Файл: Курсовая работа Роль органов государственной власти в осуществлении социального обеспечения Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сфера социальной защиты населения относится к числу основных компонентов социальной и экономической политики государства. Согласно ст. 25 Конвенции МОТ № 1171, человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

В законодательстве Российской Федерации понятие «социальная зашита» подразумевает политику государства, направленную на обеспечение прав и гарантий человека в сфере уровня жизни. Основные права граждан в сфере социальной защиты закреплены в ст. 18 Конституции Российской Федерации. Регулирование социальной защиты населения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Система социальной защиты населения - это комплекс мер, осуществляемых обществом и его различными структурами, как правило, в рамках закона с целью удовлетворения минимальных потребностей, необходимых для поддержания жизнедеятельности людей. Социальная защита как система состоит из элементов. На рис. 1 представлена система социальной защиты населения РФ.



Рис. 1. Система социальной защиты населения РФ.

Ориентирами для формирования законодательной базы в сфере социальной зашиты населения России являются разработанные международными специализированными организациями (МОТ, ВОЗ, МАСО) и принятые международным сообществом официальные документы, в число которых входят: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Всеобщая декларация прав человека; Конвенции и рекомендации МОТ, ВОЗ, МАСО.

Конституционное, трудовое и социальное право отражают законодательно закрепленные формы и степень социальной зашиты населения, иначе говоря, определяют национальную концепцию социальной защиты.

Система социальной защиты выполняет очень важные функции, связанные с преодолением бедности и повышением качества жизни населения. К ним могут быть отнесены: общественно-политическая, экономическая, социально-реабилитационная, профилактически-предупредительная.


Общественно-политическая функция предусматривает создание действенных институтов и механизмов социальной зашиты населения с целью реализации гарантированных Конституцией и законодательством социально-правовых норм защиты и обеспечения социальной стабильности в стране.

Экономическая функция предполагает возмещение утраченной заработной платы или дохода в случае временной или постоянной утраты трудоспособности (из-за болезни, несчастного случая, достижения преклонного возраста) либо потери кормильца (для членов семьи работника), а также компенсацию дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью.

Социалъно-реабшштащюнная функция призвана обеспечить проведение комплекса мер по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации работников с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности.

Профилактически-предупредительная функция заключается в осуществлении комплекса организационно-технических и медицинских мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья и сохранение трудоспособности работников.

Формирование эффективной системы социальной защиты на федеральном, региональном и местном уровнях с четким установлением прав и ответственности каждого из этих уровней предполагает изыскание источников их ресурсного обеспечения.

В настоящее время финансирование системы социальной защиты населения в Российской Федерации осуществляется из государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и включает расходы на социально-культурные мероприятия из государственных внебюджетных социальных фондов.

Социальные гарантии и минимальные социальные стандарты относятся к числу компонентов системы социальной защиты населения, которые включают: прожиточный минимум, минимальный потребительский бюджет (рассматриваемый в качестве главного, исходного для других расчетов, элемента социального минимума), минимальный размер заработной платы, минимальный размер пенсий, пособий и стипендий. Государством гарантируются также разного рода единовременные социальные выплаты, дотации и льготы, бесплатные или льготные услуги образования, здравоохранения, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей социальной сферы.

В России социальные гарантии гражданам обеспечиваются в соответствии с Конституцией РФ. Государственные минимальные социальные гарантии - это установленные законом минимальные обязательства государства, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан. 
Основой государственных социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты (ГМСС).

Под государственными минимальными социальными стандартами принято понимать установленные законами Российской Федерации на определенный период времени научно обоснованные минимальные социальные нормативы и нормы, отражающие важнейшие потребности различных социально-демографических групп населения в жизненных благах и услугах.

ГМСС — это социальные стандарты Федерального уровня. Кроме того, в субъектах РФ и муниципальных образованиях могут устанавливаться региональные и местные социальные стандарты, превышающие и дополняющие ГМСС при условии их обеспечения за счет собственных финансовых и других ресурсов.

ГМСС устанавливаются, во-первых, с целью реализации социальной политики государства, направленной на удовлетворение важнейших потребностей населения в основных материальных благах и социальных услугах, и, во-вторых, для обеспечения единого социального пространства Федерации и относительного выравнивания уровня жизни на территории ее субъектов.

