Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория и методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитывающие ситуации могут формироваться как искусственно, так и возникать естественным путем, и педагог должен чутко реагировать на возникающую ситуацию. Здесь педагогу приходится действовать интуитивно и, главное, тактично.

Щуркова Н.Е. анализируя специфику воспитывающих ситуаций определяет алгоритм действия учителя при их возникновении или создании:

  • анализ причинно – следственных связей поведенческой линии детей в отношениях с другими детьми и взрослыми;

  • определение задач для разрешения ситуации;

  • моделирование новой ситуации разрешения проблемы;

  • представление вариантов разрешения ситуации;

  • анализ результатов воспитывающей ситуации. [30, с.7]

Таким образом, воспитывающая ситуация имеет огромное значение в формировании личностных качеств детей (гуманности), их «нравственного стержня», позволяют правильно скорректировать их поведение.

Бырыннай А.О. отмечает, что не каждую ситуацию можно считать воспитывающей, это зависит от того насколько она была значима и несла в себе воспитывающее значение, т.е. соответствовать мотивационно– потребностной и эмоциональной сфере ребенка. Ситуация может быть создана как для отдельного ребенка, так и для всего класса в целом.

Существует несколько направлений воспитывающих ситуаций:

  • игровое взаимодействие, которое характеризуется создание условий выбора в игровой форме;

  • тренинговые упражнения, которые помогают ребенку моделировать линию своего поведения.

Разрабатывая содержание воспитывающих ситуаций, необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • Цель создания ситуации.

  • Индивидуальные проявления, связанные с особенностями ребенка, требующие создания воспитывающих ситуаций.

  • Характерные для данного ребенка положительные особенности, которые были положены в основу содержания ситуации.

  • Описание ситуации.

Сокольников Ю. П. определяет видовое разнообразие воспитывающих ситуаций:

Воспитывающая ситуация выбора. Подобная воспитывающая ситуация характеризуется тем, что ребенок ставится перед необходимостью сделать определенный выбор между двумя или более вариантами решения ситуации. В поисках решения созданной ситуации ребенкунужно скорректировать свое поведение и привести его в соответствие с новыми требованиями. Воспитывающая ситуации выбора может быть не только искусственно созданной, но и возникнуть стихийно. Здесь большое внимание уделяется умению педагога быстро и правильно сориентироваться по ситуации и сумеет использовать их в воспитательных целях[17, с.33].


Воспитывающая ситуация творчеств, характеризуется тем, что здесь важно проявить не свои нравственные, а свои творческие способности. При создании воспитывающей ситуации творчества ребенку необходимо продемонстрировать свою фантазию, умение действовать в нестандартной ситуации, способность импровизировать, проявить смекалку и находчивость. Подобные ситуации имеют большой эмоциональный отклик у детей и развивают творческую инициативу в разнообразных видах деятельности.

Воспитывающая ситуация сопереживания. Она, прежде всего, направлена на развитие нравственных качеств ребенка. Ее основная задача формировать нравственный и чувственный опыт детей, чтобы они могли проявлять сочувствие и не оставаться равнодушными к чужой беде. В их основе лежит эффект «эмоционального заряжения», под воздействием которого интенсивнее развиваются нравственные чувства детей, формируется их нравственный опыт[27, с. 98].

Воспитывающая ситуация персональной исключительности (формирование успешной личности). Это создание определенной ситуации успеха. Ситуации успеха в жизни младших школьников играют первостепенную роль. Учитель должен стимулировать детей, направлять их деятельность в «положительное русло», настраивать их на успешное будущее.Один из самых эффективных методов воспитания младшего школьника, основанный на любви к первому учителю и желании выполнить любое его поручение. С помощью этого метода школьники учатся хорошим поступкам. В соответствии с целью воспитания, поручения могут быть временные и постоянные; индивидуальные, групповые и коллективные. Индивидуальное поручение дает воспитателю в руки «инструмент прикосновения к личности» (А.С.Макаренко). С его помощью воспитатель высказывает доверие ребенку. Между ним и воспитанником возникают тайные отношения, безусловно «работающие» на использование метода в воспитательных целях. Коллективные поручения формируют отношения «ответственной зависимости». К, примеру, в начальной школе пользуются популярностью такие коллективные поручения, как чередование творческих поручений (ЧТД). В основе их организации лежит сменяемость поручений. Таким образом, каждый ребенок класса выполняет все виды творческих поручений.

Ситуация успеха может создаваться в форме восхищения тем, что хорошо ребенок выполнил задание;в форме сорадости, что старания ребенка увенчались успехом;в форме сопереживания и оптимизма;в форме удивления. Для ребенка большое значение имеет, если его отметят не просто индивидуально, а именно в коллективе. Важно научить детей радоваться успехом других и не наклеивать различные ярлыки на других людей.Применяя формы коллективной оценки, учитель помогает детям увидеть успех товарища, оптимистически настроиться по отношению к его возможностям и на этом фоне высказывать пожелания и замечания. Ситуация успеха прежде всего направлена на развитие адекватной самооценки первоклассников[28, с.23].


