Файл: Зачет АНТРОПОЛОГИЯ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Вопрос 1 Предмет, задачи и методы антропологии. Место антропологии в системе наук, ее научное и практическое значение.

Вопрос 2. Зарождение антропологических знаний: представление о происхождении человека в древнем мире, средневековье и в эпоху Возрождения.

Вопрос 3. Формирование эволюционных идей в антропологии. Идея антропогенеза до ч. Дарвина.

Вопрос 4. Дарвин об эволюции животного мира. Человеческая родословная по Дарвину.

Вопрос 5. Место человека в системе животного мира.

Вопрос 6. Данные зоологии, генетики и других наук о животном происхождении человека.

Вопрос 7. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов.

Вопрос 8. Система отряда приматов.

Вопрос 9. Человекообразные обезьяны и их происхождение. Современные антропоиды.

Вопрос 10. Факторы и критерии гоминизации.

Вопрос 11. Симиальная теория антропогенеза.

Вопрос 12.Человек как примат.

Вопрос 13. Основные этапы эволюции приматов. Прародина человечества.

Вопрос 14. Методы реконструкции филогенеза приматов и гоминид.

Вопрос 15.Эволюция гоминоидов (ранние этапы).

Вопрос 16. Поздние этапы эволюции гоминоидов.

Вопрос 17. Первые представители рода «человек» в Восточной Африке.

Вопрос 18.Биологические предпосылки очеловечивания

Вопрос 19. Поздние этапы эволюции гоминид. Австралопитеки.

Вопрос 20. Методы реконструкции филогенеза приматов и гоминид. Периодизация кайнозойской

Вопрос 21. Древние люди – неандертальцы.

Вопрос 22. Ископаемые люди современного физического типа – кроманьонцы.

Вопрос 23. Ранние этапы социогенеза.

Вопрос 24. Понятие о расах и видовое единство человечества. Нация и раса.

Вопрос 25. Классификация человеческих рас.

Вопрос 26. Основные факторы расообразования.

Вопрос 28. Изменчивость расовых признаков в пространстве и времени.

Вопрос 29. Проблема адаптивности расовых признаков.

Вопрос 30. Кривая роста человека.

Вопрос 32. Пубертатный скачок роста.

Вопрос 33. Факторы регулирующие рост человека.

Вопрос 34. Генетический контроль роста.

Вопрос 35. Биогеографические (природные) факторы

Вопрос 36. Социально-экономические факторы.

Вопрос 37. Взаимодействие наследственности и среды в регуляции скорости роста.

Вопрос 38. Эпохальные колебания темпов развития человека.

Вопрос 39. Зависимость эмоционального развития человека от темпов физического развития.

Вопрос 40. Зависимость интеллектуального развития человека от темпов физического развития.

Вопрос 41.Типы телосложения Мезоморфный тип телосложения, характеристика, прогноз развития

Эктоморфный тип телосложения, особенности развития

Медицинская классификация типов телосложения.

Вопрос 42. Физическое созревание и эмоциональное развитие человека.

Вопрос 43. Темп роста и интеллект человека.

Вопрос 44. Морфологические аспекты конституции тела человека.

Вопрос 45. Функциональные аспекты конституции.

Вопрос 46. Понятие о биохимической индивидуальности. Морфофункциональные взаимоотношения.

Вопрос 47.

Вопрос 48. Медицинские аспекты конституции

Вопрос 49. Понятие о физическом развитии

Вопрос 50. Экологические аспекты конституции./

Зачет АНТРОПОЛОГИЯ

Вопрос 1 Предмет, задачи и методы антропологии. Место антропологии в системе наук, ее научное и практическое значение.

Антропология - наука о происхождении и эволюции человека, образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физического строения человека. Обоснование места антропологии среди других наук было дано ещё Ф. Энгельсом, определившим её как науку, опосредствующую «... переход от морфологии и физиологии человека и его рас к истории» Антропологию можно определить как комплекс дисциплин, изучающих происхождение человека и его физическую и биосоциальную эволюцию. Многие дисциплины соприкасаются с особыми аспектами изучения человеческого существования, но ни одна из них специально не интересуется положением нашего вида в биологической системе или нашим происхождением, либо нашим отношением к высшим позвоночным и другим формам жизни. Анатомия детально описывает строение нашего тела; физиология изучает функции организма; патология имеет дело с патологическими состояниями и процессами; психология связана с особыми свойствами нашего мозга; наконец история должна заниматься произведениями человеческой культуры.

