Файл: Методика применения дыхательных упражнений при занятиях ЛФК, физкультурой, спортом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.11.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Курсовая работа пм 02 «участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

1. Введение 3

1. Введение

2. Анатомия и физиология дыхательной системы

2.1. Анатомия бронхолегочной системы

2.2. Физиология дыхания

2.3. Легочные объемы

2.4. Вентиляция легких

3. Методика дыхательных упражнений. Особенности их проведения у пациентов с патологией бронхолегочной системы

3.1. Классификация дыхательных упражнений

3.2. Классификация дыхания при лечебной физкультуре

3.3. Дренажные упражнения

3.4. Постуральный дренаж

3.5. Методика откашливания

4. Основные методики, используемые в реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы

4.1. Звуковая гимнастика

4.2. Методика произвольного снижения минутного объема дыхания по в. В. Гневушеву

4.3. Респираторная гимнастика

4.4. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания по к. П. Бутейко

4.5. Парадоксальная дыхательная гимнастика а. Н. Стрельниковой

5. Заключение

4. Основные методики, используемые в реабилитации пациентов с заболеваниями дыхательной системы

В данной главе будут рассмотрены наиболее часто применяемые в терапии методики дыхательных упражнений. Актуальность и эффективность некоторых из них становится под вопросом в наше время, но считаю необходимым осветить их в данной работе, так как долгое время они являлись распространенными в реабилитации не только пациентов с заболеваниями органов дыхания, но и с другими патологиями, а также некоторые применялись в целях профилактики различных болезней.

4.1. Звуковая гимнастика

Звуковая гимнастика — это комплекс специальных упражнений, смысл которых заключается в определенном произнесении некоторых звуков и их сочетание строго определенным способом. При выполнении данным упражнений вибрации с голосовых связок передается на гладкие мышцы бронхов, легких, мышцы грудной клетки, тем самым способствуя расслаблению спазмированных бронхов и бронхиол. В зависимости от силы воздушной струи, прикладываемой для произнесения определенных звуков, меняется сила вибраций. Наиболее часто это употребляется для тренированная дыхательных мышц, особенно — диафрагму.

Выделяют три группы согласных звуков, дифференцирующиеся друг от друга в зависимости от силы воздушной струи и вибраций, которые возникают при их произнесении:

  1. Звуки, требующие максимальной силы для их произнесения — это глухие согласные: П, Т, К, Ф, С. При них дыхательная мускулатура находится в наибольшем напряжении.

  1. Звуки, требующие средней силы — ими являются звонкие согласные: Б, Д, Г, В, З.

  2. Звуки, при произнесении которых прикладывается наименьшая сила — звуки-сонаты: М, Н, Л, Р.

Также еще одной классификацией согласных звуков является деление на специальные звуки: жужжащие (Ж, З); свистящие, шипящие (С, Ф, Ц, Ч, Ш); рычащий (Р).

Целью звуковой гимнастики является выработка необходимого соотношения вдоха и выдоха 1:2.

Применяется обычно данная методика про лечении и профилактике заболеваний дыхательных путей, которые сопровождаются бронхоспазмом. Это такие заболевания как бронхиальная астма и обструктивный бронхит.

При выполнении данных упражнений должны соблюдаться следующие правила:

— Вдыхается воздух через нос на продолжении 1-2 секунд, потом следует пауза составляющая одну секунду, после нее выполняется активный выдох ртом в течении 2-4 секунд. После выдоха снова пауза на 4-6 секунд.


— Необходимо соблюдать соотношение вдоха и выдоха 1:2. Именно в таком случае газообмен в легких происходит наиболее эффективно, и потребляемый воздух полностью смешивается с альвеолярным.

— Согласные звуки произносятся строго по методике, это определяется целью гимнастики.

— При бронхиальной астме особенно сильно акцентируются жужжащие, рычащие и шипящие звуки.

— При выполнении упражнений больными хроническим обструктивным бронхитом произношение должно быть мягким, как бы успокаивающим.

— «Очистительный выдох» выполняется в начале занятия, в промежутках между звуковыми упражнениями. Для этого произносят ПФФ через сложенные в трубочку губы.

— Еще одним обязательным упражнением является «закрытый стон». Звук МММ выполняется сидя, пациент наклоняется вперед, при этом кладя кисти рук на колени.

— Необходимо разбавлять звуковые упражнения гимнастическими через 2-3 занятия.

— Также нельзя резко увеличивать продолжительность занятий, они не должны превышать 25-30 минут, 2-3 раза в день. Начинают занятия продолжительность 5-6 минут, постепенно добавляя нагрузку.

— Последний прием пищи следует производить за 1,5-2 часа до занятия.


