ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Вопрос 3. Формирование эволюционных идей в антропологии. Идея антропогенеза до ч. Дарвина.
Вопрос 4. Дарвин об эволюции животного мира. Человеческая родословная по Дарвину.
Вопрос 5. Место человека в системе животного мира.
Вопрос 6. Данные зоологии, генетики и других наук о животном происхождении человека.
Вопрос 7. Общая эколого-географическая и морфофизиологическая характеристика приматов.
Вопрос 8. Система отряда приматов.
Вопрос 9. Человекообразные обезьяны и их происхождение. Современные антропоиды.
Вопрос 10. Факторы и критерии гоминизации.
Вопрос 11. Симиальная теория антропогенеза.
Вопрос 13. Основные этапы эволюции приматов. Прародина человечества.
Вопрос 14. Методы реконструкции филогенеза приматов и гоминид.
Вопрос 15.Эволюция гоминоидов (ранние этапы).
Вопрос 16. Поздние этапы эволюции гоминоидов.
Вопрос 17. Первые представители рода «человек» в Восточной Африке.
Вопрос 18.Биологические предпосылки очеловечивания
Вопрос 19. Поздние этапы эволюции гоминид. Австралопитеки.
Вопрос 20. Методы реконструкции филогенеза приматов и гоминид. Периодизация кайнозойской
Вопрос 21. Древние люди – неандертальцы.
Вопрос 22. Ископаемые люди современного физического типа – кроманьонцы.
Вопрос 23. Ранние этапы социогенеза.
Вопрос 24. Понятие о расах и видовое единство человечества. Нация и раса.
Вопрос 25. Классификация человеческих рас.
Вопрос 26. Основные факторы расообразования.
Вопрос 28. Изменчивость расовых признаков в пространстве и времени.
Вопрос 29. Проблема адаптивности расовых признаков.
Вопрос 30. Кривая роста человека.
Вопрос 32. Пубертатный скачок роста.
Вопрос 33. Факторы регулирующие рост человека.
Вопрос 34. Генетический контроль роста.
Вопрос 35. Биогеографические (природные) факторы
Вопрос 36. Социально-экономические факторы.
Вопрос 37. Взаимодействие наследственности и среды в регуляции скорости роста.
Вопрос 38. Эпохальные колебания темпов развития человека.
Вопрос 39. Зависимость эмоционального развития человека от темпов физического развития.
Вопрос 40. Зависимость интеллектуального развития человека от темпов физического развития.
Вопрос 41.Типы телосложения Мезоморфный тип телосложения, характеристика, прогноз развития
Эктоморфный тип телосложения, особенности развития
Медицинская классификация типов телосложения.
Вопрос 42. Физическое созревание и эмоциональное развитие человека.
Вопрос 43. Темп роста и интеллект человека.
Вопрос 44. Морфологические аспекты конституции тела человека.
Вопрос 45. Функциональные аспекты конституции.
Вопрос 46. Понятие о биохимической индивидуальности. Морфофункциональные взаимоотношения.
Вопрос 48. Медицинские аспекты конституции
Вопрос 17. Первые представители рода «человек» в Восточной Африке.
Первым представителем рода Homo считается, с рядом оговорок, вид Homo habilis, или «человек умелый». Он появился в Восточной Африке около 2,4 млн. лет назад. Примерно к этому же времени относятся и древнейшие из известных сейчас каменных орудий со следами намеренного изготовления, знаменующие собой для археологов начало палеолита (древнекаменного века) и начало нашей культурной истории в целом. В ряде случаев эти орудия были найдены вместе с костями человека умелого, чему последний и обязан таким названием.
От своих предшественников габилис отличался, прежде всего, формой черепной коробки, приобретшей более плавные и округлые очертания, чем у австралопитеков. Это было вызвано изменениями, которые претерпел мозг. Даже если судить только по величине мозга, не касаясь его строения, различия между австралопитеками и человеком умелым все равно будут впечатляющими. У первых объем эндокрана колеблется от 400 до 500 см3, почти никогда не выходя за эти рамки, а у второго он редко бывает меньше 600 см3 и в отдельных случаях достигает даже 700 с лишним кубических сантиметров. Кроме того, как показывает изучение рельефа внутренней поверхности мозговой полости габилисов, у них уже формировался подобный человеческому узор борозд, и даже появились довольно хорошо выраженные выпуклости в тех областях коры, где у людей находятся речевые центры (поле Брок? и поле Вернике).