В современной антропологии распространены методы гематологических исследований, а также методы микроанатомии, биохимии, рентгенологии, посемейного изучения, применение радиоактивных изотопов, различные фотометрические методы соматометрию – измерение живого человека, остеометрию — измерение костей скелета, краниометрию — измерение черепа. В расоведении большое значение получил т. н. географический метод, т. е. картографирование значений отдельных расовых признаков и «наложение» этих карт друг на друга. В сочетании с данными этнографии и истории географический метод составляет основу расового анализа.

Вопрос 2. Зарождение антропологических знаний: представление о происхождении человека в древнем мире, средневековье и в эпоху Возрождения.

Задумывалась античность и над проблемой происхождения человека. В эпоху первобытного и раннеклассового общества, интересуясь своим прошлым, человек представлял его в виде генеалогических и этнологических мифов и легенд, т.е. устных преданий о деяниях и героических подвигах предков, о происхождении родов и племен. Это нашло выражение, в частности, в гениальных произведениях Древнегреческих поэтов Гомера (“Одиссея”, “Илиада”) и Гесиода (“Геогония”, “Труды и дни”), в произведениях других древнегреческих авторов. В эту эпоху формируется и концепция “золотого века” человечества, т.е. представление о том, что в далеком прошлом жизнь людей была намного лучше, чем впоследствии (ведь люди произошли от богов); что история человечества — это история не улучшения, а ухудшения, усложнения жизни людей. 


Формирование антропологии началось в середине XVIII века. Карл Линней в первом издании своей «Системы природы» в 1735 г. объединил человека и обезьян в один отряд и дал ему имя «приматы». В 1760 г. вышла в свет книга Карла Линнея «Родственники человека». В ней автор ввел название рода людей как «Человек разумный».

Однако первый эволюционный подход к этому вопросу принадлежит Жану Батисту Ламарку, который попытался раскрыть механизм происхождения человека с позиций своей теории. По его мнению, основными факторами эволюции послужили изменения внешней среды, а именно: исчезновение лесов, которое способствовало переходу обезьяноподобных предков к жизни на земле и хождению на двух конечностях. «Упражнение» органов, в данном случае задних конечностей, привело к появлению прямой осанки и укорочению рук, особенности питания привели к изменениям в строении челюстей.

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии (проблема психофизического параллелизма).


Вопрос 3. Формирование эволюционных идей в антропологии. Идея антропогенеза до ч. Дарвина.

С незапамятных времен люди подмечали, однако, большое сходство человека с другими животными, в связи с чем, зародилась идея о естественном, а не чудесном происхождении человека. Такая мысль появилась уже в древности и ярко выражена, например, в произведении римского поэта Тита Лукреция Кара (95-51 до н.э.), в поэме "О природе вещей". По идее Лукреция, люди зародились впервые непосредственно из земли в те времена, когда она обладала могучим плодородием; земля произвела зверей, птиц и других животных после того, как покрылась всевозможными растениями.

В трудах Аристотеля (384-322 до н. э.), Гиппократа (род. около 460, умер около 377 до н. э.), а также других крупнейших естествоиспытателей и врачей древнего мира уже были заложены некоторые научные основы исследования и описания черт различия и сходства между человеком и млекопитающими животными, в том числе по строению тела, его развитию и функциям. Из всех перечисленных деятелей Аристотелю принадлежит крупнейшая заслуга, так как именно он впервые подверг подробному рассмотрению человеческое тело, указал место, занимаемое человеком в системе животного мира, перечислил такие кардинальные различия между человеком и другими животными, как прямохождение, крупный головной мозг, речь разум, и подверг эти особенности анализу.

Позднее римский врач и анатом Клавдий Гален (130-201 н.э.) установил большое сходство в строении тела между человеком и обезьянами, отметив черты сходства и различия с другими животными. Сочинения Галена доставили ему, как и Аристотелю, громадный авторитет и тысячелетнюю мировую славу. Знания о человеке и животном мире в дальнейшем умножались в связи с усиленным развитием производительных сил человеческого общества.

В XVIII в. известный шведский ученый Карл Линней (1707- 1778) помещает человека в своей классификации животного мира и отводит ему особый род людей (Homo) с одним видом "человека разумного" (Homo sapiens) рядом с человекообразными обезьянами.

Однако Линней стоял на точке зрения креационистской: разумность он объяснял тем, что в человеке есть частица божественной мудрости.

