, - М. : Издательство института общего среднего образования РАО, 2020. - 224 с. -
Виноградов, В. В. Избранные труды. Лексикология и лексикография / В. В. Виноградов. - М., 2017. - С. 140 – 161 -
Дубровин М.И. Русские и французские идиомы / М. И. Дубровин - М.: ИЛБИ, 2020 -
Елизарова, Г.В. Культура и обучение иностранным языкам / Г.В. Елизарова-СПб.: КАРО, 2019. - 352 с. -
Зарецкая, Е. Н. Теория и практика речевой коммуникации / Е. Н. Зарецкая // Риторика. - 4-е изд. - М.: Дело, 2018. - 480 с.
Дополнительный список литературы
-
Гез Н.И. Некоторые вопросы теории урока иностранного языка// Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия/ Сост. Леонтьев А.А.2002. -
Фоломкина С.К. Тестирование в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе - №2. 1998. -
Мильруд Р.П., Матиенко А.В. Языковой тест: проблемы педагогических измерений // Иностр. языки в школе, 2006. №5 -
Ильиных Н.А. Тестирование в обучении иностранным языкам (из опыта работы) // Обучение иностранным языкам. Межвузовский сборник научных статей. – Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2001. -
Миролюбов А.А. Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку. -Метод, пособие / Под. ред. А.А. Миролюбова. Обнинск : Титул , 2001. -
Денисова Л.Г., Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам // Иностранные языки в школе. №2 1995. -
Рябцева Е. В. Промежуточный тестовый контроль в дистанционном обучении иностранному языку (на материале английского языка). Дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. Тамбов, 2002. -
Фоменко Т.М. Тестирование лексических и грамматических навыков владения иностранным языком // Первое сентября. 2006. № 18. -
Шадриков В.Д., Розина Н.М. Централизованное тестирование: состояние и перспективы // Высшее образование в России, 2000, №1. -
Караваева И.А. Валидность педагогических тестовых измерителей как средство повышения объективности контроля обученности // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук. Ижевск., 2003.