Файл: П. А. Кропоткин о взаимной помощи как принципе организации общественной жизни Код, Направление подготовки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 126

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее было важно узнать, принято ли в семьях экспертов помогать старшим или младшим поколениям. Все эксперты ответили положительно. Младшему поколению, когда человек еще учится, помогают и материально, и советами, и опытом. Когда мы говорим о старших поколениях, то здесь в основном идет физическая помощь, (эмоциональная и физическая) поддержка и нахождение рядом.

Затем экспертам был задан вопрос: «Оказываете ли Вы помощь своим родителям (бабушкам, дедушкам) и детям в повседневной жизни (работа по дому, приготовление пищи, приобретение продуктов и товаров для дома)? Если оказываете, то, как часто?». Все эксперты ответили «да» и «регулярно».

Также было важно узнать, влияет ли материальный уровень жизни на оказание помощи близким. Эксперты отметили, что в целом, как им кажется, есть зависимость между материальным уровнем и оказанием помощи. Так как, когда вы сами находитесь в хорошем материальном положении, у вас есть силы и возможность помогать другим.

Следующий вопрос заключался в выяснении, получают ли эксперты поддержку от своих родителей, бабушек, дедушек или детей. Чаще всего звучал ответ «да, эмоциональную». Финансово же экспертам помогают редко, либо вообще не помогают их близкие.

В вопросе «важно ли Вам получать помощь именно от Вашей семьи, родственников? Или для Вас эта помощь равноценна помощи друзей, знакомых?» эксперты отметили, что им, в целом, приятно получать помощь и поддержку от близких. Но если необходимую им помощь окажет их друг или знакомый, они все равно будут довольны.

Последним вопросом необходимо было узнать, в каком направлении может развиваться система социальной работы и социальных служб касаемо вопроса взаимопомощи внутри семьи. Эксперты отметили, что необходима популяризация взаимопомощи. Желательно выносить вопрос взаимопомощи на уровень государственной важности. Также важно создавать психологические службы, которые будут помогать настраивать коммуникацию внутри групп (семей). Особенно это касается старших поколений, поскольку они не привыкли к таким вещам.

2.3 Формулировка основных выводов по результатам исследования


Проведенные исследования свидетельствуют о взаимопомощь является важным фактором эволюции. Общество будет не способно эволюционировать, прогрессировать без взаимной поддержки и помощи.

Взаимная помощь позволяет сформировать крепкие, доверительные отношения внутри группы.

Построение современной семейной политики приобретает «индивидуализированный» характер.

Процесс оказания взаимопомощи поколений осуществляется в виде передачи опыта, традиций, культуры, материальной, моральной, духовной помощи.

Современные тенденции оказывают противоречивое влияние на процесс осуществления взаимопомощи внутри группы. С одной стороны, достаточно напряженная обстановка зачастую подталкивает людей больше думать о самих себе, то есть включать эгоистичный вариант реакции на различные ситуации. С другой ­— современные тенденции направляют молодежь на сохранение семей (брака, детей), а также склоняют к помощи старшему поколению. Это можно проследить в повестках, в социальной рекламе, в фильмах и другом.

Основным качественным методом исследования выступило экспертное интервью. Интервьюирование позволило увидеть различные ракурсы рассмотрения взаимоотношений поколений, а именно:

  1. Сущность семейных, межпоколенных отношений;

  2. Факторы, влияющие на развитие семейных отношений;

  3. Основные причины индивидуализированного характера построения современной политики семьи;

  4. Научное знание в области взаимопомощи как фактора эволюции;

  5. Этапы процесса формирования межпоколенных отношений;

  6. Тенденции проявления взаимной помощи в семье, обществе;

  7. Влияние социальных явлений на развитие межпоколенных отношений.

Исследование обозначенных выше показателей позволило провести подробный качественный анализ современных тенденций проявления взаимной помощи в семье и обществе.

