Файл: Подготовка к огэ по информатике с разбором заданий формата 2022.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 9
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Подготовка к ОГЭ по информатике с разбором заданий формата 2022
Формы работы:
-
урочная форма обучения с использованием системы заданий ОГЭ по информатике; -
внеурочная работа(дистанционно); -
контроль и анализ знаний; -
практическая работа; -
свободное самообразование; -
групповые занятия; -
консультации.
Цель: организация подготовки учащихся к успешному прохождению ОГЭ по информатике
Задания формата 2022
Задание 1
-
Расчет объема памяти для хранения текстовой информации.
В ОГЭ задания 1 применяются 2 основных типа заданий:
-
«Визуальные» - где количество символов в тексте нужно посчитать визуально -
«Арифметические» - для нахождения количества символов в тексте, нужно произвести вычисления.
Визуальные
Пример 1:
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные». 67
Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался 59 Байт. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.
Для того, что бы решить данную задачу, ее можно разделить на 2 этапа:
-
Нахождения информационного объема всего сообщения.
Для вычисления на данном этапе, нужно знать несколько правил:
-
После слова, знаки препинания пишутся сразу, без пробела; -
После знака препинания и перед словом обязательно должен быть пробел, и обязательно один; -
При использовании дефиса, пробелы не слева, не справа от дефиса не ставятся, то есть, между дефисом и словом нет пробела; -
При использовании тире, пробелы ставятся и слева, и справа от тире, то есть, между тире и словом пробел обязателен;
А также вспомнить единицы измерения информации:
-
Минимальная единица информации 1 бит; -
1 Байт=8 бит -
1 Кбайт=1024 бит -
1 Мбайт=1024 Кбит -
1 Гбайт=1024 Мбит
Повторив данные правила, нужно сосчитать количество всех символов примере. Символы можно посчитать сразу все, но если учащийся будет часто путаться и допускать ошибки, то можно сначала посчитать количество символов в каждом слове отдельно и записать значение над словом, затем сосчитать количество пробелов и выписать значение, и в конце сосчитать знаки препинания с кавычками (если таковы входят в пример). Затем суммируем все выписанные числа и умножаем на информационный вес одного символа (в данном примере 67 символов на 16 бит или 2 Байта).
-
Следующий этап, это нахождение самого слова.
Для нахождения слова нам нужно сначала посчитать разницу между информационным объёмом исходного предложения и получившегося (67-59=8Байт). Из получившейся разницы нам нужно вычесть вес пробела и запятой так как они будут лишними после редактирования(8-(2+2)=4 Байта). Из чего следует, что исходное слово состоит из 4 байт, или 2 символов (1 символ=2 Байтам), и это слово «ёж».
Пример 2:
В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Вова написал текст (в нём нет лишних пробелов):
«Ёж, лев, слон, олень, тюлень, носорог, крокодил, аллигатор – дикие животные».
Ученик вычеркнул из списка название одного из животных. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы – два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 16 байт меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название животного.
Данный пример, мы можешь решить за один этап, поскольку разность между исходной и конечной строкой нам уже дана, а вычислять информационный объем всего сообщения нет необходимости. Разность 16 Байт означает, что удаленный фрагмент состоит из 8 символов т.к. 1 символ кодируется 2 Байтами=16 бит. Еще мы знаем, что в удаленный фрагмент входят запятая и пробел по условиям задачи. Из этого делаем вывод, что удаленное животное состоит из 6 букв (8-2=6), и это животное «тюлень».
Арифметические
Пример 1:
Статья, набранная на компьютере, содержит 32 страницы, на каждой странице 40 строк, в каждой строке 48 символов. Определите размер статьи в кодировке КОИ-8, в которой каждый символ кодируется 8 битами. Ответ укажите в КБайтах.
4) 60 Кбайт
Для решения данной задачи, нужно повторить следующие правила из математики:
-
При умножении степеней с одинаковыми основаниями, показатели складываются; -
При делении степеней с одинаковыми основаниями, показатели вычитаются; -
При возведении степени в степень, показатели перемножаются.
А так же, нужно повторить, а лучше выучить ряд двоичных чисел (2 в степени от 0 до 13), поскольку в будущем он будет полезен во многих задачах.
0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 210 | 211 | 212 | 213 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | 256 | 512 | 1024 | 2048 | 4096 | 8192 |
Решение данной задачи можно разбить так же на 2 этапа:
-
Вычисление количества символов в тексте;
Для того, что бы найти количество символов в тексте, нам нужно количество символов в строке умножить на количество строк на странице и умножить на количество страниц в документе(48 симв*40 строк*32 стр). Если у ученика сложности с упрощением, то можно банально все перемножить столбиком, но быстрее и проще упростить. Для упрощения нам нужно представить числа в виде основания 2 в какой-то степени. (48=3*16=3*24), (40=5*8=5*23), (32=25). И того пример 48*40*32=3*24*5*23*25=15*212
-
Вычисления информационного объема всего предложения.
