ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Философия XIX и XX вв.
- Классическая философия XIX в.
- Неклассическая философия XIX в.
- Особенности философии ХХ в.
КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX В.
«…мне должно еще несколько остановиться на том философском учении, которое составляет поворотную точку и вместе с тем связь между периодами западной философии; я разумею систему Гегеля, которая, завершая собою и выражая во всей его исключительности философский рационализм, тем самым (именно делая очевидной его ограниченность) вызвала требование другой, не отвлеченно-логической, а положительной философии…»
В.С. Соловьев. «Кризис западной философии»
Позитивизм
Огюст Конт –
«отец социологии»
Отправная точка философии – опыт
Мы познаем только феномены, и наше знание всегда относительно
Мы знаем только отношения между фактами
Познаваемо только то, что подлежит наблюдению (= отношения между фактами)
Познание внеопытных первоначал превышает возможности человека
Цель положительной (позитивной) философии - привести разум к осознанию своих границ и возможностей.
Эта граница - сфера человеческого опыта, мир явлений.
Марксизм
Ф. Энгельс
К. Маркс
Материалистически переработали идеалистическую диалектику Гегеля. Создали диалектический материализм
ЭНГЕЛЬС. «Диалектика природы» : попытка создания натурфилософии посредством диалектического истолкования данных естествознания. Утверждается идентичность
определенных «законов движения» в природе, обществе и мышлении.
МАРКС. «Капиталл». Исторический материализм - теория развития общества. Бытие определяет сознание, экономика - политику, социальную и духовную сферу. Развитие общества – естественноисторический процесс, т.е. оно подчиняется в своем развитии как естественным, объективным законам, так и человеческой исторической деятельности
, субъектом которой являются классы.
Основа общественного прогресса - материальное производство, т.е. создание материальных благ в процессе преобразовательной деятельности человека.
ПОВТОРЕНИЕ_ПОВТОРЕНИЕ_Классы_в_широком_смысле_слова'>Классовая теория структуры общества
ПОВТОРЕНИЕ
ПОВТОРЕНИЕ
Классы в широком смысле слова -
большие группы людей, имеющие свое отношение к средствам производства собственности и политическим институтам
ПОВТОРЕНИЕ
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX в.
Основная характеристика - иррационализм: отвергается понимание мира как целостной закономерной системы. Окружающий мир – это разрозненный хаос, неподконтрольный разуму.
НАПРАВЛЕНИЯ:
Волюнтаризм: признает волю первоосновой всего сущего.
- А. Шопенгауэр
- Ф. Ницше
- А. Бергсон
- З. Фрейд
- К.Г. Юнг
- А. Адлер
Философия жизни: центральными являются вопросы о смысле, цели и ценности жизни, стремление понять «жизнь из нее самой». Отдается предпочтение живому чувству, инстинкту как средствам постижения мира.
Психоанализ: междисциплинарное направление в современной философии и психологии, объясняющее роль бессознательного и других, связанных с ним психических процессов в жизни человека и общества.
Артур Шопенгауэр
Артур Шопенгауэр: волюнтаризм
Окружающий мир есть лишь мир представлений в сознании человека.
Сущность мира – воля.
Мировая воля есть сила, движение, творящее все вещи и процессы
Воля лежит в основе сознания; является всеобщей сущностью вещей.
Воля действует без всякого познания, определяется не мотивами, а причинами (раздражителями).
Точно так же, как воля человека определяет его поступки, так и действующая во всем мире всеобщая воля, воля предметов и явлений вызывает внешние события в мире, движение предметов, возникновение явлений.
Воля присуща не только живым организмам, но и неживой природе в виде "бессознательной", "дремлющей" воли.
Фридрих Ницше: философия жизни
Идея «смерти Бога»
Идея «воли к власти»
Идея «сверхчеловека»
имморализм (не путать с аморализмом!)
Зигмунд Фрейд: психоанализ
«Я и Оно»
Оно (Ид) - бессознательное
Я (Эго) – сознание
Сверх-Я (Супер-Эго) – надсознательное: ценности, социальные установки и т.п.
Либидо
Сублимация
ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА
- Множество философских систем, соответствующих многообразию культур и их диалогу;
- Новые философские традиции, сориентированные на различия между культурами и людьми, а не на их единство.
- Отказ от принципов классической философии: от безусловного доверия разуму; от идеи субстанции как единой основы всего сущего; от диалектики как логики преодоления и разрешения противоречий; от принципа историзма; от традиционного европейского рационализма.
- Значительный интерес к мистике, к иррациональному как способу познания, к восточной философии).
- Два направления: сциентизм и антисциентизм.
СЦИЕНТИЗМ | АНТИСЦИЕНТИЗМ |
Наука - высшая ступень человеческого разума, научное знание - культурная ценность, в соответствии с которой необходимо ориентировать все иные формы духовного освоения бытия (в т.ч. философию). | Наука - угроза существования человека и всей человеческой цивилизации. |