За рубежом крупнейший предшественник Дарвина в области биологии-Жан Ламарк (1744-1829)-в своем сочинении "Философия зоологии" (1809) привел ряд доказательств эволюции в мире животных и растений и тем самым выступил против широко распространенной метафизической концепции того времени.


Ламарк утверждал, что все современные организмы произошли от древних путем эволюции. Он допускал, что сам человек развился на протяжении времени из обезьяны. Древняя человекообразная обезьяна в связи с поредением лесов была вынуждена сменить древесный образ жизни на наземный и перейти к хождению на двух ногах. Вследствие прямохождения сильно изменилось строение позвоночника, мускулатуры, стопы, кисти, челюстей, зубов, головного мозга. 

Вопрос 4. Дарвин об эволюции животного мира. Человеческая родословная по Дарвину.

Сущность эволюционного учения заключается в следующих основных положениях:

1. Все виды живых существ, населяющих Землю, никогда не были кем-то созданы.

2. Возникнув естественным путем, органические формы медленно и постепеннопреобразовывались и совершенствовались в соответствии с окружающими условиями.

3. В основе преобразования видов в природе лежат такие свойства организмов, как наследственность и изменчивость, а также постоянно происходящий в природе естественный отбор. Естественный отбор осуществляется через сложное взаимодействие организмов друг с другом и с факторами неживой природы; эти взаимоотношения Дарвин назвал борьбой за существование.

4. Результатом эволюции является приспособленность организмов к условиям их обитания и многообразие видов в природе.

Дарвин выделил три формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными факторами окружающей среды. Наиболее острая внутривидовая борьба между особями одного вида в связи с одинаковыми потребностями в пище, условиями обитания, например борьба между лосями, питающимися корой деревьев и кустарников.

Параллельно с огромной работой над созданием новой теории эволюции Дарвин глубоко задумывается над вопросом о том, как произошел человек. Проблема антропогенеза была для Дарвина, как для натуралиста, самой высокой и самой интересной, хотя и окруженной предрассудками, как он писал Уоллесу в 1857 г., т. е. всего лишь за два года до выхода в свет своего основного труда по теории эволюции.

Сочинение Дарвина "Происхождение человека и половой отбор" появилось в 1871 г. Оно представляет собой как бы расширенное истолкование единственной, но многознаменательной фразы Дарвина о человеке в его основном труде "О происхождении видов путем естественного отбора" (1859), где напечатано: "Много света будет пролито на происхождение человека и на его историю".

Дарвин не мог бы найти правильного подхода к решению проблемы антропогенеза, если бы на предыдущих этапах истории науки не был уже накоплен достаточный фактический материал. Некоторые из доказательств естественного происхождения человека Дарвин взял из геологии, воспользовавшись ее свидетельствами из истории Земли и развития жизни на ней.


Сгруппированные Дарвином факты этих наук, а также зоологии, паразитологии, патологии, психологии позволили ему совершенно определенно утверждать, что ближайшими предками людей были ископаемые обезьяны третичного периода, жившие в тропической области Старого Света. Дарвин писал: "Обезьяны разделились потом на две большие ветви: обезьян Старого и Нового Света. От первых же произошел в отдаленный период времени человек, чудо и слава мира".

По Дарвину, древние предки наши - обезьяны - жили стадами на деревьях, имели остроконечные уши, были покрыты шерстью, оба пола имели бороды. Очевидно, это были примитивные низшие обезьяны. Более поздними предками, по Дарвину, были человекообразные обезьяны. Из известных ему ископаемых антропоидов он упоминает дриопитека (Соч., т. V, стр. 267). В силу изменения природных условий, в частности благодаря поредению лесов на их родине, эти предки наши, древние человекообразные обезьяны, в поисках пищи были вынуждены перейти от жизни на деревьях к жизни на земле в лесостепной местности. Потом они стали обитать и на совсем открытой местности.

Переход от обезьяны к человеку был, по мнению Дарвина, облегчен прежде всего наличием таких особенностей, как, например, высокоразвитый головной мозг и дифференцированные передние и задние конечности (первые раньше специализировались больше по цеплянию за ветви, хватанию плодов и других предметов; на долю вторых приходилась прежде всего опорная функция). Прямохождение, высокое умственное развитие и общественный инстинкт сильно содействовали, по мнению Дарвина, изобретению орудий, появлению членораздельной речи и способов добывания огня, а все это в ходе дальнейшего развития неизмеримо возвысило человека над прочими животными.