Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Международное гуманитарное сотрудничество.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
ИТОГОВОЕ ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по дисциплине «Международное гуманитарное сотрудничество»
Влияние религии на международные отношения
(тема практического задания)
ФИО студента | Кодиров Ардашер Насимжонович |
Направление подготовки | Международные отношения |
Группа | МНО-Б-01-Д-2019-1 |
Москва
Оглавление
Введение. 2
Возрождение религии в изучении международных отношений 4
Что не так с эссенциализацией религии в политологии? 6
Религиозные организации в контексте международного сотрудничества 7
Заключение 10
Список источников: 11
Введение.
Какова роль религии в международной политике? Ученые часто указывают на историческое значение религии в международных отношениях в связи с крестовыми походами, исламским халифатом, буддийскими "монахами-воинами" Сохэя и другими событиями и сообществами. Однако из-за преобладания тезиса о секуляризации и связанных с ним предположений эпохи Просвещения ученые в области политологии, и в частности международных отношений, в основном игнорировали религию в современных политических вопросах. Распад Советского Союза заставил исследователей международных отношений отказаться от идеологических споров между капитализмом и коммунизмом и обратить внимание на роль других важных факторов в международных отношениях, в том числе и религии. Тезис Сэмюэля Хантингтона о "столкновении цивилизаций" (1993, 1996, взято из Bernard Lewis, 2001) и события 11 сентября 2001 года только усилили и укрепили интерес к взаимосвязи между религией и международными отношениями. Однако растущий интерес к теме религии и международных отношений часто связан с предположениями, которые связывают религиозное с магическим, эмоциональным или варварским - что приводит к конкретным предположениям о склонности религиозных идеологий к конфликтам. Такие предположения рассматривают религию в лучшем случае как анахронизм и антисовременность, а в худшем - как опасность. Несмотря на тенденцию рассматривать религию как изначально проблематичную, в последние годы ряд ученых, представителей гражданского общества,
государственных учреждений и организаций утверждают, что религия может способствовать мирным процессам и более широким проектам добра в мире. Эти последние точки зрения подчеркивают пророков, проекты и принципы мира, которые являются важными компонентами многих религиозных традиций, и/или они фокусируются на инструментальных "благах", которые исходят от конкретных религиозных взглядов и убеждений. Эти две точки зрения на религию - одна представляет религию как изначально проблематичную, а другая как изначально хорошую - очевидны во многих исследованиях, использующих как количественные, так и качественные/интерпретативные методы. Такие подходы, несмотря на кажущуюся противоположность религиозных доктрин и религиозных акторов, часто продолжают рассматривать религию как монолитную, стабильную и легко идентифицируемую категорию анализа, которая включает в себя широкий и сложный спектр религиозных акторов, институтов, верований, доктрин и практик в определенных и строгих границах.
Однако эти взгляды все больше осложняются другими, включая мнение о том, что религия может иметь как положительные, так и отрицательные аспекты, что ее необходимо изучать в контексте, и/или мнение, настаивающее на том, что "религию" необходимо понимать в первую очередь в связи с ее предполагаемой противоположностью, "секуляризмом". Последние два подхода характерны для науки, которая понимает религию как исторически обусловленную и политически встроенную. Многие ученые, придерживающиеся этих взглядов, также утверждают, что полностью отделить религиозное от светского крайне сложно, если вообще возможно, что требует исследования того, как религиозное и светское взаимно конституируются.
Возрождение религии в изучении международных отношений
Хотя религия никогда полностью не отсутствовала в изучении международных отношений, после окончания холодной войны возобновилось и усилилось внимание к религиозным акторам, движениям и традициям. После распада Советского Союза ученые перестали рассматривать капиталистические и марксистские идеологические различия для объяснения политической и социальной напряженности и обратили свое внимание на религиозные, этнические и культурные различия. Конфликты, вспыхнувшие в Армении и Азербайджане, бывшей Югославии,
Чечне и других странах, рассматривались почти исключительно как конфликты между различными и несоизмеримыми религиозными идентичностями, даже там, где представители разных религий в течение многих лет мирно уживались и жили вместе. В этот период религия и этническая принадлежность (например, в Руанде) имели тенденцию к овеществлению в академическом анализе. Тем не менее, некоторые ученые, в том числе Питер Бергер (1999), начали возлагать ответственность за проблематичные характеристики религии на предположения, лежащие в основе самой академической науки. В частности, Бергер и другие, которые изначально были сторонниками "тезиса секуляризации", связывающего модернизацию и прогресс с процессами секуляризации, теперь утверждали, что религия больше не находится в упадке в глобальном масштабе и что роль религии в международной политике необходимо изучать. В то же время такие ученые, как Джон Эспозито (1999), отмечали, что страх перед исламом, в частности, заменил страх перед Советским Союзом в анализе внешней политики, который проводился по модели Хантингтона (1993, 1996). В результате, академическое внимание к роли религии в международных отношениях росло и усиливалось, и в то же время политики и практики также начали уделять серьезное внимание влиянию религии на глобальные дела.
