Файл: Реферат по дисциплине Элективные дисциплины по физической культуре и спорту.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Институт физической культуры и спорта

Кафедра Теоретических и медико-биологических основ физической культуры (ТМБОФК)

Реферат

по дисциплине: Элективные дисциплины по физической культуре и спорту




на тему: Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий

Выполнил:

Студент группы ЗАФКуд-122

Сазиков Дмитрий Геннадьевич


Владимир,2023

Содержание:

по дисциплине: Элективные дисциплины по физической культуре и спорту 1

1. Основные направления спортивного воспитания студентов. 3

2. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время. 7

3. Спорт в высшем учебном заведении 7

4. Спорт в свободное время студентов 9

5. Обоснование индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений 9

6. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентов 10

7. Перспективное, текущее и оперативное планирование спортивной подготовки в условиях ВУЗа. 17

8. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности: технической, физической, тактической и психической 18

9. Виды и методы контроля за эффективностью тренировочных занятий 23

Заключение. 25

Список используемой литературы. 27
















Ведение

В последние годы в связи с интенсивным развитием спорта все большее внимание ученых привлекают проблемы спортивного воспитания детей и молодежи. Предпринимаются попытки разработать и общую теорию спортивного воспитания.

Однако до сих пор отсутствует целостная научно-обоснованная концепция спортивного воспитания студентов, его педагогической технологии (содержания, целей, задач, основных направлений, средств, форм, методов, структуры и места этой педагогической деятельности в системе воспитания студентов) с учетом особенностей условий вуза, а также условий жизни, труда, быта, социального поведения, системы ценностных ориентаций студенческой молодежи.


В реферате я поставила задачу изложить основные положения концепции спортивного воспитания студентов.

1. Основные направления спортивного воспитания студентов.


Отдельными направлениями спортивного воспитания студентов, как воспитания, связанного со спортом, являются формирование и коррекция в нужном направлении следующих возможных подсистем личности: знаний; мотивационных образований — желаний, стремлений, интересов, потребностей, ценностных ориентаций; умений, навыков, способностей.

Связанная со спортом педагогическая деятельность может иметь своей целью не только приобщение к спорту, к системе спортивных ценностей, но и воспитание посредством спорта, т.е. на основе его использования для решения педагогических задач, выходящих за рамки спорта. Поэтому в структуре спортивного воспитания студентов, важно различать два направления.

Первое направление — воспитание позитивного отношения к спорту. Эта педагогическая деятельность предусматривает решение двух задач.

Первая задача состоит в том, чтобы воспитать позитивную оценку спорта, которая включает в себя:

— знания о спорте, позволяющие уверенно ориентироваться в мире спорта и давать ему оценку;

— предрасположенность (диспозиция, установка) по отношению к спорту;

— информационную и операциональную готовность к связанным со спортом видам деятельности;

— реальное поведение и его проявление в виде определенных форм деятельности.

Вторая задача — содействовать осмыслению (обоснованию) позитивной оценки спорта.

Решение этих двух задач должно содействовать главному — усвоению студентами связанных со спортом ценностей и норм, т.е. формированию у них спортивной культуры.

Спортивная культура понимается как позитивное ценностное отношение к спорту и связанная с таким отношением деятельность по производству, потреблению, сохранению, тиражированию и развитию данной ценности.

Спорт — это спортивные соревнования и подготовка к ним. Поэтому можно выделить два элемента спортивной культуры: культуру спортивного соревнования и культуру подготовки к ним.

Основу спортивной культуры личности студента составляет такое его позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованы данным индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира.

Позитивное ценностное отношение студента к спорту, базирующееся на определенных исходных знаниях о том, что

такое спорт как особое социальное явление, включает в себя два основных компонента:

1) позитивную оценку спорта;

2) осмысление (обоснование) данной оценки.

Эти два компонента ценностного отношения к спорту являются и двумя основными элементами спортивной культуры личности студента.

Позитивная оценка студентом спорта может иметь следующие основные уровни (формы):

— предрасположенность (диспозиция, установка) по отношению к спорту: позитивное мнение о спорте; интерес к спорту, спортивным соревнованиям, потребность в занятиях спортом, участии в спортивных соревнованиях и т.п.;

— информационная и операциональная готовность к этим видам деятельности (наличие соответствующих знаний, умений, способностей);

— реальное поведение, его проявление в виде определенных форм деятельности (участие в соревнованиях, наблюдение за ними), поступков, чувств, переживаний и т.д.

Осмысление (обоснование) студентом позитивной оценки спорта предусматривает:

— учет в ходе этой оценки определенных сторон, функций объекта;

— определение критериев, по которым оценивается их позитивное или негативное значение;

— приписывание объекту определенных ценностей, придание ему определенного смысла.

Та или иная система ценностей, которую студент связывает со спортом, т.е. то, что для него является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, определяет конкретное содержание, направленность, форму его спортивной культуры.

В современных условиях все более важное значение приобретает формирование у студенческой молодежи такого ценностного отношения к спорту, при котором его позитивная оценка связывается, осмысливается и обосновывается с позиций гуманизма, т.е. формирование гуманистически ориентированной спортивной культуры.

