Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Личные права и свободы граждан РФ.
Содержание
Содержание 2
Введение 3
1. Содержание конституционных прав, свобод и обязанностей 4
2. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина 6
Кравец И.А. Конституционная жалоба: традиции и новации в механизме гарантий прав и свобод личности // Журнал российского права. – 2003. -N 8. – С.17. 12
3. Роль государственной власти в сфере обеспечения прав и свобод 19
Заключение 21
Список использованных источников 23
19.Кравец И.А. Конституционная жалоба: традиции и новации в механизме гарантий прав и свобод личности // Журнал российского права. – 2003. -N 8. 25
Введение
Права человека и гражданина – важнейший институт современного права. Конституция РФ1 исходит из того, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью: Как отмечает Е.А. Лукашева, «Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст.29 Всеобщей декларации человека: «При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».2 Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Тема курсовой работы является, безусловно, актуальной, так как затрагивает интересы граждан. Как показал исторический опыт мало провозгласить определенные права и свободы – главное материализовать их, претворить в жизнь. А это более сложная задача. Сегодня с одной стороны, общество осознало необходимость и безусловную ценность естественных прав и свобод человека, а с другой – оно пока не в состоянии обеспечить их полное и гарантированное осуществление. Вместе с тем новизна основ конституционного строя, принципиальные перемены в законотворческой и правоприменительной практике последних лет потребовали переосмысления ряда ключевых теоретических положений и выводов, касающихся сферы реализации прав и свобод граждан.
Объект исследования – комплекс общественных отношений, возникающих в сфере реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
1. Содержание конституционных прав, свобод и обязанностей
Права и свободы человека и гражданина - важнейший институт современного конституционного права, который во второй половине 20 века выдвинулся на первый план как в сфере внутригосударственного, так и международного права. Он является одним из наиболее значительных итогов правового развития человечества, непременный атрибут демократического правового государства, один из важнейших показателей соответствия политической и правовой системы государства современным международно-правовым стандартам.
В юридическом энциклопедическом словаре дано такое понятие свободы: свобода - в общем смысле естественное состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению.3 В более узком смысле свобода означает субъективную возможность человека и гражданина совершать или не совершать конкретные действия, основанные на его конституционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле является юридической формой свободы народа и отдельного человека.
Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав. «Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемными и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами».4 О.Г.Румянцев и В.Н.Додонов по этому поводу пишут: «Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможностей и притязаний в экономической, социальной, политической и культурной сферах».5
Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Они охватывают сферу отношений индивида с государством, в котором он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Статус гражданина вытекает из его особой связи с государством – института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).6
Наиболее распространенным квалификационным признаком в науке конституционного права является содержание прав и свобод человека и гражданина. Именно по этому признаку все они делятся одними авторами на личные права и свободы; политические, социально-экономические права и свободы; другими - на личные права и свободы; политические; экономические; социально-культурные права и свободы человека и гражданина.
7
Итак, политические права - это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и самоуправления и участвовать в их деятельности; экономические права в своей основе связаны с правом собственности, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг; социальные права, оформленные в программах социальных движений, затрагивают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с "вложениями в человека" со стороны государства в сферах здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения; культурные права - это свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность реального приобщения к ним.
Во второй половине XX в. появилась новая группа прав - экологических, вызванная к жизни противоречиями научно - технической революции и проблемой выживания человечества как биологического вида (использование атомной энергии, развитие химической промышленности, разработка природных ресурсов новой техникой и т.д.).
В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане РФ. Это защита Отечества (ст.59), возможность осуществления своих прав и обязанностей в полном объеме с 18 лет (ст.60). Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства для выдачи другому государству (ст.61), возможность иметь гражданство иностранного государства – двойное гражданство (ст.52).
Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах, поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение, располагая специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.
Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в государстве: платить налоги и сборы (ст.57), сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58). Наряду с этим обязанность, закрепленная в ст.59, четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Включение обязанностей в правовой статус индивида не влияет на принципы свободы и правового государства, так как права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут. Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей – это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами.
Таким образом, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим исполнением прав и свобод, с целью защитить интересы общества и государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей подтверждается в ст.29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности».
2. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина
Раздел Конституции, посвященный гарантиям прав и свобод имеет особое значение - ведь Конституция, как Закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Таким образом, одним из принципов на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.
Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в нормативных актах принятых государственными органами.8 Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55Конститутции РФ - не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и не требует наличия специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов - например, ст. 36 Конституции РФ, в которой провозглашается право частной собственности на землю - ч. 3 этой статьи гласит о том, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Таким образом, конституционные права в законах конкретизируются,
развиваются, расширяют перечень прав и свобод (но не сокращают – «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина»), гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов.
Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства стремится к осуществлению всех возможных гарантий по
осуществлению прав и свобод. Воплощение их не укладывается только в рамки права.
В юридической литературе принята классификация гарантий:
- Юридические гарантии рассматриваются как гарантии специальные;
- Экономические, социальные политические, духовные, социально
-психологические - как общие гарантии.
Данная классификация не нашла своего закрепления в нормативно-правовых актах, поэтому не может рассматриваться как единственная правильная.
В Конституции 1993 года нет специального раздела об экономической основе государства и общества, не установлена какая-либо форма собственности в качестве основной или ведущей, как равно и не предусмотрено ограничений для других, в частности собственности. Более того, частная собственность признается и защищается (ст. 35 Конституции РФ). Действующая конституция обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, и провозглашает равенство всех форм собственности и равную их защиту (ст. 8, ст. 34 Конституции РФ).
В современных условиях, когда экономическое пространство России находится в состоянии формирования, роль Конституции как основного закона и иных нормативных актов, регулирующих развитие экономики страны получает особое значение. Вместе с тем, развитие экономики предполагает создание инфраструктуры для осуществления социальных потребностей общества.
Политические гарантии есть направленность политики государства и создание условий для осуществления этих гарантий.9 Думается, правильным будет рассмотреть как в соответствии с Конституцией «государственная защита прав и свобод человека в российской Федерации гарантируется».
Представительная ветвь власти - Федеральное Собрание, будучи законодательным органом, претворяет в жизнь инициативу по принятию
законов, соответствующих конституционным принципам, создает юридические
механизмы обеспечения реального осуществления прав и свобод.
Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности
Уполномоченного по правам человека Российской Федерации в соответствии
с федеральным конституционным законом «Об уполномоченном по правам
человека в Российской Федерации» от 25 декабря 1996 года