Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория и методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Уильям Джеймс утверждает, что самооценка- это удовлетворенность или неудовлетворенность субъекта собой, т.е. самоотношение. [7, с. 74]

По мнению Анны Израилевны Липкиной, самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. [11, с. 64]

Если говорить в общих чертах, то термин «самооценка» в психологической литературе понимается как сложная система, определяющая характер самоотношения индивида и включающая общую самооценку, отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своей личности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. [19, с. 43].

Осознанно или несознательно, но мы всегда сравниваем себя с окружающими и оцениваем с таких позиций, как «лучше», «хуже», или «такой же, как и все». В первую очередь оцениваются значимые, важные для общества качества, без которых человек не может осознавать себя личностью, которая достойна уважения. [12, с.53]

Крутецкий В.A. под самооценкой подразумевает, отношение индивида ксебе, которое постепенно приобретает привычный характер. Оно можетпроявляться как не одобрение или одобрение, и определяет убежденностьиндивида в своей значимости и самоценности [14, с 87].

Иначе, - как считает Э.Бернс, - «самооценка – это личностное суждение о собственной ценности». Примерно так же определяет самооценку и М.Розенберг: для него это негативная или позитивная установка, которая направленана специфический объект, называемый Я [3, с 56].

Спиркин А.Г считает, что самооценка это «отношение к себе», котороенаряду с познанием себя входит в самосознание [13, с 84];

Конечно, оценивать себя можно по-разному, бывает, что иногда человек нравится себе, а иногда наоборот, вовсе не доволен собой, поэтому он начинает заниматься самоосуждением.

В психологии выделяют две разновидности самооценки: адекватная и неадекватная.

1.Адекватная самооценка позволяет личности относится к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.


2.Неадекватная самооценка препятствует выполнению указанных функций. [6, с. 10]

Рубенштейн С.Л. в своих работах писал, что огромное значение дляформирования личности ребенка в возрасте 7-9 лет имеет коллектив, которыйформирует социальную направленность школьника. Особенно к концу младшегошкольного возраста, ребенок стремится к обществу других детей. Интересуетсяделами класса, неотъемлемым членом которого сам является. Особое значениедля него начинает приобретать мнение сверстников. Младшие школьники хотятзанять свое место в классе, завоевать уважение товарищей и авторитет. Процессвключение школьника в школьную жизнь достаточно сложный, неоднозначный инередко противоречивый. Прежде всего, данный процесс индивидуален.

Не для всех детей младшего школьного возраста, учеба выполняетведущую роль. Как отмечает Божович Л.И. [3, с 16], для того что бы, та илииная деятельность стала ведущей в формировании психики, необходимо, что быона составила основное содержание жизни ребенка, явилась для него центром, вокруг которого, сосредотачиваются их главные переживания и проблемы.

Систематическое и организованное обучение и воспитание – главнейшая форма иусловие целенаправленного развития детей.Учебная деятельность, требует хорошего развития произвольного внимания.Младший школьник должен уметь сосредоточится на учебном задании, в течениидлительного времени сохранить на нем концентрацию внимания, с определеннойскоростью переключатся, гибко переходя с одной задачи, к другой.

Самооценка очень важна для учебной деятельности обучающегосяпервого класса. Главный смысл самооценки заключается в самоконтролеобучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственнойдеятельности и в самостимуляции.

Адекватнаясамооценка лежит в основе формирования у первоклассникауверенности в себе и своих возможностях; она выступает основанием дляразвития личной полноценности и компетентности, а также самокритичностии требовательности к себе. Неадекватная самооценка (завышенная илизаниженная), наоборот, является препятствием раскрытия и реализациивозможностей и способностей обучающегося, ведет к искажению уровняпритязаний личности, возникновению внутренних конфликтов, нарушенийобщения, конфликтности с окружающей средой и в целом свидетельствует онеблагополучном развитии личности ребенка [2, с. 11].

Охарактеризуем более подробно проявление различных видовсамооценки у первоклассников [14, с. 23]:


  • первоклассники с адекватной самооценкой характеризуютсяактивностью, бодростью, находчивостью, общительностью, а также чувствомюмора;они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своихработах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям, т.е. могутреально соотносить свои силы с задачами и требованиями любой трудности,предъявляемыми ему окружающими, а если же случается неудача – то онистараются самостоятельно найти ошибки и выбрать другую задачу;

  • первоклассники с высокой самооценкой отличаютсяактивностью, стремлением к достижению успеха в каждом видедеятельности, оптимизмом и уверенностью в себе (в их основе лежитправильная самооценка своих возможностей и способностей), максимальнойсамостоятельностью; они уверены в том, что собственными усилиями смогутдобиться успеха;

  • первоклассники с заниженной самооценкой характеризуютсянеуверенностью в себе и в их планах на будущее; они склонны «уходить всебя», выискивать в себе слабости, зацикливаясь на них; они в высокойстепени самокритичны, не уверены в себе, во всех своих начинаниях и делахони ждут только неудачи; очень ранимы, тревожны, застенчивы, робки; у нихформируется наклонность избегать неудач, уходить от решения проблем;болезненно переносят критику в свой адрес, часто стараясь «подстроиться»под мнение других людей, в большей степени страдают от комплексанеполноценности;

  • первоклассники с завышенной самооценкой переоцениваютсвои возможности, результаты деятельности, личностные качества; онивыбирают задачи, которые им явно не по силам, а в случае неудачи либопродолжают настаивать на своем, либо переключаются на более легкуюзадачу; они необязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все,что делают другие, критичны к другим; такие дети высокомерны, бестактны,чрезмерно самоуверенны – таким образом, этих младших школьниковхарактеризует неоправданная переоценка ребенком своих возможностей,личностных качеств и результатов учебной деятельности.

