Файл: Мастер и Маргарита Автор и его персонажи в романе Мастер и маргарита.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Мастер и Маргарита» Автор и его персонажи в романе

Мастер и маргарита


Роман Михаила Афанасьевича Булгакова, работа над которым началась в конце 1920-х годов и продолжалась вплоть до смерти писателя.
Редактирование и сведение воедино черновых записей осуществляла после смерти мужа вдова писателя — Елена Сергеевна.
Первая версия романа, имевшая названия «Копыто инженера», «Чёрный маг» и другие, была уничтожена Булгаковым в 1930 году. В последующих редакциях среди героев произведения появились автор романа о Понтии Пилате и его возлюбленная. Окончательное название — «Мастер и Маргарита» — оформилось в 1937 году.

Персонажи I. Мессир и его свита


Воланд
Воланд Булгакова получил своё имя от гётевского Мефистофеля.
В поэме «Фауст» оно звучит всего один раз, когда Мефистофель просит нечистую силу расступиться и дать ему дорогу: «Дворянин Воланд идёт!»
В старинной немецкой литературе чёрта называли ещё одним именем — Фаланд.
В редакции романа «Мастер и Маргарита» 1929—1930 гг. имя Воланд воспроизводилось полностью латиницей на его визитной карточке: «D-r Theodor Voland».

Персонажи I. Мессир и его свита


Воланд
В романе говорится, что Воланд — повелитель сил Тьмы. Персонажи романа называют Воланда дьяволом или сатаной.
Воланд честен, справедлив и даже в чём-то благороден.
Критик В. Я. Лакшин называет его «жестоким (но мотивированным!) гневом небес».
С. Д. Довлатов говорил, что Воланд олицетворяет не зло, но справедливость. «Булгаковский Воланд лишен традиционного облика Князя тьмы и осуществляет как акты возмездия за „конкретное“ зло, так и акты воздаяния, творя отсутствующий в земном бытии нравственный закон».

Персонажи I. Мессир и его свита


Воланд
Роль Воланда в мире романа можно определить как «
надзиратель за злом».
Тот, у кого в душе поселилось зло — его подопечный.
Сам Воланд не умножает зло, а следит за ним, а по мере необходимости — пресекает и справедливо судит.

Персонажи I. Мессир и его свита


Воланд
Булгаковский дьявол — не искуситель и не предатель; он скорее игрок, которому окружающий мир служит сценой.
Поэтому Воланд весьма органично чувствует себя во время сеанса чёрной магии. Выбор площадки с большим количеством зрителей мессир объясняет тем, что ему «хотелось повидать москвичей в массе».
Отрешённо наблюдая за залом и не вступая в диалоги с публикой, герой пытается понять, сильно ли изменилось «московское народонаселение». Вывод, который он делает, касается и представителей нового поколения, и человеческой натуры в целом: «Люди как люди… В общем, напоминают прежних».

Персонажи I. Мессир и его свита


Азазелло
Азазелло — это персонаж, наделённый «разбойничьей прямотой», образ которого корнями уходит в мифологию (Азазель — «демон пустыни»).
Азазелло принимает непосредственное участие в нескольких ключевых эпизодах романа. Так, именно он, поселившись вместе с компаньонами в «нехорошей квартире», отправляет в Ялту Стёпу Лиходеева.

Персонажи I. Мессир и его свита


Коровьев
Настоящее имя рыцаря, Фагот, вероятно, образовано от названия одноимённого музыкального инструмента.
Благодаря этому обстоятельству резче обозначается функциональная связь между Коровьевым-Фаготом и Афранием, начальником тайной стражи при прокураторе Пилате.
Форма Фагота напоминает фигуру Коровьева — проглядывается сходство между длинной тонкой трубкой и высоким, тощим и узким в плечах регентом.

Персонажи I. Мессир и его свита


Бегемот
Изначально «лучшего из шутов»— кота Бегемота — Булгаков изображал как животное, передвигающееся на «толстых, словно дутых лапах».
В итоговой редакции внешность персонажа изменилась: Иван Бездомный, устремляясь в погоню за Воландом и Коровьевым, видит рядом с ними кота «громадного, как боров, чёрного, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами

».

