Файл: Доклад По дисциплине Региональная экономика и инвестиционная привлекательность региона На тему Перспективы развития рынка муниципальных облигаций.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Основными участниками рынка муниципальных облигаций являются банки. Их доля может быть оценена на уровне 60-70%. Расширяется присутствие других управляющих, страховых компаний и иных инвесторов, хотя их доля по-прежнему невысока. Потенциал увеличения спроса на муниципальные ценные бумаги со стороны государственных управляющих компаний ограничен в связи с введением специального инструмента, предназначенного для инвестиций накопительной части трудовой пенсии, - государственных сберегательных облигаций. Однако, ресурс для увеличения спроса со стороны банков на рыночные муниципальные ценные бумаги существует. Можно предположить, что оптимальный уровень ставок денежного рынка составляет около 3-4% (MOSIBOR). Рост ставок выше 4,0% способствует обострению ситуации с ликвидностью. В случае падения ставок ниже 3,0% рынок начинает функционировать в условиях избыточной рублевой ликвидности.

Для дальнейшего развития инфраструктуры рынка государственных заимствований одним из ключевых решений могло бы стать учреждение института первичных дилеров. Отметим, что практика осуществления денежно-кредитной и заемной политики с использованием первичных дилеров за последние десятилетия хорошо себя зарекомендовала в большинстве развитых стран.

Основными функциями первичных дилеров могли бы быть:

- обязательное участие в аукционах Минфина по размещению муниципальных ценных бумаг в целях обеспечения полной синдикации предлагаемого выпуска облигаций;

- поддержка вторичного рынка муниципальных ценных бумаг путем выставления наилучших двусторонних котировок по всем обращающимся на рынке выпускам (market-maker function). При этом можно ввести условие, согласно которому первичный дилер обязан поддерживать определенную минимальную долю торгового оборота на вторичном рынке муниципальных ценных бумаг (например, установив ее на уровне 1-2% от общего оборота на вторичном рынке);

- обеспечение Минфина оперативной информацией по рынку муниципальных ценных бумаг, подготовка регулярных рыночных комментариев.

Польза от введения такого института для Минфина очевидна. Во-первых, институт первичных дилеров является своего рода страховкой, гарантируя размещение госбумаг на аукционе в полном объеме по существующим рыночным ставкам даже в периоды неблагоприятной конъюнктуры. Во-вторых, первичные дилеры, выступая посредниками между Минфином и конечными инвесторами, обеспечивают максимально широкое распределение государственных облигаций среди участников рынка, что в конечном итоге способствует поддержанию ликвидности муниципальных ценных бумаг на высоком уровне. В-третьих, оперативная рыночная информация, предоставляемая первичными дилерами, позволяет Минфину лучше чувствовать ситуацию на рынке и оперативно реагировать на ее изменения.


Финансовые институты, отбираемые для выполнения функций первичного дилера, должны будут удовлетворять определенным критериям (объем активов, размер капитала, уровень кредитного рейтинга, доля на вторичном рынке муниципальных ценных бумаг, наличие широкой клиентской базы и т.д.). В дальнейшем предполагается, что Минфин (возможно, совместно с Банком России) будет осуществлять надзор за дилерами.

Мировая практика показывает, что число дилеров должно составлять не менее 15. Федеральная резервная система США, например, осуществляет свои операции при помощи 22 первичных дилеров. В текущих условиях на российском рынке функционирует достаточное количество сильных финансовых институтов, способных выполнять функции первичного дилера. По мнению экспертов, оптимальное число дилеров для качественного проведения денежно-кредитной и заемной политики - 20 банков и инвестиционных компаний. Поскольку средний объем аукциона муниципальных ценных бумаг составляет около 10 млрд. руб., каждый первичный дилер должен будет обеспечить приобретение муниципальных ценных бумаг в объеме 500 млн. руб. или 5% от размещаемого объема облигаций.

Как уже отмечалось, первичные дилеры должны принимать на себя безусловное обязательство выкупа всего объема облигаций, предлагаемого на аукционе по сложившимся на момент аукциона рыночным ставкам. Кроме того, первичные дилеры, занимая крупные позиции в муниципальных ценных бумаг, в большей степени по сравнению с обычными дилерами несут риски возможных потерь от неблагоприятной динамики котировок на фоне ухудшения рыночной конъюнктуры. С общественной точки зрения роль первичного дилера весьма почетна и придает финансовому институту, способствующему решению важной государственной задачи, заметный политический вес. Эксклюзивные полномочия покупателя крупных объемов государственных облигаций на аукционе также предоставляют первичному дилеру преимущества по сравнению с обычным инвестором. Однако такие преимущества, являются все же недостаточной компенсацией за принимаемый риск. В качестве одного из стимулов можно было бы предложить выплату комиссий за участие в синдикате при размещении государственных облигаций. Такая практика распространена в ряде развитых стран (например, в Японии).