Вопрос 18.Биологические предпосылки очеловечивания
1. Элементы общественного поведения обезьян были одной из слагаемых биологических предпосылок очеловечивания. Так, стадность повышала защиту от хищников, конкурентную способность, выживаемость потомства; обеспечивала передачу определенных навыков, способствовала удлинению жизни и большей стабильности популяции, стимулировала проникновение в новые экологические ниши.
2. Второй биологической предпосылкой очеловечивания было расширение функций малоспециализированной конечности приматов до способности руки осуществлять тонкие манипуляции с предметами. Происходило это за счет уменьшения опорной функции передних конечностей и способности большого пальца поворачиваться таким образом, что бы его ладонная поверхность была обращена к другим пальцам. Этим самым достигается точный («прецизионный») зажим, при котором концы всех пальцев могут сходиться в одной точке.
3. Третья биологическая предпосылка очеловечивания заключается в способности большинства приматов сидеть, прыгать, или висеть, поддерживая тело в относительно выпрямленном положении.
4. Четвертой эволюционной тенденцией в ряду приматов, достигшей наибольшего развития у человека является преобразование репродуктивной функции и онтогенеза: укорочение полового цикла, удлинение периода беременности, отсрочка полового созревания, выделение «переходного» климактерического периода, удлинение детства и увеличения продолжительности жизни. Удлинение детства в онтогенезе высокоразвитых понгид (до 6 – 8 лет) имело существенное значение для формирования адекватного поведения в сложноорганизованных сообществах и явилось важной биологической предпосылкой очеловечивания в период освоения предками человека социальной программы.
Вопрос 19. Поздние этапы эволюции гоминид. Австралопитеки.
Австралопитеки представляли собой очень маленькие и худые, по нынешним меркам, существа: средний рост около 120 см, масса от 22 до 55 кг. Очень маленький по объему был у них головной мозг, он соответствовал объему мозга человекообразных обезьян. Напротив, челюсти были массивными — постоянно что-то жующими, перемалывающими. Сильно выраженные надбровные дуги и покатый лоб придавали австралопитеку сходство с уличным бандитом, если бы не отсутствие подбородка. Тем не менее черепная коробка уже близка к таковой современного человека, а мозг австралопитека относительно размеров тела имеет больший объем, чем мозг человекообразной обезьяны. Форма неба и зубная система были ближе к человеческим, чем к обезьяньим.
Австралопитек, подобно людям, имел позвоночный столб С-формы, но более сутулистый, а также мощные опорные основания на поясничном отделе позвоночника, которые позволяли выдерживать нагрузку массы туловища. Однако в отличие от современных людей австралопитек имел относительно малые позвонки, которые к тому же содержали много патологий. Это говорит о том, что нижняя часть позвоночника была развита для прямого хождения, а верхняя еще не развилась в эффективную и подвижную опору, оптимально распределяющую массу тела6.