Ситуация: «суфлер» Ребенок имеет очень хорошую память и может легко запоминать любые тексты, песни, информацию. Во время проведения праздников он не только выполняет отведенную ему роль, но и суфлирует роли остальных детей.

Таким образом, метод воспитывающих ситуаций является широко распространенным методом воспитания детей.В любой преподавательской деятельности есть педагогические ситуации, и их решение должно быть всегда в пользу ученика, ориентировано на развитие и совершенствование его личности в будущем. Проведение ребенка через самые разнообразные ситуации помогает ему накапливать адекватный их содержанию опыт эмоциональных переживаний, приводит к убеждению на уровне своего сознания в целесообразности и правильности именно такого поведения. ... Самооценка формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает человек. Особенно важными являются для него взаимоотношения с окружающими, контакты со значимыми другими.
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования адекватной самооценки у первоклассников в процессе воспитывающей ситуации

2.1 Диагностик уровня сформированности самооценки у первоклассников


Для выявления особенностей формирования адекватной самооценки у первоклассников в процессе воспитывающей ситуации было проведено исследование уровня сформированности самооценки у первоклассников.

Исследование проводилось среди учащихся 1 В класса МБОУ СОШ № 14 города Кирова в количестве 25 человек.Средний возраст детей на моментисследования 7,6 лет, в группе испытуемых 13 девочек и 12 мальчиков.

Эмпирическое исследование состояло из трех этапов:

1. Констатирующий этап: составление диагностического аппаратаисследования, создание условий для проведения диагностическогообследования по методике Дембо - Рубенштейна;

2. Формирующий этап: применение воспитывающих ситуаций к детям с заниженной самооценкой;

3. Контрольный этап: повторная диагностика с использованием методики В.Г. Щур «Лесенка».

Для выявления уровня сформированности самооценки у респондентов были использованы следующие методики:

  1. «Лесенка», В.Г. Шур (см. приложение А);

  2. Методика Дембо–Рубенштейн (см. приложение Б)

Методика исследования самооценки ребенка «Лесенка», В.Г. Щур предназначена для выявления системы представлений ребёнка отом, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди икак соотносятся эти представления между собой.«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой ииндивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровеньсамооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможностьвыявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку,чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекциитрудностей, возникающих у детей.

Методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн.В целом эта методика, довольно проста. Она предназначена дляисследования уровня самооценки, в работе психолога. Бланк методики, выглядитследующим образом: на личте бумаге, изображены семь вертикальных линий(шкал), они обозначают здоровье, ум (способности), уверенность в себе, умениечто – то делать своими руками, авторитет у сверстников, внешность и характер.

В результате исследования по указанным выше методикам были полученыколичественные и качественные экспериментальные данные.Для качественного определения уровня самооценки у первокласасников,были проведены две экспериментальные методики: методика определениясамооценки Дембо – Рубенштейн и методика «Лесенка».


На констатирующем этапе исследования была применена методика определения самооценки Дембо-Рубенштейн. Были получены следующие данные.У 13 детей адекватная самооценка, что составляет (52%), у 7 (28%) –заниженная самооценка, у 5 (20%) – завышенная.

Более наглядно их можно рассмотреть на рисунке 3.



Рис. 3. Результаты исследования по методике Дембо – Рубенштейн

Исходя, из вышеизложенных данных можно сделать вывод, что убольшинства учащихся в классе преобладают средние показатели самооценки, чтоговорит о том, что первоклассники адекватно оценивают себя, своивозможности и окружающую их действительность. Чего нельзя сказать обоставшейся части класса. Дети с заниженной самооценки имеют большийпроцент, чем у детей с завышенными показателями. Это говорит о том, что у этихдетей не сформированы адекватные представления о себе и могут бытьобусловлены различными факторами, например, детско – родительскимиотношениями или межличностными отношениями со сверстниками. Процентзавышенного уровня самооценки в классе не так велик, но тоже имеет место.Завышенная самооценка у младших школьников, как правило, обусловлена либогиперопекой в семье, либо лидерскими отношениями в классе.

Таким образом, на констатирующем этапе были выявлены 7 (28%) с заниженной самооценкой, скоторыми на формирующем этапе были применены воспитывающие ситуации.

2.2 Динамика выявления уровня сформированности самооценки у первоклассников


С целью формирования адекватной самооценки первоклассников был проведен формирующий эксперимент, в основу которого положена выдвинутая гипотеза - воспитывающие ситуации будут способствовать формированию адекватной самооценки младших школьников при следующих педагогических условиях:

    1. в основе содержания воспитывающих ситуаций лежат позитивные особенности, характерные для каждого ребенка;

    2. ситуации подбираются в зависимости от выявленных проявлений самооценки;

    3. воспитывающие ситуации органично включаются в логику учебного процесса, при их создании учитель использует разнообразные приемы.

Исходя из этого, в ходе формирующего эксперимента предстояло решить ряд частных задач:

1) разработать ситуацию успеха с использованием приемов: снятие страха перед предстоящей деятельностью, усиление мотива деятельности и персональной исключительности для детей с заниженной самооценкой,