Файл: Понятие административных барьеров на отраслевых рынках 4.docx
Добавлен: 17.10.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Экономической практике известно много случаев, когда под тяжестью административных и организационно-экономических барьеров многие виды гражданской активности исчезали или затягивались из-за плохого существования. Именно поэтому следует приветствовать инициативу российского правительства по сокращению количества видов лицензируемой деятельности с нескольких сотен до нескольких десятков. Это, с одной стороны, позволит ослабить зависимость экономически активного населения от бюрократии, сузить основу для коррупции, но, с другой стороны, может привести к вседозволенности и отсутствию контроля над развитием предпринимательской деятельности. Деятельность, которая дает не только положительные результаты.
Много дискуссий было вызвано усилиями правительства страны по изменению организации доступа к рыболовству. Предполагалось, что квоты на вылов рыбы должны продаваться на аукционе не компаниям, а напрямую судам, которые не имеют задолженности перед бюджетом.
По-видимому, реализация предложения о переходе от разрешительного принципа регистрации компании к декларативной или регистрации будет продуктивной для развития отечественной экономики. В то же время реализация идеи «единого окна» упростит процедуру открытия нового предприятия. Конечно, можно спорить об эффективности мер по снижению административных барьеров, предлагаемых правительственными чиновниками, но следует отметить, что попытка ослабить барьеры для входа и выхода фирм на отраслевые рынки является положительной тенденцией. Однако, прежде чем снижать уровень административных барьеров, необходимо подготовить гражданское общество к процедуре их устранения.
Виды административных барьеров в современной России.
Основные виды административных барьеров в современной России.
-
Административные барьеры при получении права на осуществление хозяйственной деятельности. Прежде всего, речь идет о запретах на занятие предпринимательской деятельностью. Конституция РФ провозглашает, что в нашей стране можно осуществлять любой, не запрещенный законодательст-вом вид деятельности. Однако имеется указание на то, что запретить заниматься тем или иным видом предпринимательской деятельности может любой акт законодательства. Это означает, что норму, закрепленную и гарантированную Конституцией, может ограничить более низкий по юридической силе нормативно-правовой документ.
Кроме того, закон или другой акт законодательства не содержит требований к процедуре установления запрета на занятие тем или иным видом предпринимательской деятельности, нет и единого перечня таких видов деятельности. Имеющиеся же запреты носят преимущественно разрозненный характер и не всегда доступны для предпринимателей.
Административные барьеры сохраняются при государственной регистрации предпринимательской деятельности. Регистрация была введена по принципу «одного окна», что значительно упростило прежнюю процедуру получения статуса хозяйствующего субъекта. Однако новая процедура регистрации обременена определенными расходами, среди которых следует отметить:
-
Нарушение условий регистрации. -
Трудности с подготовкой отдельных документов, включенных в регистрационный пакет. -
Продолжающаяся практика принудительных платежей за различные социальные нужды.
Чтобы обойти регистрационные барьеры, предприниматель вынужден обращаться к посредникам, в лице которых коммерческие структуры и предприимчивые должностные лица регистрирующего органа могут оказывать свои услуги за плату.
Такие типы государственного регулирования, как лицензирование и сертификация, носят ограничительный характер, и поэтому в идеале они должны применяться только в исключительных случаях, когда определенная деятельность или ее продукт несут в себе определенную угрозу безопасности или жизнедеятельности общества. На самом деле эти инструменты государственного регулирования используются неоправданно широко, в результате чего они по большей части превратились в контроль «над бумагами», способ давления на предпринимателя.
Кроме того, при получении лицензий и сертификатов наши предприниматели вынуждены собирать огромное количество необходимых документов и нести значительные финансовые затраты, в том числе зачастую теневые платежи. Жалобы также вызваны растяжением процедур, дублированием или заменой инструментов регулирования (например, вам необходимо получить лицензию на один и тот же вид деятельности и пройти обязательную сертификацию).
Наряду с вышеуказанными мерами, свобода ведения бизнеса ограничена системой лицензирования. В отличие от лицензирования и сертификации, процедура внедрения и применения этого регулирующего инструмента не имеет юридической силы. Он наиболее широко используется в сфере торговли, фактически заменяя лицензии. Разрешения на торговлю табаком и алкогольной продукцией называются лицензиями; сборы, взимаемые за право торговли, называются лицензиями; Ответственность за торговлю без разрешения - как за деятельность без лицензии. Здесь присутствуют практически все атрибуты лицензирования: особые требования и условия, специальный контрольный орган, специально установленная плата за право осуществления деятельности. Тем не менее, торговля не включена в
список лицензированных видов деятельности, и нет ссылки на уровень закона о законности применения такой меры регулирования. В результате торговля сегодня является одним из наиболее регламентированных видов деятельности в нашей стране: она предъявляет особые требования к наличию специальной материально-технической базы и высокому минимальному размеру уставного капитала, ограничениям на куплю-продажу товаров, применяется высокая степень оформления документов (введение различного рода расписок), постоянный контроль со стороны налоговых и других органов над деятельностью хозяйствующих субъектов. Такие меры, как правило, приводят к снижению налоговых поступлений в бюджет, ликвидации значительного числа бизнес-структур и уходу большей части капитала «в тень».
2. Административные барьеры при получении доступа к материальным ресурсам. Предприниматель, осуществляющий производственную деятельность, постоянно нуждается в приобретении сырья, материалов и комплектующих изделий (лес, металл, алюминиевый профиль, электроника, двигатели, ткани, фурнитура, пищевые добавки и т.д.). Однако в последнее время доступ к таким ресурсам существенно усложнился по следующим причинам:
- Существуют административные ограничения на свободное приобретение сырья, которые отражаются на себестоимости готовой продукции и делают ее неконкурентоспособной (зачастую именно в ценовом плане).
