Файл: Методика применения дыхательных упражнений при занятиях ЛФК, физкультурой, спортом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Курсовая работа пм 02 «участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

1. Введение 3

1. Введение

2. Анатомия и физиология дыхательной системы

2.1. Анатомия бронхолегочной системы

2.2. Физиология дыхания

2.3. Легочные объемы

2.4. Вентиляция легких

3. Методика дыхательных упражнений. Особенности их проведения у пациентов с патологией бронхолегочной системы

3.1. Классификация дыхательных упражнений

3.2. Классификация дыхания при лечебной физкультуре

3.3. Дренажные упражнения

3.4. Постуральный дренаж

3.5. Методика откашливания

4. Основные методики, используемые в реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы

4.1. Звуковая гимнастика

4.2. Методика произвольного снижения минутного объема дыхания по в. В. Гневушеву

4.3. Респираторная гимнастика

4.4. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания по к. П. Бутейко

4.5. Парадоксальная дыхательная гимнастика а. Н. Стрельниковой

5. Заключение

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Министерства здравоохранения Российской Федерации

(ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. акад. И. П. Павлова Минздрава России)

Институт сестринского образования

Медицинское училище

Курсовая работа пм 02 «участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.02 «Основы реабилитации»

Тема:

«Методика применения дыхательных упражнений при занятиях ЛФК, физкультурой, спортом»

Выполнила студентка 45 группы

Коломеец Дарья Данииловна

Проверил:

Оценка:

Дата:

Подпись:

Санкт-Петербург

2020

Содержание

Содержание 3

1. Введение 5

2. Анатомия и физиология дыхательной системы 7

2.1. Анатомия бронхолегочной системы 7

2.2. Физиология дыхания 8

2.3. Легочные объемы 9

2.4. Вентиляция легких 9

3. Методика дыхательных упражнений. Особенности их проведения у пациентов с патологией бронхолегочной системы 10

3.1. Классификация дыхательных упражнений 10

3.2. Классификация дыхания при лечебной физкультуре 11

3.3. Дренажные упражнения 12

3.4. Постуральный дренаж 13

3.5. Методика откашливания 13

4. Основные методики, используемые в реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы 15

4.1. Звуковая гимнастика 15

4.2. Методика произвольного снижения минутного объема дыхания по В. В. Гневушеву 17

4.3. Респираторная гимнастика 18

4.4. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания по К. П. Бутейко 18

4.5. Парадоксальная дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой 20

5. Заключение 22

Список литературы 24

Приложение 25

Содержание 2

1. Введение 3

2. Анатомия и физиология дыхательной системы 5

3. Методика дыхательных упражнений. Особенности их проведения у пациентов с патологией бронхолегочной системы 8


4. Основные методики, используемые в реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы 13

5. Заключение 20

Список литературы 22

Приложение 23

1. Введение

Актуальность проблемы: В последние время возросло количество пациентов с патологиями бронхолегочной системы, так как проблемы, связанные с дыханием все чаще проявляются в ходе нашей жизни. Это не только респираторные заболевания, но и гиподинамия, стрессовый эмоциональный фон, ухудшение условий жизни и экология. Данные факторы являются предрасполагающими ко многим заболеваниям, но особенно это касается дыхания. В виду необоснованно частого использования различных препаратов у многих пациентов развилась резистентность к их действию, поэтому так важно использовать альтернативные методы терапии и профилактики, а именно, в контексте данной работы, дыхательные упражнения.

В комплексе лечебной физкультуры в современной реабилитации больных, а также в профилактике прочно обосновались дыхательные упражнения. На данный момент существует множество различных методик дыхательной гимнастики. Из самых популярных и распространенных можно назвать методику парадоксального дыхания по А. Н. Стрельниковой, поверхностного дыхания по К. П. Бутейко, редкое и глубокое дыхание по системе йогов и метод Фролова.

У пациентов с патологиями дыхательная гимнастика предупреждает возможные осложнения, а также способствует более скорому выздоровлению. Для людей, не имеющих отклонений в здоровье, упражнения несут профилактический характер. Доказано, что под влиянием систематических занятий увеличиваются резервные возможности дыхательной функции: возрастает емкость легких, вентиляция, бронхиальная проходимость, а также увеличивается процент использования кислорода из потребляемого воздуха.

