Файл: Российский государственный социальный университет итоговое практическое задание по дисциплине Международное гуманитарное сотрудничество.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, напоминая людям об их ответственности за общее благо человечества. Другими словами, религии и религиозные структуры рассматриваются в качестве посредника стратегических гражданских инициатив.

Практическое участие религиозных организаций в развитии международного сотрудничества особенно заметно на таких направлениях деятельности, как искоренение бедности и борьба с ВИЧ/СПИДом в Африке, где во многом благодаря программам католической и протестантских церквей удалось замедлить распространение этого заболевания. Мобилизация усилий и повышение нравственного авторитета религиозных организаций рассматривается и как важнейший элемент антитеррористической борьбы. Речь идет об объединении представителей всех религиозных традиций в совместном осуждении действий террористов, которое последовательно проводится пока только христианскими и буддистскими религиозными структурами.

Религиозные организации только начинают координировать свои международные инициативы. Переход к совместным масштабным проектам будет происходить много времени и усилий. В этой связи важнейшей целью межконфессионального сотрудничества является преодоление взаимного отчуждения религиозных элит, которые играют заметную роль в общественной и политической жизни.

Роль религиозного фактора в международных отношениях продолжает оставаться дискуссионной. И тем не менее, из всего вышесказанного можно сделать несколько практических выводов:

1.Фундаменталистские течения в ведущих конфессиях создают серьезные препятствия на пути преодоления фрагментации глобального гуманитарного пространства, а в ряде случаев и пространства международной безопасности. Политическая роль фундаментализма не ограничивается идеологической подпиткой радикализма. Так, в мусульманских странах современный исламский фундаментализм трансформировал глубинный протестный заряд в потенциально полномасштабные политические программы. Размах этого процесса делает исламский фундаментализм влиятельным субъектом мировой политики. Это влияние, в частности, ярко проявляется в регионах постсоветского пространства.

2. Идея международного межконфессионального сотрудничества выступает не только как альтернатива глобальным прогнозам апокалиптического толка, но и как важная основа урегулирования локальных конфликтов. Вместе с тем она остается скорее факультативным фактором, значимость которого зависит от политических условий.

3. Внешнеполитическое планирование с учетом межконфессионального сотрудничества позволяет говорить о включении новых элементов в регулирование международных отношений. В практическом смысле это значит, что религиозные структуры смогут играть более весомую роль в определении проблем, их анализе и непосредственном воплощении принятых и согласованных решений.

Заключение


Современная конфессиональная динамика характеризуется не только активизацией религиозной жизни. Существенно изменилась численность основных конфессиональных групп населения земли. Теперь среди них преобладают мусульмане, главным образом суннитского толка. Значимость количественных изменений в ведущих религиозных общностях усиливается в свете интенсификации миграционных процессов. Главные миграционные потоки идут из зоны распространения ислама в зону стран, чья культура сложилась под влиянием христианских ценностей. Фактически это означает экстенсивный рост численности мусульман и необходимость качественно менять деятельность всех ветвей христианства.

Асимметричность глобальной динамики конфессиональных структур влияет и на внутренние процессы организации конфессий. Так, активный рост и расширение границ исламского общества ведет к изменениям в системе духовного лидерства исламского мира и повышению роли религиозных деятелей среднего звена в формировании массовых религиозных установок. Что касается христианских течений, то для них больше характерна консолидация исторически сложившихся механизмов централизованного церковного управления.

Наряду с изменением численности религиозных групп, характерной чертой конфессиональной динамики является эффект «перемешивания» мирового конфессионального пространства. Он особенно ощутим в развитых индустриальных странах и, как ни парадоксально, в Африке. В нынешнем десятилетии этот эффект оказывает все большее влияние и на деятельность РПЦ, которая стремится укрепить связи с зарубежными православными общинами.

Таким образом, сейчас мировые религии переживают период трансформации. В этой связи повышается общественный запрос на сотрудничество религиозных и административных элит в сфере социального госуправления. Для государственных участников такое взаимодействие позволяет сохранить или даже упрочить потенциал «мягкой силы» на международной арене, а для религиозных кругов — укрепить статус своих лидеров в ходе адаптации к условиям глобализации.

Список источников:


  1. Банчофф, Т. (ред.), (2008). Религия и глобальное развитие. Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс.

  2. Банчофф, Т. (ред.), (2008). Религиозный плюрализм, глобализация и мировая политика. Нью-Йорк: Оксфорд Юниверсити Пресс.

  3. Бирнс, Т. А., и Катценштейн, П. Дж. (ред.), (2006). Религия в расширяющейся Европе. Нью-Йорк: Cambridge University Press.

  4. Кэди, Л. Э., и Херд, Э. С. (ред.), (2010). Сравнительный секуляризм в глобальную эпоху. Нью-Йорк: Palgrave Macmillan.

  5. Calhoun, C., Juergensmeyer, M., & VanAntwerpen, J. (Eds.), (2011). Переосмысление секуляризма. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

  6. Чезари, Дж. (2013). Почему Запад боится ислама: Исследование мусульман в либеральных демократиях. Нью-Йорк: Palgrave Macmillan.

  7. Фокс, Дж. и Сандер, С. (2004). Привлечение религии в международные отношения. Нью-Йорк: Palgrave Macmillan.

  8. Хасснер, Р. (2009). Война на священных землях. Нью-Йорк: Издательство Корнельского университета.

  9. Хейнс, Дж. (ред.), (2009). Routledge handbook of religion and politics. Нью-Йорк: Рутледж.

  10. Джонстон, Д., и Сэмпсон, К. (ред.), (1994). Религия, недостающее измерение государственного устройства. Нью-Йорк: Oxford University Press.

  11. Маршалл, Р. (2009). Политическая духовность: Пятидесятническая революция в Нигерии. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

  12. Миллер, Д. Е., и Ямамори, Т. (2007). Глобальное пятидесятничество: Новое лицо христианской социальной активности. Окленд: Издательство Калифорнийского университета.

  13. Омер, А. (2013). Когда мира недостаточно: Как израильский лагерь мира думает о религии, национализме и справедливости. Чикаго: Издательство Чикагского университета.

  14. Парас, А. (2012). Светский вымысел CIDA и канадские религиозные организации. Канадский журнал исследований развития, 33(2), 231-249.

  15. Филпотт, Д. (2002). Вызов 11 сентября секуляризму в международных отношениях. Мировая политика, 55(1), 66-95.