- В настоящее время существует проблема двойной уплаты НДС. Так, оптовые торговые предприятия освобождены от уплаты НДС при импорте сырья – его уплата перекладывается на плечи производителя, закупающего этот товар, который облагается НДС дважды: при производстве и при переработке. Это, в свою очередь, увеличивает издержки официальной деятельности покупателей данного ресурса и усиливает выгоды теневой деятельности, где цены ниже.
- Согласно действующему законодательству, хозяйствующие субъекты расчеты между собой могут производить исключительно безналичным путем, хотя реализовывать товар перечислением на территории республики могут только оптовые фирмы. Между тем оптовики сориентированы, прежде всего, на крупных потребителей, а производители – это в основном предприятия малого и среднего бизнеса, работающие с небольшими объемами сырья, но испытывающие потребность в более широком ассортименте. Ни одна оптовая фирма не в состоянии обеспечить производителей необходимым разнообразием сырья, материалов, комплектующих, фурнитуры и т.д.4 Эти проблемы могли бы решать мелкооптовые фирмы, для деятельности которых правовое поле разработано не до конца.
- Реальный рынок предложений сырья и материалов сосредоточен в сфере наличных платежей. Причем наличные платежи осуществляются через розничную торговлю или через фирмы. Производителю, как известно, запрещено покупать за наличный расчет. Складывается ситуация, когда по закону одни не могут продать, а другие – купить. В результате, чтобы сохранить производство, рабочие места и т.д., производитель вынужден обходить закон, т.е. использовать возможности вне банковского оборота.
3. Административные барьеры при осуществлении текущей хозяйственной деятельности. Немалые издержки несут предприниматели в связи с текущим контролем хозяйственной деятельности. Это и прямые затраты на уплату штрафов, и «отступные» проверяющим, и непроизводительные затраты времени. Практически все предприниматели считают, что в деятельности проверяемого всегда можно найти нарушение, так как наверняка найдется неправильно заполненный или будет отсутствовать «нужный» контролеру документ. Это признают и контролирующие инстанции. Суммы «отступных» варьируются от характера, степени тяжести правонарушения, а также от фи-нансового состояния проверяемого. Весьма существенными остаются непро-изводительные затраты времени. Хотя плановые проверки по закону должны проводиться не чаще одного раза в год и продолжаться не более 30 календарных дней, предприниматели указали в ходе опроса, проведенного в рамках исследования, что в среднем за год они «переживают» более 4 внеплановых проверок, в том числе со стороны налоговых органов (31% опрошенных), со стороны милиции (25%), пожарной службы (35%), санэпидстанций (27%), прокуратуры (28%), банков (12%).
Существуют значительные трудности при получении наличных с банковского счета. Ограничения по выдаче наличных в основном связаны с мерами по сокращению небанковского оборота. Однако на практике это приводит к сокрытию денежных поступлений, увеличению производства неучтенных продуктов и снижению показателей официально проданных продуктов и оказанных услуг, к использованию незаконных схем снятия наличных. Зная, что существуют такие ограничения, частный производитель постарается сохранить минимально необходимую сумму на банковском счете, поскольку его деньги на счете могут быть просто «заморожены».
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития задача «преодоления административных барьеров» не является четко определенной задачей какого-либо органа федеральной исполнительной власти.
Прежде чем принимать меры на федеральном уровне, возможно и необходимо на местном уровне предпринять конкретные действия по упорядочению проверок, устранению административных барьеров в развитии и поддержке предпринимательства при уважении прав и интересов как предпринимателей, так и предпринимателей.
Борьба с административными барьерами на отраслевых рынках России
Борьба с административными барьерами является одним из аспектов деятельности по совершенствованию и развитию правовой базы. В то же время это достаточно специфичная область деятельности, напрямую затрагивающая интересы коррумпированных чиновников и поэтому она заслуживает отдельного рассмотрения.
Административные барьеры негативно влияют на формирование рыночных отношений по всей стране:
-
Усиливается регионализация местных рынков и усиливается местный монополизм товаропроизводителей. -
Независимость хозяйствующих субъектов ограничена, нарушена свобода хозяйственной деятельности. -
Существуют препятствия для межрегионального потока товаров, услуг, финансовых ресурсов. -
Общие объемы производства уменьшаются с ростом цен в результате введения дополнительных налогов, запретов или квот на продажу продукции. -
Начальные условия для создания новых бизнес структур сложны.
По мнению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и территориальных палат, возможность преодолеть административные барьеры появится в том случае, если удастся обеспечить:
-
Равные возможности хозяйствования на товарных рынках, включая правовую регламентацию вопросов порядка и процедуры предоставления лицензий, а также государственной помощи в виде субсидий, льгот, гарантий или иных преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов. -
Повсеместное использование конкурсных принципов размещения государственного и муниципального заказов. -
Устранение региональной обособленности товарных рынков и расширение товарообмена путем ликвидации созданных барьеров для входа на рынок новых хозяйствующих субъектов и развитие системы, не допускающей принятия анти рыночных административных решений. -
Усиление контроля за принятием решений исполнительными органами власти по реализации актов своих законодательных органов.
Таким образом, на современном этапе существует проблема снижения негативного эффекта административных барьеров на товарных рынках, ее политическая и социальная значимость