4.2. Методика произвольного снижения минутного объема дыхания по в. В. Гневушеву

В цели медработников, применяющих данную методику при работе с пациентами с патологиями дыхательной системы, входит введение в обиход навыка «полного» дыхания. При выполнении вдоха брюшная стенка должна выпячиваться одновременно с грудной клеткой, при выдыхании грудная клетка должна опуститься и живот втянуться. Также у пациента удлиняется длина вдоха по сравнению с выдохом; увеличивается дыхательный объем; снижение объема минутного дыхания.

Следует помнить следующие правила проведения упражнений для достижения наибольшей эффективности от них:

— вдох необходимо выполнять через нос, без напряжения и шума. Его следует тянуть как можно дольше, стараться максимально продлить.

— выдох производится также через нос, выдыхая весь воздух до конца. Это можно выполнять как произвольно, так и нет.

— необходимое соотношение длительностей вдоха и выдоха равняется 2:4. Это называется «дыхательным интервалом».

— не следует выполнять упражнения, которые вызывают у пациента одышку или неприятные ощущения.

— при выполнении дыхательных упражнений особенно эффективно сочетать их с гимнастическими (движения рук и ног при вдохе и выдохе и т. д.)

Показанием для данной дыхательной гимнастики является бронхиальная астма. Она применяется в тренировочные и подготовительные периоды.

4.3. Респираторная гимнастика

Данная методика включает в себя дыхательные упражнения, которые создают навыки полного дыхания, сочетая их с общеукрепляющими упражнениями. В зависимости от локализации патологии и формы дифференцируют необходимые для пациента упражнения.

Показаниями к респираторной гимнастике являются недавно перенесенные острый бронхит, острая пневмония, для профилактики осложнений хронического бронхита и заболеваний дыхательных путей у людей без патологий со стороны дыхательной системы.

Но также имеются и противопоказания: не следует применять данную методику про бронхиальной астме, бронхоспазме и обструктивном бронхите.

При проведении соблюдаются следующие правила, требующие наблюдения за фазами дыхания.

— при дыхании необходимо вести счет про себя для более верного выполнения упражнений, так как выполняется следующая частота чередований вдоха и выдоха: вдох на 1, выдох выполняется на счет 3, 4, 5, на 6, 7, 8 — пауза.


— частота дыхания должна оставаться физиологичной и составлять не более 18 дыхательных движений в одну минуту.

4.4. Метод волевой ликвидации глубокого дыхания по к. П. Бутейко

Основными задачами данной методики является нормализация содержания углекислого газа в крови, уменьшение скорости и глубины вдоха, а также выравнивание соотношения вдоха и выдоха, выработка компенсаторный паузы, снижение количества приступов бронхоспазма, а также профилактика их возникновения.

Применяются данные упражнения в основном у пациентов с синдромом гипервентиляции, бронхиальной астмой, при положительной пробе с глубоким дыханием (ее проводят для оценки реактивности парасимпатического отдела вегетативной нервной системы). Данная проба проводится следующим образом: пациента просят дышать поверхностно во время приступа бронхоспазма, а потом наоборот углублять дыхание, тем самым фиксирую новый приступ. Проба считается положительной, если после проведения данных манипуляций пациент чувствует ухудшение. Противопоказанием к пробе является прием бронхолитиков перед процедурой или за 4-6 часов до.

Для правильного проведения занятий по методу глубокого дыхания необходимо соблюдать следующие правила. Для начала пациенту следует принять правильную психологическую установку на этиологию заболевания — глубоко дышать, исходная поза — расслабленное сидячее положение. Медработнику следует объяснить больному как правильно ему следует дышать по время проведения упражнений: дыхание совершается носом. Вдыхая как можно медленнее, пациент должен стараться дышать поверхностно, чтобы движение грудной клетки и живота были практически не заметны, вдох продолжается 2-3 секунды. Выдох следует совершать так же спокойно и на секунду дольше вдоха. После следует пауза, длительностью равной выдоху. Таким образом пациент должен дышать на протяжении всей гимнастики. При этом число дыхательных движений в минуту должно составлять не более восьми.

Данные упражнения глубокого дыхания необходимо повторять не менее трех раз в сутки (утро, обед и перед сном), чем чаще пациент совершает гимнастику, тем более эффективно происходит компенсаторное приспособление организма, частота приступов удушья уряжается.

Также большой эффективностью обладают задержки дыхания до одной минуты и более. Это способствует нормализации газов крови и тем самым улучшает состояние больного. После задержки дыхания необходимо совершать 2-3-х минутный отдых.


Но даже для этой методики существуют противопоказания, так как она не является панацеей от всех заболеваний дыхательных путей. Не следует применять данные упражнения при инфекционных заболеваниях в острой стадии, в фазе обострения хронического тонзиллита и при частых кровотечениях. Так же методика не обладает должной эффективностью у больных с психическими заболеваниями и дефектами умственного развития, так как в силу умственных ограничений они не в состоянии понять в полной мере всю суть методики и не могут правильно выполнить все упражнения.