Файл: Понятие административных барьеров на отраслевых рынках 4.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение 3
Понятие административных барьеров на отраслевых рынках 4
Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках 7
Виды административных барьеров в современной России. 10
Борьба с административными барьерами на отраслевых рынках России 14
Заключение 15
Библиографический список: 16
Введение
Одним из ведущих факторов реализации монополистической власти в системе экономических отношений выступают возможность установления субъектом власти барьеров на пути развития конкуренции. Сложность или невозможность их преодоления создает субъекту монополистической власти максимально комфортные условия хозяйствования и способствует усилению его влияния. Эти барьеры представляют собой условия объективного и субъективного характера, которые ограничивают или мешают новым субъектам предпринимательской деятельности начинать работу в сфере монопольной власти. Их наличие способствует ограничению потенциальной конкуренции, повышая уровень риска деятельности и в самой сфере власти, то есть. Ограничительные условия обеспечивают субъекту монопольной власти защиту как от внешней конкуренции, так и от изменения внутренней среды его функционирования.
Отличительной чертой современных российских рынков являются существенные ограничения конкуренции всех его агентов. Таким образом, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены значительные структурные, технологические и поведенческие барьеры для входа на рынок бензина, рынок алюминия, лесопромышленный комплекс и рынок сахара; механическая инженерия; рынок авиационных пассажирских перевозок; секторы общественного питания и обслуживания и так далее. Высокие входные барьеры, отсутствие динамичности структуры большинства отраслей, высокая концентрация отраслей, а также второстепенное значение внутреннего рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на мировом рынке, что объективно усложняет развитие конкуренции, являются признаны наиболее важными инструментами для такого ограничения конкуренции. На таких рынках у участников более высокий стимул отказаться от конкуренции, а у крупных компаний - больше стимулов ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке.
Целью выполнения реферата является характеристика и рассмотрение российских форм административных барьеров на отраслевых рынках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
Раскрыть понятие административных барьеров на отраслевых рынках. -
Охарактеризовать административные барьеры на отраслевых рынках. -
Изучить основные виды административных барьеров в современной России. -
Выявить меры по борьбе с административными барьерами на отраслевых рынках России.
В ходе выполнения реферата использованы труды таких отечественных авторов как: И.С. Алейникова, С.А. Евтюхов, С.А. Лукьянов, А. Вурос, Н. Розанова, Т Доминик, Л.В. Рой и др.
Понятие административных барьеров на отраслевых рынках
Отличительной чертой современных российских рынков являются существенные ограничения конкуренции всех его агентов. Так, в последние годы в российской научной экономической литературе были выявлены существенные структурно-технологические и поведенческие барьеры входа для рынков автомобильного бензина, рынка алюминия, лесопромышленного комплекса, рынка сахара; машиностроения; рынка авиационных пассажирских перевозок; сектора общественного питания и услуг и др. Важнейшими инструментами такого ограничения конкуренции признают высокие входные барьеры, отсутствие динамичности структуры большинства отраслей, высокую концентрацию отраслей, а также второстепенность отечественного рынка для крупнейших национальных продавцов, активно конкурирующих на глобальном рынке, что объективно осложняет задачи развития конкуренции. На подобных рынках выше стимулы участников к отказу от соперничества, выше и возможности крупных компаний ограничивать конкуренцию в одностороннем порядке.1
В зависимости от причин, вызывающих возникновение барьеров принято выделять:
1) стратегические (субъективные) барьеры, появление которых вызвано сознательным поведением компаний, уже действующих на рынке (фирмы-старожилы), по недопущению на рынок новых компаний (фирмы-новички);
2) нестратегические (объективные) барьеры, появление которых вызвано действием объективных факторов, независящих от поведения компаний, уже действующих на рынке.
Исторически нестратегические барьеры формируются государственными органами с самого начала их возникновения. Наиболее распространенными являются административные, или правительственные, барьеры входа-выхода фирм на рынок.
Суть их состоит в том, что законодательно или на уровне подзаконных актов устанавливаются некие ограничения на ведение определенного вида деятельности. Преодоление этих ограничений требует временных и финансовых затрат, которые придется производить до вхождения на отраслевой рынок или при желании его покинуть.
Доминик Т. Арменто сделал в своей книге заявление о том, что государство, а не рынок, является источником монопольной власти. Государственное лицензирование, коммунальные сертификаты, франшизы, пошлины и другие ограничения, установленные законом, могут создавать и на практике создавать монополии и монопольную власть для отдельных корпораций, защищая их от конкуренции. Монополистические злоупотребления всегда связаны с вмешательством государства в производство или товарный обмен, и в таких ситуациях действительно наносится ущерб потребителям, продавцам не дают войти на рынок, и конечным результатом всего этого является неэффективное использование ресурсов.
Теоретическое обоснование термина «административные барьеры» вызывает много споров и обсуждается на многих уровнях.
В резолюциях ряда научно-практических конференций по проблемам предпринимательской деятельности административные барьеры определены как «специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенством государственного регулирования и контроля, либо сознательным ущемлением интересов малого предпринимательства со стороны государственных органов и отдельных чиновников», или как «субъективные для МСБ «барьеры входа» на рынок, вызванные, прежде всего, тем, что действующие правила и механизм государственного регулирования хозяйственной деятельности «настроены» на относительно невысокие темпы подготовки и принятия решений в соответствии с бюрократическими принципами работы и оплату из собственных средств бизнесменов труда бюрократов, создающих эти барьеры (которые требуется затем преодолевать бизнесменам самостоятельно)»2
Согласно подходу А. Аузана, П. Крючкова, административные барьеры в экономике - «это правила, установленные решениями государственных органов, соблюдение которых является обязательным условием ведения бизнеса на рынке, введения платежей для бюрократические процедуры ».