Конкретными показателями этой культуры личности студента являются:

— знание, понимание и позитивная оценка социокультурного значения спортивной деятельности, тех гуманистических идеалов и ценностей, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта;

— декларативная и реальная (в поведении) ориентация на эти идеалы и ценности;

- реальное поведение, соответствующее этим идеалам и ценностям;

— негативное отношение к спортсменам, поведение которых противоречит этим идеалам и ценностям; негативные чувства и эмоциональные реакции в связи с актами насилия, агрессивности, обмана и другими антигуманными проявлениями в спорте);


— качества и способности (умения и навыки) личности, которые позволяют ей эффективно действовать в соответствии с такой ориентацией.

Второе направление спортивного воспитания студентов — воспитание посредством спорта. Его цель — чтобы всемерно содействовать процессу социализации студентов, который затрагивает все направления их личностного развития: телесно-физическое, когнитивное, эмоциональное, психосоциальное.

Спортивное воспитание приобретает различные формы, модификации в зависимости от того, на какие идеалы и ценности ориентированы его цели, задачи, методы, принципы и т.д. В настоящее время при организации спортивного воспитания важное значение имеет его гуманистическая ориентация, т.е. реализация гуманистического подхода к спортивной работе со студентами.

2. Цель выбора видов спорта и систем физических упражнений для регулярных занятий в учебное и свободное время.


Возрастные особенности студенческой молодежи, специ­фика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физической культурой и спортом позволяют выде­лить в особую категорию студенческий спорт.

Организационные особенности студенческого спорта:

  • доступность и возможность заниматься спортом в часы обяза­тельных учебных занятий по дисциплине «Физическая культу­ра» (элективный курс в основном учебном отделении, учебно-тренировочные занятия в спортивном учебном отделении);

  • возможность заниматься спортом в свободное от учебных акаде­мических занятий

  • время в вузовских спортивных секциях и груп­пах, а также самостоятельно;

  • возможность систематически участвовать в студенческих спор­тивных соревнованиях доступного уровня (в учебных зачетных соревнованиях, во внутри- и вневузовских соревнованиях по из­бранным видам спорта).

Вся эта система дает возможность каждому практически здоровому студенту сначала познакомиться, а затем выбрать вид спорта для ре­гулярных занятий.



3. Спорт в высшем учебном заведении


Учебная программа по физической культуре предусмат­ривает свободу выбора видов спорта для студентов основного и спор­тивного отделений. После периода активной теоретико-методической и общефизической подготовки на I курсе студентам предлагается самостоятельно выбрать вид спорта или систему физических упраж­нений для систематических занятий в процессе обучения в вузе.


Спорт в элективном курсе физического вое питания студентов — эта та часть преимущественно практических занятий учебной дисциплины «Физическая культура», в ко­торой вид спорта студенты выбирают самостоятельно (из числа пред­ложенных кафедрой физического воспитания). Однако здесь уместно сделать небольшую оговорку: в учебную программу могут быть вклю­чены только те виды спорта, которые связаны с повышенной двига­тельной активностью. Поэтому в рабочую программу не включаются шахматы, шашки и т.п.

Мотивация выбора того или другого вида спорта у каждого студен­та, конечно, своя, но принципиально в этом процессе то, что «не меня выбирают, а Я выбираю». Поэтому, например, студенту с «небаскет­больным» ростом, желающему заниматься баскетболом (где всегда имели преимущество высокорослые), никто не вправе отказать в его желании.

Между тем практика работы ряда вузов показывает, что в некоторых случаях такие отказы правомерны. Так, «права выбора» лишаются те студенты, которые в обязательных тестах общей физической подготов­ки (например, у мужчин — бег на 100 и 3000 м, подтягивание на перекла­дине) не показывают результатов, равных 1 очку в каждом упражнении. Эти студенты проходят подготовку в группах ОФП (общей физической подготовки); при ограниченных возможностях комплектации учебных групп по отдельным видам спорта (разрешается не более 15 человек в одной группе) преимущество отдается студентам, набравшим в трех указанных обязательных тестах ОФП большее количество очков. Такой опыт комплектации учебных групп в отдельных вузах не обяза­телен для других. Подобная практика часто носит вынужденный харак­тер — из-за ограниченности мест занятий и других причин.

4. Спорт в свободное время студентов


Спорт в свободное время — неотъемлемая часть физичес­кого воспитания студентов. Такие занятия проходят на самодеятель­ной основе, без каких-либо условий и ограничений для студентов. В свободное время студенты могут заниматься в спортивных секциях, группах подготовки по отдельным видам спорта, включая шахматы, шашки, стрельбу, технические виды спорта (авиамодельный, планер­ный спорт, авто- и мотоспорт). Эти секции организуются и финанси­руются в вузах ректоратом, общественными организациями, коммер­ческими структурами, спонсорами. Инициаторами организации таких секционных занятий, определения их спортивного профиля чаще всего выступают сами студенты.

Самостоятельные занятия — одна из форм спортивной подготовки. В некоторых видах спорта такая подготовка позволяет значительно со­кратить временные затраты на организованные тренировочные заня­тия и проводить их в наиболее удобное время. Самостоятельная спор­тивная подготовка не исключает возможность участия во внутривузовских и вневузовских студенческих соревнованиях.