Возрождение изучения религии в международных отношениях вызвало широкий спектр дискуссий, вопросов и дебатов о роли религии в политике и подходах к ее изучению. Однако такие исследования часто основываются на предположениях, которые представляют религию как социальный элемент, который неизбежно ведет к напряженности или откровенному конфликту, или что религия каким-то образом иррациональна и поэтому не подходит для общественной сферы. Такие ученые, как Сэмюэль Хантингтон (1993, 1996), представляют наиболее яркий пример связи религии с конфликтом. Его тезис о "столкновении цивилизаций" утверждал, что религия не только имеет значение в международных отношениях, но и что на момент написания его книги и в будущем она будет оставаться одной из движущих сил конфликта. В частности, Хантингтон (1993, стр. 29) утверждал, что глобальные "цивилизации" будут конкурировать из-за конкретных культурных и религиозных ценностей.
Многие ученые в значительной степени дискредитировали тезис Хантингтона
, указывая на то, что его утверждения были чрезмерно упрощенными, ошибочными и даже расистскими. Ученые с разных точек зрения и подходов (Berger, 1999; Rudolph & Piscatori, 1997) представили собственные эмпирически обоснованные исследования роли религии в международных отношениях и глобальной политике и попытались использовать в своих работах более тонкие и контекстуальные подходы.
Однако события 11 сентября 2001 года вновь вызвали к жизни взгляды на религию (в первую очередь ислам) и насилие, которые тесно перекликались со "столкновением" Хантингтона. Вопросы о том, способствует ли ислам насилию или нет, стали обычными в научных кругах, а также в популярных СМИ и новостных изданиях (Molloy, 2015). Затем эти вопросы усилили другие опасения по поводу совместимости религии с демократией и надлежащего места религии в общественной жизни и публичной сфере (Casanova, 1994; Mendieta & VanAntwerpen, 2011; Stepan, 2000). Скептическое отношение к религии также пронизывает исследования в области глобальных исследований за пределами политологической дисциплины международных отношений. Например, в исследованиях развития религию "отделили" и "не доверяют" (Hovland, 2008, p. 180), что является проблематичным шагом, который активно оспаривают такие ученые/практики, как Кэтрин Маршалл (2013).
Что не так с эссенциализацией религии в политологии?
В то время как богословы занимаются герменевтическим анализом священных текстов, часто споря между собой о том, что является наиболее точным представлением или интерпретацией данной религиозной традиции (т.е. метод "апологетики"), социологи обычно сосредотачиваются на том, как и/или почему политические, экономические и социальные события и процессы взаимодействуют с религиозными традициями. Различие между дисциплинами не следует считать абсолютным, но его важно подчеркнуть при анализе проблематичных чрезмерных упрощений религии, которые имеют тенденцию всплывать в некоторых исследованиях в области социальных наук. Приписывание религии фиксированной и существенной онтологии приводит к нескольким аналитическим и нормативным проблемам в политологии.
Эссенциализация религии часто приводит к тому, что ученый упускает из виду целый ряд ролей, которые могут играть те или иные действия, идеи или акторы в международных отношениях. Например, ученые могут рассматривать религиозную идентичность как наиболее важную форму идентичности (по сравнению с другими этническими
, расовыми, гендерными, национальными или иными идентичностями). Такое привилегирование религиозной идентичности в науке, а также в правовых и политических институциональных контекстах может фактически привести к более укоренившемуся разделению между определенными сообществами. привилегирование религии как "первичной" идентичности упускает из виду сложность социально-политических взаимодействий и создает возможность "укрепления линий разделения" в религиозных терминах Вместо этого "религиозная идентичность... может догонять другие идентичности, конкурировать с ними или уступать им место (и эта иерархия отношений может меняться со временем). Религиозная идентичность также может интерпретироваться через другие идентичности" (например, национализм, этническая исключительность и т.д). Приписывая религии присущие ей характеристики, часто игнорируется диапазон ролей, которые так называемые религиозные акторы, практики и идеи могут играть в социальной жизни, что часто приводит к искаженным или ошибочным утверждениям о значимости религиозных акторов, традиций, верований и практик в конфликте или мире. Чтобы избежать чрезмерного упрощения и деисторизации, ученые должны пересмотреть онтологию религии в международных отношениях и подойти к изучению религиозных акторов и действий через призму рефлексивности и этики, а также с помощью новых разработок в подходах секьюритизации.
Религиозные организации в контексте международного сотрудничества
Включение религиозных организаций в международное сотрудничество характерно не только для постбиполярного периода. Однако эта практика получила особое развитие под влиянием таких крупных инициатив, как «Диалог цивилизаций» (иранский проект) и «Партнерство цивилизаций» (российский проект), а также усилий Ватикана по установлению взаимодействия с мусульманами и иудеями. Существенную роль играет и политика РПЦ по развитию межцерковных связей.
Однако четких представлений о координации усилий, которые предпринимаются церковными и гражданскими организациями, пока не сложилось. Частичная формализация идеи о роли религии в контексте «Диалога цивилизаций» отражена в тексте «Родосской декларации 2009». В ней указывается, что мировые религии способны играть особо важную роль в укреплении духовных и гуманистических ценностей