Файл: ЗАДАЧНИК ПО СТАТИКЕ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.11.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Украины

НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОДЕССКАЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра «Теория и устройство судна»

СБОРНИК ЗАДАЧ ПО СТАТИКЕ КОРАБЛЯ

Составители: к.т.н., доц. КОРОЛЬ А. Я…………….

Разделы: геометрия корпуса, плавучесть, начальная остойчивость.

Задачник предназначен для подготовки студентов и курсантов учебных заведений морского транспорта по курсу «Теория и устройство судна».

Одесса – 2019

АННОТАЦИЯ

.

Настоящий сборник охватывает статику корабля и состоит из 3 глав в которых рассмотрены: геометрия судна, плавучесть и начальная остойчивость.

Каждая глава состоит из теоретической и прикладной части. В начале каждой главы приводиться теоретический материал, включающий основные зависимости и формулы, а во второй части приводятся примеры решения нескольких типовых задач этого раздела, а также условия для решения прикладных задач.

В конце учебного пособия приведены ответы на эти задачи, а также данные рассматриваемых судов их графики и таблицы.

Содержание

АННОТАЦИЯ 2

ГЛАВА 1 ГЕОМЕТРИЯ КОРПУСА 6

2.1 Главные размерения судна 6

1.2 Примеры решения задач 8

ГЛАВА 2 РАСЧЕТЫ НАГРУЗКИ И ПОСАДКИ СУДНА 16

2.1 Посадка судна и параметры посадки 16

2.2 Расчет водоизмещения и грузового плана судна и геометрических характеристик подводной части корпуса. 18

2.3 Примеры решения задач 21

2.4 Условия задач 23

ГЛАВА 3 НАЧАЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ СУДНА 28

3.1 Основные понятия остойчивости 28

3.2 Примеры решения задач 34

3.3 Условия задач 37

ГЛАВА 4 ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ 42

ПРИЛОЖЕНИЕ А. 44

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 46

ПРИЛОЖЕНИЕ В. 51

При изложении материала в задачнике иногда использованы условные обозначения величин, принятые в литературе по теории корабля и в смежных науках, которые отличаются от обозначений, принятых и используемых организациями ИМО и Регистр.


Во избежание неясностей в (табл.1.) приведены условные обозначения основных величин, принятых в задачнике и в изданиях ИМО и Правилах Регистра.

Таблица 1 – Условные обозначения основных величин

п/п

Величина

Условные обозначения

Регистр

ИМО

Существующие

величины

1

Длина судна

2

Ширина судна

3

Высота борта

4

Осадка

5

Средняя осадка

-

6

Осадка носом

-

7

Осадка кормой

-

8

Осадка на миделе

-

9

Дифферент

-

10

Надводный борт

11

Водоизмещение объемное

12

Водоизмещение весовое

13

Водоизмещение в полном грузу

-

14

Водоизмещение судна порожнем

-

15

Коэффициент общей полноты судна

16

Коэффициент полноты мидель-шпангоута

-

17

Коэффициент продольной полноты

-

18

Коэффициент полноты ватерлинии

-

19

Коэффициент вертикальной полноты

-

20

Центр тяжести судна:

21

абсцисса

22

ордината


Продолжение таблицы 1

п/п

Величина

Условные обозначения

Регистр

ИМО

Существующие величины

23

Угол крена

24

аппликата

25

Центр плавучести судна:

26

абсцисса

27

аппликата

28

Абсцисса центра площади ватерлинии

29

Возвышение метацентра над основной линией:

-

-

-

30

поперечного

31

продольного

32

Метацентрическая высота:

33

поперечная

34

продольная

35

Исправленная начальная метацентрическая высота

36

Начальная метацентрическая высота без поправки на свободные поверхности

37

Плечо статической остойчивости

38

Плечо остойчивости формы

38

Плечо формы относительно произвольного полюса

-

39

Удельный вес

-

-

40

Плотность

41

Площадь парусности

42

Площадь килей

-

43

Расчетное ускорение (в долях )

-

44

Коэффициент общей полноты цистерны

45

Габаритные (по основным плоскостям) длина, ширина, высота и объем цистерны

-



Глава 1 геометрия корпуса

2.1 Главные размерения судна

Главными размерениями судна называется совокупность конструктивных, расчетных наибольших и габаритных линейных размеров судна: длины L, ширины В, осадки Т и высоты борта Н, измеряемых по ГОСТ 1062 – 80 в определенных местах корпуса судна, как показано на рис. 1.1.

Рис. 1.1 Главные размерения судна

Форму судна наиболее полно определяет теоретический чертеж судна м (рис. 1.2), а количественную оценку его элементов дают коэффициенты полноты погруженных площадей и объемов () и соотношения главных размерений ().

Рис. 1.2 Теоретический чертеж судна

Коэффициент полноты КВЛ «????» – отношение площади ватерлинии ????квл к площади, описанного вокруг нее прямоугольника, со сторонами ???? и ????.

(1.1)

Коэффициент полноты мидель – шпангоута «β» – отношение погруженной площади мидель – шпангоута к площади описанного вокруг него прямоугольника:

. (1.2)

Коэффициент полноты водоизмещения (общей полноты) «δ» – отношение объемного водоизмещения D подводной части судна к объему параллелепипеда со сторонами L, B и T:

или . (1.3)

Коэффициент продольной полноты «φ» отношение объемного водоизмещения D подводной части судна к объему цилиндра, имеющему основанием площадь мидель – шпангоута () и высоту L:

(1.4)

Коэффициент вертикальной полноты «χ» – отношение объемного водоизмещения D подводной части судна к объему цилиндра, имеющему основанием площадь и высоту T: