Файл: П. А. Кропоткин о взаимной помощи как принципе организации общественной жизни Код, Направление подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выводы по теоретической главе


Итак, в ходе теоретического анализа литературы выявлено:

многочисленные социально-психологические наблюдения и исследования, а также исторические примеры, как в прошлом, так и в новейшей истории, указывают на то, что стремление к превосходству и взаимопомощи можно рассматривать как единый универсальный социальный инстинкт, представляющий собой механизм сохранения и развития вида.

сохранения – в ситуации критической, угрожающей самому существованию данной популяции. Развития – в более благоприятных условиях существования, обеспечивая внутривидовую конкуренцию и прогресс.

теория П. А. Кропоткина об универсальном механизме взаимопомощи не противоречит концепции социал-дарвинизма, а дополняет ее, указывая на диалектику проявления психобиологических детерминант поведения человека в разных исторических условиях.

Глава 2. Эмпирическое исследование взаимной помощи как принципа организации общественной жизни

2.1 Методологическая основа эмпирического исследования


Тема эмпирического исследования – «Исследование взаимной помощи как принципа организации общественной жизни».

Объект исследования – взаимная помощь в концепции П.А. Кропоткина.

Предмет исследования – современные тенденции проявления взаимной помощи в семье, обществе.

Целью данного исследования является изучение концепции П.А. Кропоткина о взаимной помощи, как принципе организации общественной жизни, а также исследование современных тенденций проявления взаимной помощи в семье.

Гипотеза исследования – в современной семье существует тенденция к индивидуализации членов семьи, что противоречит концепции Кропоткина, характеризующей семью как социальную группу, в которой отношения строятся на взаимопомощи, учете интересов каждого члена группы, нацеленность на благо всех и каждого.

Задачи:


  1. Разработать методологию и методику эмпирического исследования;

  2. Организовать, провести и обработать эмпирическое исследование;

  3. Проанализировать полученные данные и сделать выводы, при помощи которых можно будет определить различия у возрастных групп в отношении помощи родителям или детям;

  4. Вывести и написать рекомендации.

При выполнении курсовой работы применены следующие эмпирические методы социологического исследования:

качественный метод: глубинное интервью;

количественно-качественный метод: контент-анализ.

Практическая значимость выполнения курсовой работы заключается в решении прикладной задачи эмпирического исследования – выявлении современных тенденций проявления взаимной помощи в обществе для их применения на практике с целью гармонизации социальных процессов.

База исследования – ФГБОУ ВО «Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство)», ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет».

Для проведения контент-анализа были выбраны 2 научные статьи по теме исследования.

Исследовательская выборка экспертного интервью включает 3 экспертов в области психологии семейных отношений:

1 эксперт – психолог, окончила МГУ им. Ломоносова по направлению Педагогика и психология девиантного поведения. Ведет частную психологическую практику и работает в центре образования.

2 эксперт – психолог, окончила МПГУ по направлению Семейное воспитание. Работает в центре образования с детьми дошкольного возраста, подростками и их родителями.

3 эксперт – старший преподаватель и аспирант кафедры социологии и рекламных коммуникаций в РГУ им. А.Н. Косыгина. Окончила магистратуру в РГУ им. Косыгина по направлению Психология.

Основными критериями отбора экспертов для интервью выступили качественные показатели компетентности и авторитетности в своих сферах деятельности. С согласия опрашиваемых респондентов во время проведения интервью осуществлялась аудиозапись, которая впоследствии была применена для протоколирования ответов.

При проведении исследования был изучен ряд социологических работ в форме научных статей, авторефератов диссертаций, тезисов научных докладов по теме взаимной помощи в рамках концепции П.А. Кропоткина для выявления наиболее полезных для дальнейшего анализа показателей.



В проводимом исследовании будут рассмотрены следующие эмпирические показатели:

  1. Определение сущности семейных, межпоколенных отношений;

  2. Анализ факторов, влияющих на развитие семейных отношений;

  3. Выявление основных причин индивидуализированного характера построения современной политики семьи;

  4. Актуализация научного знания в области взаимопомощи как фактора эволюции;

  5. Анализ этапов процесса формирования межпоколенных отношений;

  6. Выявление тенденций проявления взаимной помощи в семье, обществе;

  7. Анализ влияния социальных явлений на развитие межпоколенных отношений.

Данные показатели являются обоснованными и адекватными для решения исследовательских задач, так как способны выявить современные тенденции проявления взаимной помощи в обществе.