Весомым аргументом для участия в системе первичных дилеров для финансовых институтов могло бы стать предоставление Минфином возможности рефинансировать свои позиции под залог определенного набора ценных бумаг по гарантированной ставке. Уровень ставки мог бы быть определен на основе прогноза равновесной рыночной ставки. В текущих условиях она бы составила около 4,0%. Осуществлять такое финансирование Минфин мог бы за счет регулярно скапливающихся на его казначейских счетах неизрасходованных бюджетных средств. Объем свободных остатков на счетах казначейства Минфина можно приблизительно оценить путем вычитания из объемов финансирования кассовых бюджетных расходов. По оценкам экспертов, для предоставления услуги рефинансирования первичных дилеров достаточно гораздо меньшего объема остатков средств на счетах казначейства Минфина. В отличие от выплат комиссий, схема стимулирования первичных дилеров через предоставление возможности рефинансирования не будет затратной для Минфина, а напротив, принесет дополнительный доход.


Еще одним важнейшим направлением развития рынка муниципальных долговых инструментов является внедрение производных инструментов на муниципальных ценных бумаг. К такого рода инструментам можно отнести фьючерсные и форвардные контракты, опционы, свопы, рынок стрипов. Как показывает мировая практика, рост объемов операций с производными инструментами способствует резкому увеличению торговых операций и с базовыми активами.

В этой связи можно предложить два взаимодополняющих направления совершенствования рынка муниципальных ценных бумаг:

- необходимо изменить порядок расчетов по муниципальных ценных бумаг таким образом, чтобы сделать возможным «короткую продажу» долгового инструмента, то есть, предоставить возможность застраховаться от роста процентных ставок;

- возможность застраховаться от процентного риска появится с развитием рынка фьючерсов на муниципальных ценных бумаг.

Стандартизованные фьючерсные контракты позволяют заключать сделки по поставке ценных бумаг в определенный день в будущем по фиксированной цене. Такие контракты торгуются на фьючерсной бирже и являются гораздо более распространенным вариантом хеджирования процентного риска. Однако развитию фьючерсного рынка муниципальных ценных бумаг мешают правила расчетов сделок по гособлигациям. Учитывая специфику законодательства, ликвидными могут стать только те фьючерсы, которые предусматривают физическую поставку актива.

Заключение


Современную финансовую систему государства невозможно представить без развитого рынка ценных бумаг, а в частности без рынка региональных облигаций, которому посвящена данная работа.

Рынок региональных облигаций является важным элементом фондового рынка и оказывает существенное влияние на эффективность экономической политики государства в целом. Необходимость развития регионального рынка облигаций в современных условиях определяется задачами привлечения инвестиционных ресурсов в регионы для преодоления промышленного спада, сокращения дифференциации российских регионов в уровне социально-экономического развития, повышения жизненного уровня населения. Именно через региональный рынок облигаций возможен приток капиталов в регионы, что позволит решить проблемы финансирования целевых инвестиционных программ, покрытия бюджетного дефицита и повышения контроля за местным финансовым рынком.

Во всех развитых странах
, с цивилизованным рынком корпоративных облигаций основное количество заемных средств для финансирования инвестиций, предприятия получают путем выпуска и размещения корпоративных облигаций. Это обусловлено тем, что банковская система не в состоянии предоставить значительные объемы денежных средств на длительный срок, а так же величиной процентных ставок. В Российской Федерации заимствования на рынке корпоративных облигаций пока не получило широкого распространения по ряду причин.

Для того чтобы способствовать развитию рынка региональных облигаций РФ, а также активизации на нем деятельности эмитентов и инвесторов необходимо:

- приведение налогообложения по корпоративным облигациям в соответствие с налогообложением государственных ценных бумаг;

- упрощение процедуры выпуска корпоративных облигаций;

- отнесение на себестоимость затрат эмитента, связанных с подготовкой, эмиссией, размещением и обслуживанием ценных бумаг;

- внедрение национальной системы рейтингов, включая работу с ведущими рейтинговыми агентствами, формирующими приоритеты инвесторов;

- информационное освещение выпуска ценных бумаг новыми предприятиями, в первую очередь из научно-технической и информационной сфер;

- необходимо внедрение высоколиквидных инвестиционных облигаций, которые могут выпускаться как банками, так и предприятиями. Ввиду большей надежности облигаций, выпускаемых банками, внедрение нового финансового инструмента целесообразно начать с сектора кредитных организаций.