Персонажи Ii. Мастер


 Москвич, по профессии историк, человек высокообразованный, знающий несколько иностранных языков.
Выиграв в лотерею крупную сумму денег, он посвятил всё своё время написанию романа о Понтии Пилате. Однако первая же попытка опубликовать роман вызвала волну критики со стороны профессиональных литераторов. Из-за бесконечной травли мастер постепенно сошёл с ума и в один из моментов отчаяния сжёг свой роман.

Персонажи Ii. Мастер


О себе мастер говорит: «У меня нет больше фамилии». В романе это прозвище пишется со строчной буквы.
Большинство исследователей сходятся во мнении, что образ мастера во многом автобиографичен: Михаил Булгаков также сжёг первую редакцию своего романа и, даже написав его заново, понимал, что опубликовать столь неортодоксальное произведение в СССР 1930-х и 1940-х годов было почти невозможно.
По словам Лидии Яновской, мысль об утраченных произведениях по-настоящему волновала писателя; Михаил Афанасьевич считал, что «созданное — создано, даже если оно не сохранилось». Из этой веры родился тезис «Рукописи не горят!»

Персонажи Iii. Маргарита


Из текста романа известны только её имя и отчество — Маргарита Николаевна.
Красивая, сильная и мужественная женщина.
По роду занятий домохозяйка, замужем за неким известным и богатым военным инженером, которого не любит, но относится к нему с уважением.

Персонажи Iii. Маргарита


Семья обитает в богатой квартире с прислугой.
На момент основных событий романа ей 30 лет.
В ходе сюжета романа влюбляется в писателя, которого называет «Мастером», исполняет роль королевы и хозяйки бала Сатаны и в конце покидает мир в образе ведьмы и уходит вместе с Мастером в место его последнего приюта.

Персонажи Iv. Понтий Пилат


Созданию образа Понтия Пилата предшествовало изучение Булгаковым как богословских, так и исторических источников, среди которых особое место занимали работы французского философа Ренана «Жизнь Иисуса» и английского писателя Фаррара «Жизнь Иисуса Христа».

К теме трусости, по мнению исследователей, у Булгакова было пристрастное отношение: она периодически возникала не только в его произведениях («Бег», «Белая гвардия»), но и частных беседах с друзьями. Так, театровед Виталий Виленкин вспоминал, что однажды Булгаков задал ему вопрос о главном человеческом пороке и сам же на него ответил: «Трусость — вот главный порок, потому что от него идут все остальные».

Персонажи Iv. Понтий Пилат


В романе «Мастер и Маргарита» образ Понтия Пилата является одним из самых противоречивых и трагичных персонажей. В его обязанности входило судить преступников города, который он ненавидел.
Несмотря на свою безрадостную работу Понтий Пилат сумел сохранить мудрость и человеческие моральные качества.
Он одинок. Ему не с кем поделиться своими сомнениями или радостями. Поэтому рядом с ним всегда лишь его пес Банга, который является самым близким и единственным другом прокуратора.

Персонажи v. Иешуа Га-Ноцри


При первом появлении в романе Иешуа описывается как бродячий проповедник лет двадцати семи в поношенной одежде.
В ранних редакциях романа при описании внешности упоминались его «растрёпанные рыжеватые вьющиеся волосы». Позже автор убрал эту фразу.
В своих проповедях Иешуа призывал к нравственному совершенствованию. Он обращается ко всем: «добрый человек» — и убеждён, что «злых людей нет на свете». Иешуа отвергает всякое насилие.

Персонажи v. Иешуа Га-Ноцри


Многими исследователями Иешуа воспринимается как повелитель сил Света и антипод Воланда, повелителя сил Тьмы.
Стоит отметить что, противопоставление Иешуа и Воланда в романе показаны как бесконечная история добра и зла, которые не пытаются устранить друг друга. Воланд даже относится к Иешуа с уважением, говорит что: «Каждое ведомство должно заниматься своими делами».
Иешуа открыт миру и добр ко всем людям, но это не делает его слабым, наоборот, в его вере и терпимости его сила.
Иешуа в романе это образ света, добра и милосердия.