В общем виде этапы эмпирического исследования включают в себя:

  1. Определение методологического аппарата исследования: целей, задач, гипотез исследования;

  2. Выбор методов сбора информации, которые бы адекватно отвечали заданным целям и задачам;

  3. Проведение контент-анализа;

  4. Обработка полученных эмпирических данных;

  5. Разработка исследовательского инструментария для проведения глубинного интервью;

  6. Проведение глубинного интервьюирования;

  7. Обработка и интерпретация полученных эмпирических данных;

  8. Определение ключевых современных тенденций проявления взаимной помощи в обществе и анализ перспектив гармонизации социальных процессов;

  9. Формулирование выводов.

2.2 Результаты исследования и интерпретация результатов


Для подтверждения гипотезы были проведены несколько интервью экспертами в области психологии семейных отношений. Вопросы для интервьюирования касались межпоколенных отношений и современных тенденций проявления взаимной помощи в обществе.

Следующие исследовательские материалы получены в результате обработки ответов респондентов на вопросы интервью и материалов контент-анализа.

Первый вопрос интервью заключался в раскрытии профессиональной деятельности респондентов. Все опрошенные респонденты женщины. Выяснилось, что стаж их работы в их сфере деятельности варьируется от 3 до 5 лет, что свидетельствует об охвате исследованием молодых и, в то же время, опытных специалистов своего дела. Все опрошенные респонденты имеют опыт изучения взаимоотношений поколений внутри семей.

В следующем вопросе экспертам было предложено раскрыть сущность межпоколенной взаимопомощи и то, как она проявляется в отношениях между родителями и детьми (бабушками, дедушками и внуками). Доминирующим оказалось мнение о том, что сущность межпоколенной взаимопомощи заключается в нематериальной помощи, которая больше относится к социальной сфере, в плане каких-то советов, жизненного опыта, общения, поддержки друг друга. А также сущность межпоколенной взаимопомощи заключается в материальной помощи, когда люди помогают друг другу материально.
В третьем вопросе экспертам было предложено рассказать, какие социальные явления оказывают влияние на развитие межпоколенных отношений. Главным оказалось мнение о присутствии в современном мире разобщенности, и, как следствие, некоторого «падения» института семьи как такового. Все больше популярная психология кричит о необходимости ранней сепарации, что иногда воспринимается и трактуется не совсем верно и приводит к полной отслойки от корней.

В следующем вопросе был задан вопрос «Согласны ли Вы с утверждением, что нынешнее общество приобретает всё больше черт «компьютеризированности» и «безличности» в отношениях людей, включая повседневную жизнь? А также с тем, что построение современной семейной политики приобретает «индивидуализированный» характер?». С этими утверждениями согласились все эксперты.


Далее экспертам был задан вопрос о обязательности оказания помощи своим родным (детям, внукам, бабушкам, дедушкам, родителям). 2 из 3 экспертов отметили, что взаимопомощь должна носить желательный, а не обязательный характер. Третий эксперт отметил, что старшие поколения определенно должны помогать младшим, поскольку они для себя делали выбор завести ребенка и они берут за это ответственность. Также эксперт высказал мнение о том, что ребенок в идеальной ситуации может помогать старшим поколениям, поскольку должна быть какая-то преемственность, на этом строится семейный кодекс.

Следующим вопросом была попытка узнать информацию о текущей ситуации с построением отношений между разными поколениями. По мнению экспертов, родители с детьми все больше и больше сближаются. Поскольку у родителей сейчас есть тенденция более ответственного подхода к воспитанию, осознанного родительства. Они осознанно принимают решение о том, чтобы завести ребенка. Соответственно, больше времени уделяют воспитанию и, в принципе, детям. Если говорить про бабушек, дедушек и более дальних родственников, то их отношения с внуками, скорее, отдаляются. Поскольку родителям все меньше и меньше требуется помощи извне и они сами справляются с воспитанием (детей).

Затем экспертам был задан вопрос: «на Ваш взгляд, почему в одних семьях выстраиваются близкие, тесные взаимоотношения между разными поколениями, а в других – отдаленные, направленные на индивидуальную составляющую?». Все эксперты сошлись на мнении о том, что построение взаимоотношений внутри семьи зависит от методов воспитания, которые выбирают родители, и от традиций, которые уже были приняты в семье, от их привычек.

В следующем вопросе было важно узнать о том, как осуществляется процесс взаимопомощи поколений. Эксперты отметили, что, в основном, это нематериальные вещи. То есть взаимная поддержка, разговоры, нахождение рядом.

В следующем вопросе экспертам было предложено раскрыть тему: «каким образом современные тенденции в обществе влияют на формирование желания у человека помогать своим родителям, детям или бабушкам и дедушкам?». Экспертами было отмечено, что, в целом, сейчас в обществе есть тенденция к увеличению эмпатии, особенно к своим близким людям. Семьи становятся крепче, меньше распадаются. Также если говорить о какой-то материальной помощи, то тут тоже влияет общее улучшение экономики.