Х. Кусаинов считает, что это определение очень емкое, что можно уточнить с точки зрения платежей. По его мнению, следует говорить об искусственных мерах, приводящих к расходам потребителей услуг, зачастую во много раз превышающих установленные тарифы, тогда как разница между «реальным» и «номинальным» платежами фактически проходит по бюджету.
Наиболее правильное определение административных барьеров дает П. Крючкова - сотрудник Бюро Фонда экономического анализа. Административными барьерами являются «формальные обязательные правила ведения предпринимательской
деятельности на рынках товаров или услуг, установленные государственными и местными органами власти, частные издержки которых для субъекта хозяйствования, подпадающего под их действие, превышают частные выгоды от внедрения с учетом эффект дохода. Ситуация получения рентного дохода от монопольного владения административным ресурсом представляется классической ситуацией господства власти.
Таким образом, в рассмотренных определениях административных барьеров подчеркивается, что они появляются на основе формальных правил. Их создание определяется преимуществами и затратами предпринимателей и создателей административных барьеров.
Характеристика административных барьеров на отраслевых рынках
Государство законодательно определяет организационно-экономический уровень и направления развития, правил функционирования отраслевых. Выполняя свои функции по управлению национальной экономикой реализует в каждый определенный период времени инвестиционную, налоговую, таможенную политику, правила разработки недр, использования угодий, запасов, земли; вводит нормы обязательного страхования, устанавливает показатели срока окупаемости капитала, формирует среднюю прибыль, воздействует на ценообразование. Реализация данных мероприятий усиливает устойчивость и непреодолимость барьеров, формируя «барьерный» характер регулирования, что влечет ряд существенных негативных последствий для экономики.
Во-первых, это приводит к серьезным экономическим потерям для общества, как прямых, выраженных в повышении цен, так и косвенных, связанных с недопроизводством валового внутреннего продукта из-за неэффективного использования ресурсов. Экономические потери общества от существования административных барьеров для ведения бизнеса состоят из двух компонентов: трансакционные издержки, связанные с необходимостью преодоления барьеров, большая часть которых трансформируется в потери населения из-за роста розничных цен, то есть прямых потерь; и снизить эффективность использования имеющихся ресурсов и недооценки стоимости, то есть косвенных потерь. Наличие административных барьеров существенно затрудняет выход на рынок преимущественно малого и среднего бизнеса, что снижает уровень конкуренции и, соответственно, общую эффективность экономики. Например, согласно исследованию совокупных прямых потерь российской экономики от наличия административных барьеров, проведенному под руководством В.Л. Тамбовцев, ежемесячные дополнительные расходы на преодоление административных барьеров в сфере торговли и производства составляли от 18 до 19 миллиардов рублей. Во-вторых, барьеры не решают проблем, для решения которых они фактически создаются, в то же
время затрудняя использование других, более эффективных методов государственного регулирования. В-третьих, «барьерная природа экономики создает благоприятную почву для ориентированного на ренту поведения государственных чиновников и связанных с ними коммерческих структур, вовлеченных в« барьерный »бизнес.
В краткосрочной перспективе административные барьеры приносят доход в государственную казну, но в долгосрочной перспективе они способствуют сдерживанию экономической активности и формируют основу для коррупции, поскольку там, где есть возможность что-то допустить в деятельности участников рынка, всегда есть вполне понятное ожидание благодарности.
Количественно высоту административных барьеров можно оценить как функцию двух переменных: временных и денежных затрат. Время, затрачиваемое на различные бюрократические процедуры (регистрация компаний, лицензирование и т. Д.), Можно рассматривать с точки зрения упущенной выгоды. Денежные затраты на преодоление административного барьера можно оценить как сумму обязательных платежей. Сравнивая функции разных отраслевых рынков, можно получить представление об уровне административных барьеров в экономике.
В то же время в качестве тактической (экстренной) меры введение несостоятельных барьеров может быть оправдано на несостоятельных рынках. В качестве таких барьеров могут выступать:
- лицензирование коммерческой деятельности фирм;
- выдача разрешений на определенные виды бизнеса;
- распределение квот для фирм;
- обязательная сертификация продукции, оборудования;
- установление стандартов экологического мониторинга окружающей среды;
- всевозможные ограничения на ввоз или вывоз ресурсов.
Административные барьеры являются неотъемлемой частью инструмента государственного регулирования, который можно творчески использовать и в конечном итоге усилить конкуренцию на этом отраслевом рынке, и его можно применять непосредственно для достижения сужения или исчезновения этого рынка.
Помимо введения административных барьеров, любое государство законодательно формулирует правила функционирования отраслевых рынков и тем самым определяет их организационный и экономический уровень. Государство проводит в каждый период времени определенную инвестиционную, налоговую, таможенную политику, формулирует правила использования ресурсов на своей территории, в первую очередь, порядок разработки полезных ископаемых, использования земель, запасов и земли. Он может ввести правила обязательного страхования, установить показатели для срока окупаемости капитала, нормализовать среднюю прибыль фирм и повлиять на формирование ценообразования. Все эти факторы могут также способствовать росту барьеров на отраслевом рынке.