Вопрос 20. Методы реконструкции филогенеза приматов и гоминид. Периодизация кайнозойской
Основной источник реконструкции филогенеза приматов и гоминид – многочисленные, но большей частью довольно фрагментарные палеонтологические и палеоантропологические материалы. Нередко приходится пересматривать, повторно изучать и классифицировать имеющиеся материалы, так как в последние время они значительно пополнились. Особое значение при филогенетических реконструкциях имеет датирование скелетных остатков. Из числа таких методов преимущественно употребляются: 1. Классический геохронологический метод – определяется лишь последовательность геологических событий на основе известной скорости некоторых процессов – шкала геологического времени, подразделяющаяся на эры, периоды, эпохи. 2. Гляциологический метод – используется применительно к четвертичному периоду: в средних широтах имеет значение чередование периодов оледенения (гляциалов) и межледниковий; в низкий широтах – чередование дождливых и сухих периодов, но соответствие этих климатических сдвигов периодами оледенения и межледниковий в северных районах нельзя считать достоверно установленными. 3. Биостратиграфический (палеонтологический) метод основан на процессе эволюции органического мира. Кроме этого применяются археологический метод; метод основанный на скорости радиоактивного распада элементов, содержащихся в породах и органических остатках; радиометрические методы – радиоуглеродный – основан на определении содержания радиоактивного изотопа 14С в углероде ископаемых органических остатков; фторовый метод – основан на предположении о зависимости содержания фтора в ископаемых костях от геологического возраста отложений, этот метод используется для возраста до 1 млн. лет. С начала 60-х гг. в примато- и анропогенезе интенсивно развиваются новые перспективные методы филогенетической реконструкции; именно для обозначения исследований человеческой эволюции на молекулярном уровне и был впервые предложен термин «молекулярная антропология». На основе данных молекулярной антропологии предпринимались неоднократные попытки определить время дивергенции гоминидной и понгидной линии. В молекулярной антропологии использовалось несколько методов оценки степени биохимической дифференцировке между различными таксонами: это гибридизация ДНК, определение аминокислотной последовательности белков и других макромолекул. Приводимые разными исследователями даты разделения гоминид и африканских понгид (шимпанзе) колеблются от 2,7 до 8-9 млн. лет назад; для разделения линий человека и шимпанзе 6,3 – 7,7 млн. лет; отделение гориллы 8 – 10 млн. лет.
Вопрос 21. Древние люди – неандертальцы.
Останки этих представителей первобытного человека удалось найти первыми из гоминидов. Древние люди (неандертальцы) были обнаружены в 1829 году в Бельгии. Тогда этой находке не придали значения, и ее важность доказали много позже. Затем их останки обнаружили в Англии. И только третья находка в 1856 году вблизи Дюссельдорфа дала название неандертальцу и доказала важность всех предыдущих найденных ископаемых останков.
Найденные кости ископаемых людей были тщательно изучены, и на основе исследований ученым удалось воссоздать примерный облик. Неандерталец – это, несомненно, один из первых людей, поскольку его сходство с человеком разумным очевидно. Вместе с тем есть и огромное количество различий. Средний рост древнего человека составлял 165 сантиметров. У него было плотное телосложение и большая голова, причем по объему черепной коробки древние люди неандертальцы превосходили современного человека. Руки являлись короткими, больше похожими на лапы. Широкие плечи и бочкообразная грудь говорят о большой силе. Мощные надбровные дуги, очень маленький подбородок, широкий нос, короткая шея – еще одни особенности неандертальцев. Скорее всего, эти черты сформировались под влиянием тяжелых условий ледникового периода, в котором жили древние люди 100 – 50 тысяч лет назад. Строение неандертальцев дает основание предполагать, что они обладали большой мышечной массой, тяжелым скелетом, питались преимущественно мясом и были лучше, чем кроманьонцы, приспособлены к субарктическому климату. Они обладали примитивной речью, скорее всего, состоявшей из большого количества согласных звуков.
Вопрос 22. Ископаемые люди современного физического типа – кроманьонцы.
По сравнению с неандертальцами, у кроманьонцев был менее массивный скелет. Их лоб был более прямым и гладким, нежели у неандертальцев. Также стоит отметить, что череп кроманьонцев имел высокий и округлый свод. Подбородок этих людей был выступающим, глазницы – угловатыми, а нос – округлым.
Это были европеоиды, громадного роста (в среднем 187 см), с идеальной прямой двуногой походкой и очень большой головой (от 1600 до 1900 см³). Такой крупный череп мог еще считаться «пережитком неандертализма», но у этой головы был уже прямой лоб, высокий черепной свод, резко выступающий подбородок.
Кроманьонский человек не знал, что такое металл, не подозревал ни о земледелии, ни о скотоводстве, но, если бы мы могли перенести его через 400 столетий, он, как видно, все легко бы сообразил и смог бы составить уравнение, написать поэму, работать на станке и выступать в шахматном турнире.