Список использованной литературы


  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.).// Собрание законодательства Российской Федерации. 3 августа 1998 г. № 31. Ст. 3823.

  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2012 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».// Собрание законодательства Российской Федерации. 6 октября 2003 г. №40. Ст. 3822.

  3. Агапеева Е.В. Правовое регулирование рынка ценных бумаг в России и США: Учеб. пособ.- М.: Юнити-Дана, 2012. - 159 с.

  4. Алехин Б.И. Государственный долг: Учеб. пособ.- М.: Юнити-Дана, 2011. - 335 с.

  5. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг. - М.: Инфра-М, 2012. - 278 с.

  6. Берзон Н.И., Буянова Е.А. и др. Фондовый рынок: Учеб. пособ. / Под ред. Н.И. Берзона. - М.: Вита-Пресс, 2008. - 400 с.

  7. Буренин А.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов.- М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 2008. - 352 с.

  8. Васильев М.Б. О правовой природе договора брокерских услуг на рынке ценных бумаг.// Журнал российского права. 2011. №10. С. 63-71.

  9. Герасимов А. Рынок облигаций как показатель оздоровления региональных финансов.// РЦБ. 2012. № 9. С. 21-24.

  10. Гитман Л.Дж. Основы инвестирования. - М.: Деловая Москва, 2009. - 1008 с.

  11. Глазков С. Планирование объема заимствований муниципальных образований.// РЦБ. 2013. № 1. С. 14-17.

  12. Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Государство и регулирование инвестиций.- М.: ООО Городец-издат, 2013. - 272 с.

  13. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг: Инструменты и механизмы функционирования: Учеб. пособ. - М.: Кнорус, 2011. - 272 с.

  14. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Павленко В.А. Рынок ценных бумаг: Учеб. пособ. - М.: Кнорус, 2010. - 272 с.

  15. Ильин С.С., Маренков Н.Л. Основы экономики: Учеб. пособ. - М.: Феникс, 2012. - 672 с.

  16. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевой дело: Учеб. пособ. - Изд. 2-е, с изм. - М.: Экономистъ, 2011. - 678 с.

  17. Ковалев А. Перспективы развития рынка облигаций региональных банков.// РЦБ. 2012. № 4. С. 26-29.

  18. Колтынюк Б.А. Инвестиции: Учебник. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2013. - 848 с.

  19. Кононова О.Ф. Финансовые рынки России в 2000 году: (аналитический обзор).// Банковские услуги. 2011. № 1. С. 9-17.

  20. Митин Б.М. Ценные бумаги: Налоги, учет, правовое регулирование. - М.: Современная экономика и право, 2010. - 192 с.

  21. Образцов М.В. К вопросу о роли Центрального банка в регулировании финансовых рынков.// Деньги и кредит. 2012. № 4. С. 12-17.

  22. Павлова Ю.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Юнити-Дана, 2011. - 269 с.

  23. Пахомов С. Как создать в России муниципальное долговое агентство?// РЦБ. 2012. № 13. С. 44-48.

  24. Петров В. Российский финансовый рынок: Оценки и прогнозы.// Общество и экономика. 2011. № 10. С. 71-90.

  25. Решетина Е. Некоторые вопросы гражданско-правовой ответственности на рынке ценных бумаг.// Хозяйство и право. 2012. № 9. С. 30-36.

  26. Россия 2015: оптимистический сценарий./ Под. ред. Л.И.Абалкина. - М.: ММВБ, 2009. 416 с.

  27. Рыжановская Л.Ю. Повышение роли финансового рынка в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов.// Финансы и кредит. 2012. № 6. С. 19-34.

  28. Сабитов Н.Х., Тихонова Р.У. Операции Банка России на открытом рынке: Этапы развития.// Деньги и кредит. 2012. № 12. С. 44-48.

  29. Столяров А.И. Российский финансовый рынок: Современное состояние и перспективы развития.// Финансы. 2013. № 2. С. 11-14.

  30. Щербаков А.Г. Рынок государственных ценных бумаг Российской Федерации и перспективы его развития на 2012-2020 гг.// Финансы. 2012. № 8. С. 3-7.