С целью комплексного исследования был проведен контент-анализ научных статей «

Основные направления развития дарвиновской теории в социологии и философии: социальный дарвинизм и «Этика взаимопомощи» П. А. Кропоткина», «Конкуренция и взаимопомощь — две стороны «медали» взаимодействия популяций (к 175-летию со дня рождения Петра Алексеевича Кропоткина и 115-летию выхода его монографии «взаимная помощь как фактор эволюции»)». Общий анализ результатов исследования научных работ позволяет сделать вывод о том, что научное сообщество заинтересовано в развитии исследований на тему взаимопомощи.

В первой выбранной для анализа статье противопоставляются взгляды дарвинистов и П.А. Кропоткина. Автор описывает связь человека и природы, выделяемую Кропоткиным, который указывал на происхождение, инстинкты человека. Равноправие и взаимопомощь являются одним из факторов успешного функционирования общества и его развития.

Во второй статье автор объясняет связь взаимной помощи, поддержки внутри группы (людей, животных) и их способностью к выживанию, превосходству над разобщенными обществами, группами.

Межпоколенческую взаимопомощь в повседневной жизни семьи не способны полностью заменить другие формы помощи людям, нуждающимся в ней, из-за неизбежных проявлений определенного формализма. Тем более важно через социальную и семейную политику поддерживать и развивать собственные ресурсы семьи с традициями и социокультурными кодами естественной заботы членов семьи друг о друге. Межпоколенческая взаимопомощь в повседневной жизни семьи выступает в качестве одного из основополагающих «жизнепрактических смыслов, обладающих непосредственной очевидностью и сочетанием различных форм взаимосогласованного человеческого опыта».

Полноценная и здоровая семья способна в достаточной мере решить основные вопросы в деле межпоколенческой взаимопомощи в своей повседневной жизни. Однако и в этом случае в качестве некоторого дополнения и частичного восполнения ресурсов семьи целесообразна помощь самой семье в зависимости от ее конкретных проблем. В этом направлении в том числе может развиваться система социальной работы и социальных служб.

Результаты качественного исследования коррелируют с результатами количественно-качественного.

Заключение

В ходе исследования была реализована цель, которая заключалась в комплексном изучении концепции П.А. Кропоткина о взаимной помощи как принципе организации общественной жизни, а также в исследовании современных тенденций проявления взаимной помощи в семье.


Для реализации цели исследования и подтверждения исследовательской гипотезу в курсовой работе решены следующие теоретические и эмпирические задачи:

  1. Проведен теоретический анализ взаимопомощи как фактора эволюции в концепции П.А. Кропоткина.

  2. Изучены социальные и природные корни взаимопомощи.

  3. Изучена и описана специфика взаимной помощи в концепции П.А. Кропоткина.

  4. Разработаны методология и методика эмпирического исследования.

  5. Интерпретированы полученные результаты проведённого исследования.

  6. Сформулированы основные выводы и разработаны рекомендации по результатам исследования.

В ходе проведенного исследования получены следующие теоретические выводы.

многочисленные социально-психологические наблюдения и исследования, а также исторические примеры, как в прошлом, так и в новейшей истории, указывают на то, что стремление к превосходству и взаимопомощи можно рассматривать как единый универсальный социальный инстинкт, представляющий собой механизм сохранения и развития вида.

теория П. А. Кропоткина об универсальном механизме взаимопомощи не противоречит концепции социал-дарвинизма, а дополняет ее, указывая на диалектику проявления психобиологических детерминант поведения человека в разных исторических условиях.

Далее будут описаны эмпирические выводы по результатам исследования:

– взаимопомощь является важным фактором эволюции. Общество будет не способно эволюционировать, прогрессировать без взаимной поддержки и помощи.

– взаимная помощь позволяет сформировать крепкие, доверительные отношения внутри группы.

– построение современной семейной политики приобретает «индивидуализированный» характер.

– процесс оказания взаимопомощи поколений осуществляется в виде передачи опыта, традиций, культуры, материальной, моральной, духовной помощи.

– современные тенденции оказывают противоречивое влияние на процесс осуществления взаимопомощи внутри группы. С одной стороны, достаточно напряженная обстановка зачастую подталкивает людей больше думать о самих себе, то есть включать эгоистичный вариант реакции на различные ситуации. С другой ­— современные тенденции направляют молодежь на сохранение семей (брака, детей), а также склоняют к помощи старшему поколению. Это можно проследить в повестках, в социальной рекламе, в фильмах и другом.