В статье Н.О. Дубченкой, Е.Н. Лупановой и А.Е. Нугмановойотмечается, что самооценка как ощущение собственной ценности изначимости остается в младшем школьном возрасте одним из важнейшихпоказателей психологического благополучия ребенка, и здесь важен ееуровень. Так, завышенная самооценка способствует более быстрой и легкой адаптации ребенка в школе, большей легкости переживания неудач ипреодоления трудностей. Дети, характеризующиеся высоким уровнемсамопринятия, отличаются и большей открытостью, доброжелательностью,они легче знакомятся с новыми людьми и быстрее находят себе друзей [17, с. 25].


Знание уровня самооценки обучающегося младшего школьноговозраста для педагога важно и необходимо: в этом случае воспитательный иобразовательный процессы таких учащихся будут формироваться правильно.Самооценка в данном возрастном периоде находится на стадииформирования, а потому она подвержена любым изменениям подвоздействием внешних факторов.

Самооценка является результатом сложного и длительного процесса, вкотором взаимодействуют различные факторы ее формирования (такимифакторами могут выступать оценки окружающих, анализ самим человекомсвоих успехов и неудач, результатов деятельности, в которых проявляютсякачества его личности). Анализ литературы по теме исследования показал,что самооценка младшего школьника складывается в процессе воспитания –семейного и социального.

Таким образом, можно сказать, что исследователи уделяют особое внимание возрасту 7 – 9 лет в вопросе становления самооценки: если в раннем и дошкольном детстве формируютсялишь истоки самооценки, то у первоклассника уже формируетсяотношение к себе и окружающему миру – начинает формироватьсясамооценка в психологическом смысле.

Формирование самооценки первоклассника неразрывно с учебнойдеятельностью, которая является для данного возраста ведущей. Школа и еевнутренние процессы в данном возрастном периоде является полноправнымсубъектом формирования самооценки ребенка (совместно с особенностямисемейного воспитания).
1.2Воспитывающие ситуации как способ формирования самооценки

Воспитывающие ситуации в психолого – педагогической литературе определяется как проблемная ситуация, при которой ребенок ставится в ситуацию выбора. Проблема может быть нравственного выбора, выбора социальной роли и т.д.

Бырыннай А.О. определяет воспитательную ситуацию как ситуацию, которая всегда ставит перед ребенком определенный выбор, создает внутренний конфликт. Верно подобранные ситуации дают возможность стать формой развития и воспитания ребенка. Воспитывающие ситуации в педагогической деятельности могут стать моделью поведения ребенка в жизненной ситуации и направлять его нравственное поведение.

Азаров Ю.П. отмечает, что эффективность метода воспитывающих ситуаций применительно к детямзависят от величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых;нтенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогом[2, с. 43].


При создании воспитывающей ситуации необходимо создавать не только проблемную ситуацию, но и условия, при которых у ребенка будет возможность выбора. Создаются условия для самостоятельного решения проблемы, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальный опыт имеет большую важность для детей первого класса, так как это формирует дальнейшие социальные связи человека.

Развитие использования воспитывающих ситуаций может создать конкуренцию, что способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Это направление помогает достигать желание лидерства и побеждать в ситуации соперничества. Соперничество вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации[22, с.98].

Воспитывающие ситуации помогают выстраивать ситуации, которые будут важны в дальнейшей жизни ребенка. Это, например, ситуация распределения обязанностей, поручений, подарков и наград, выбора между личным и общественным и т.п. Подобные ситуации как правило отвечают внутренней позиции человека.

Детский коллектив характеризуется тем, что могут возникать зачастую непредвиденные и нестандартные ситуации, в которых могут проявляться как позитивные, так и негативные стороны личности ребенка. Учитель должен использовать подобные ситуации для назидания и формирования положительного опыта разрешения подобных ситуаций, используя метод коррекции и проговаривания ошибок участников ситуации. Не всегда жизнь подбрасывает подобные ситуации, иногда педагогу приходится создавать их искусственно, чтобы обогатить социальный и нравственный опыт ребенка. Преднамеренное стечение обстоятельств, специально организованные педагогические условия принято называть методом воспитывающих ситуаций, основное назначение которого – побуждать детей к определенному поведению[6, с.112].

Педагог моделируя ситуацию, преследует конкретную цель, но ребенок даже не подозревает об этом и реагирует так, как он среагировал бы в обычной жизни, потому метод воспитывающих ситуаций является методом косвенного воспитательного воздействия. Моделирование воспитывающих ситуаций дает возможность учителю назидать и открыто поучать ребенка, а действовать создавая иллюзию выбора самого ребенка, что в дальнейшем поможет ему делать подобный выбор в реальных условиях. Создавая различные по направлениям ситуации и привлекая всех участников школьного коллектива, педагог имеет возможность увидеть как дети реагируют и какую гамму чувств испытывают при этом, педагог, может ориентируясь на личностные индивидуальные характеристики детей, формировать социальный опыт ребенка, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс их формирования и корректировки.