Далее нам нужно количество символов умножить на информационный вес одного символа, в данном примере это 8 бит, или 1 Байт, легче сразу умножать на 1 Байт. Поскольку ответ нам нужно дать в КБайтах, то получившийся результат нужно разделить 1024=2
10. В примере с упрощением - это выглядит следующим образом: (15*212)/ 210=15*22=60 Кбайт.
Задание 3
3 задание ОГЭ 2020 аналогично заданию 2 ОГЭ предыдущих годов с той лишь разницей, что теперь нет готовых вариантов ответов.
Задание 5
5 задание ОГЭ 2020 аналогично заданию 14 ОГЭ предыдущих годов, с той разницей, что программа нам теперь известна, но неизвестен коэффициент одного из действий.
Задание 6
6 задание ОГЭ формата 2020 является чем-то средним между 8 и 9 заданиями ОГЭ предыдущих годов, это простой алгоритм с условием на языке программирования.
Задание 8
8 задание ОГЭ 2020 аналогично заданию 17 ЕГЭ по информатике, с той разницей что в ЕГЭ используются 3 множества, а в ОГЭ 2 множества.
Задание 9
9 задание ОГЭ 2020 аналогично заданию 15 ЕГЭ по информатике.
Задание 10
10. Системы счисления.
В №10 ОГЭ 2020 используются задания, в которых нужно переводить числа из одной системы счисления в другую. Для того чтобы выполнить эти задания, нужно повторить:
-
Перевод чисел из 10-ой системы счисления в любую систему счисления; -
Перевод чисел из любой системы счисления в 10-ую систему счисления; -
Ознакомится с таблицей четырех основных систем счисления.
Двоичная | Восьмеричная | Десятичная | Шеснадцатиричная |
0 | 0 | 0 | 0 |
1 | 1 | 1 | 1 |
10 | 2 | 2 | 2 |
11 | 3 | 3 | 3 |
100 | 4 | 4 | 4 |
101 | 5 | 5 | 5 |
110 | 6 | 6 | 6 |
111 | 7 | 7 | 7 |
1000 | 10 | 8 | 8 |
1001 | 11 | 9 | 9 |
1010 | 12 | 10 | A(10) |
1011 | 13 | 11 | B(11) |
1100 | 14 | 12 | C(12) |
1101 | 15 | 13 | D(13) |
1110 | 16 | 14 | E(14) |
1111 | 17 | 15 | F(15) |
10000 | 20 | 16 | 10 |
а) Для перевода любого 10-го числа, нужно целочисленно разделить его на основании той системы счисления, в которую требуется перевести. Деление нужно повторять несколько раз, пока последний ответ не будет меньше основания, а затем выписать последний ответ и остатки отделения в обратном порядке. Получившееся число и будет результатом данного перевода.
Пример 1: Перевод из 10-ой системы счисления в 2-ую;
Пример 2: Перевод из 10-ой системы счисления в 8-ую;
Пример 3: Перевод из 10-ой системы счисления в 16-ую;
в) Для перевода любого числа, любой системы счисления, в 10-ую систему счисления, нужно записать мантиссу данного числа, а затем произвести вычисление.
Пример 1: Перевод из 2-ой системы счисления в 10-ую;
Пример 2: Перевод из 8-ой системы счисления в 10-ую;
Пример 3: Перевод из 16-ой системы счисления в 10-ую.
Повторив всё выше написанное, можно переходить к самим задания. Задания можно разделить на 2 этапа. Первый, перевод чисел и второй сравнение.
Пример 1: Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в десятичной системе счисления, нужно осуществить перевод и найдите то число, в записи которого, после перевода, единиц будет больше. Запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
1810→x2; 7310→x8; 2710→x16.
Решение:
Этап первый, переводим: 1810→100102; 7310→1118; 2710→1B16
Этап второй, сравниваем: во втором числе всех больше цифр «1»(три), соответственно правильный ответ «73»
Пример 2: Среди приведённых ниже трёх чисел, записанных в различных системах счисления, найдите максимальное и запишите его в ответе в десятичной системе счисления. В ответе запишите только число, основание системы счисления указывать не нужно.
2316, 328, 111102
Решение:
Этап первый, переводим: 2316→3510, 328→2610, 111102→3010
Этап второй, сравниваем: Самое большое число первое(35), соответственно правильный ответ «35»