Таким образом, исследовательская цель реализована, гипотеза доказана.

Глоссарий

  1. Взаимопомощь по П.А. Кропоткину1 — один из основополагающих факторов эволюции человечества. Один из главных принципов анархизма.

  2. Позитивизм2 (фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

  3. Монография3 (от греч. μόνος — «один, единый» и γράφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких, тесно связанных между собой тем.

  4. Альтруизм4 (социал-дарвинизм) — (лат. alter — другой, другие) — понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других; соотносится с понятием самоотверженность — то есть с приношением в жертву своих выгод в пользу блага другого человека, других людей или в целом — ради общего блага.

  5. Анархизм5 (от др.-греч. ἀναρχία — «безвластие», «безначалие», от ἀν– — «без-» и ἀρχή — «начало; начальство; власть») — общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость принудительного управления и власти человека над человеком.

  6. Индивидуализм1 (фр. individualisme, от лат. individuum — неделимое) — моральное, политическое и социальное мировоззрение (философия, идеология), которое подчёркивает индивидуальную свободу, первостепенное значение личности, личную независимость в рамках конституционного правопорядка.

  7. Коллективизм2 (фр. collectivisme) — собирательный социально-психологический термин, характеризующий любую доктрину или другую социальную установку, делающую упор на важность и ценность коллектива.

  8. Гуманизм3 — система построения гуманного человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.

  9. Сциентизм4 (фр. scientisme, от лат. scientia «наука, знание») — общее название идейной позиции, представляющей научное знание наивысшей культурной ценностью и основополагающим фактором взаимодействия человека с миром.

  10. Состязание5 — это борьба за достижение превосходства, лучшего результата (выигрыша, признания и т. п.) или в целях поддержки биологического инстинкта выживания.

  11. Коммунизм6 (в узком смысле) — финальная фаза развития пролетарского общества, являющаяся вторым этапом после социализма, при котором средства производства становятся общей собственностью уже на этом этапе, а общество перестаёт делиться на классы.

  12. Гильдия1 (нем. Gilde — объединение купцов) — цех, объединение 10—15 человек (ремесленников) одной или схожих профессий, или целей.

  13. Социальный (общественный) институт2 — это система взаимосвязанных норм, которые опираются на коллективно разделяемые ценности, свойственные тому или иному обществу или той или иной социальной группе, и обобщаются как способы действия, мышления и чувствования.

  14. Абсолютизм3 — абсолютная монархия — разновидность монархической формы правления, близкой к диктатуре, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной, военной), а иногда и духовной (религиозной) власти находится в руках монарха.

  15. Мютюэлизм4 (фр. mutuellisme, от mutuel — «взаимный, совместный») — анархическое направление экономической теории и социальной и политической философии, восходящее к первой половине XIX века, в особенности — к работам Пьера-Жозефа Прудона.

  16. Урбанизация5 (от лат. urbanus — городской) — процесс повышения ролей городов, городской культуры и «городских отношений» в развитии общества, увеличение численности городского населения по сравнению с сельским и «трансляция» сформировавшихся в городах высших культурных образцов за пределы городов. — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы.

  17. Деиндивидуализация1 — социально-психологический феномен, означающий утрату собственного Я, самосознания, из-за чего человек становится более восприимчивым к нормам толпы.

  18. Эгоцентризм2 (от др.-греч. ἐγώ — «я» и лат. centrum — «центр круга») — особая познавательная позиция, характеризующаяся неспособностью к координированию различных точек зрения, что является качественным своеобразием мышления ребенка.

  19. Парадигма3 — определённый набор концепций или шаблонов мышления, включая теории, методы исследования, постулаты и стандарты, в соответствии с которыми осуществляются последующие построения, обобщения и эксперименты в области. — способ существования или действия чего-либо.

  20. Модус4 — способ существования или действия чего-либо, либо один из двух наиболее общих компонентов смысла высказывания.