Цель исследования: Разобрать некоторые из наиболее распространенных методик дыхательной гимнастики, обосновать их применение в медицинской практике, а также их возможное положительное действие на организм пациента с патологиями дыхательной системы.

Задачи исследования:

  1. Разобрать строение бронхолегочной системы, а также процессы, происходящие в ней, влияние на весь организм в целом;

  2. Изучить основные приемы дыхательных упражнений, на основе которых строятся все методики гимнастик;

  3. Рассмотреть некоторые из наиболее распространенных методик, их алгоритм проведения;

  4. Определить показания и противопоказания для каждой из рассмотренных методик.


Объект исследования: различные системы методик дыхательной гимнастики и их влияние на пациентов с патологиями бронхолегочной системы.

Предмет исследования: реабилитация пациентов методами лечебной физкультуры, а именно дыхательные упражнения в контексте респираторных заболеваний.


2. Анатомия и физиология дыхательной системы

Дыхание — сложный биологический процесс, обеспечивающий доставку кислорода тканям, использование его клетками в процессе метаболизма и удаление из организма углекислого газа.1

Каждую минуту мы вдыхаем примерно 9000 мл воздуха, который жизненно-необходим нашему организму. С помощью эритроцитов молекулы кислорода транспортируются по всему телу организма, насыщая каждую клетку необходимой энергией. Они же забирают у клеток углекислый газ, который может быть даже опасен для организма.

Умея управлять нашим дыханием, мы можем управлять организмом в целом. Таким образом еще индийские йоги могли вводить свой организм как в состояние возбуждения, так и максимального расслабления.

Прежде, чем начать говорить о методике дыхательных упражнений, необходимо обсудить, как происходят процессы газообмена в организме человека.

2.1. Анатомия бронхолегочной системы

К бронхолегочной системе относят органы, которые участвуют во внешнем дыхании, а именно в газообмене между воздухом атмосферы и кровью: нос с придаточными синусами, носоглотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, плевра, локомоторный аппарат, который обеспечивает дыхательные движения.

Помимо процессов обмена кислорода и углекислого газа дыхательная система участвует в звукообразовании, определении запахов, а также в продукции гормоноподобных веществ, в липидном и водно-солевых обменах, участвует в поддержании резистентности организма к внешним воздействиям.

В воздухоносных путях очищается воздух, увлажняется, согревается в процессе вдыхания, вдобавок происходит восприятие запаха, температурных и механический раздражителей.

Но нам, в данном вопросе важно разобрать понятие «дыхание», в которое входят процессы, связанные с доставкой кислорода из окружающей среды в клетку и выделением углекислого газа из нее во внешнюю среду.

2.2. Физиология дыхания

Дыхание делится на три этапа, которые являются основными: внешнее дыхание, транспорт газов кровью и тканевое дыхание.

Во время внешнего дыхания происходят основные процессы, которые обсуждались выше: обмен кислорода и двуокиси углерода.

Далее идет перенос кровью газов от легких к тканям и наоборот. Это происходит в более глубоких отделах бронхолегочной системы: кислород и углекислый газ диффузией проходят через слой тонкой пленки особых фосфолипидов, выстилающий внутреннюю стенку альвеол, — сурфактант, альвеолярный эпителий, две основные мембраны, эндотелий кровеносного капилляра. Благодаря большому количеству альвеол и их значительной газообменной поверхности и небольшой толщины мембраны кислород легко и быстро диффундирует через нее, таким образом, время прохождения артериальной крови через капилляры составляет всего 1 секунду.


Внутреннее (оно же тканевое) дыхание происходит за счет потребления клетками кислорода, его участия в процессах окисления органических веществ и выделении впоследствии двуокиси углерода, которая образуется цикле газообмена.

Внешнее дыхание циклично, в его ходе чередуются процессы вдоха (инспирации), выдоха (экспирации) и дыхательной паузы. Средней частотой дыхательных движений у взрослого человека в норме составляет 16-18 движений в одну минуту.