В настоящее время при формировании бюджетов различных уровней используются социальные нормы и нормативы по развернутому кругу показателей. Значительная их часть определяет минимальные государственные гарантии в сфере труда, его оплаты, занятости и социального обеспечения. В то же время нередко эти нормы и нормативы пересматриваются в зависимости от темпов инфляции и имеющихся финансовых ресурсов, что придает им рекомендательный характер, так как они, по существу, связаны с объемом текущих социальных расходов и денежных средств, выделяемых на цели социальной защиты населения. Органы государственной власти субъектов РФ имеют право корректировать социальные нормы и нормативы исходя из региональных особенностей и своих финансовых возможностей.

При формировании системы ГМСС принципиальным является методологическое положение о недопустимости определения социальных норм и нормативов исходя из современных критических уровней финансирования социальной сферы и обеспечения финансовой поддержки малоимущих групп населения.

Целью государственных социальных гарантий, в частности в отношении трудоспособных работников, является их обеспечение в сфере занятости и оплаты труда, включая защиту прав наемного работника, предпринимателя и самозанятого. Это предполагает установление и соблюдение минимальных почасовых и месячных ставок оплаты труда и минимальных стандартов условий труда
1.

Заключение


Для нормального функционирования социальной политики государства являются следующие конкретные шаги, как незамедлительное принятие и неукоснительное претворение в жизнь нормативно-законодательных актов, направленных на повышение занятости и обеспечение государством социальной поддержки населения; оказание государственной помощи в создании и поддержке таких новых, присущих рыночной экономике институтов, как биржи труда, рынок рабочей силы, центры занятости и повышения квалификации.

На основе рассмотренного материала можно отметить, что социальная политика в России как на федеральном, так и региональном уровне давно является «наболевшим вопросом».

Во-первых, существуют сложности с реализацией ключевых принципов социального государства. Сегодня они существуют только на декларативном уровне.

Проблемы, стоящие перед правительством страны им осознаны, однако предпринимаемые меры оказываются зачастую неэффективными и не приводят к ощутимым результатам. Цели социальной политики поставлены правильно, но на практике не реализуются. Отчасти этому мешает недостаточный уровень экономических показателей государства, отчасти неспособность властей ими заниматься1.

Ведущим органом, отвечающим за реализацию государственной социальной политики в России является Министерство труда и социальной защиты РФ. Его деятельность регламентируется целым перечнем нормативно-правовых актов, среди которых на первое место следует поставить Постановление Правительства РФ «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации» 2012 года.

Сегодня в основе деятельности Минтруда РФ лежит реализация целей, поставленных в Плане на 2016 г. и плановый период до 2023 г. Его анализ позволяет среди наиболее сложных и проблематичных направлений социальной политики в России выделить демографическую политику, сферу трудовых отношений и занятости населения, социальную поддержку населения, пенсионную систему и др.

Результаты проведенного анализа показали, что на общефедеральном уровне через Министерство труда и социальной защиты РФ происходит выработка основных приоритетов и актуальных направлений социальной политики государства.

Таким образом, роль органов государственной власти в осуществлении социального обеспечения Российской Федерации очень важна. Ведь социальная политика - это система мероприятий и взаимоотношений между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Основные функции социальной политики - обеспечение социальной устойчивости общества, политической устойчивости власти, справедливого распределения власти в хозяйстве, необходимого уровня экологической безопасности, достаточного уровня социальной защищённости населения. Многообразие функций социальной политики свидетельствуют о ее глубоком проникновении во все сферы жизнедеятельности общества, распространении на различные социальные явления и процессы. Основные направления социальной политики - социальное страхование, социальную защиту работников, политику в области заработной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику. безработица социальный жилищный труд.


Список использованной литературы и источников

Нормативно-правовые акты

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики»

3. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 26.10.2022) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"

4. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

Учебная и справочная литература

5. И.В. Гущин. Россиийское право социального обеспечения: вопросы теории. М., 2006.

6. Гузаиров В.Ш. Социальная политика современной России. Белгород: Изд-во БГТУ, 2013.

7. Николаев М. Е. Преодоление бедности, повышение уровня и качества жизни населения - первоочередная задача и главное условие успешного развития России // Уровень жизни населения регионов России. 2012. N 12. С. 10-13.

8. B.C. Андреев. Социальное обеспечение в России. М., 2006.

9. Розенко П. Социальная защищенность граждан: возможности и потребности // Правительственный курьер. 2009. №17. с.13.

10. M.И. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 2008

11. В.А. Ачаркан. Государственные пенсии. М., 2007

12. Антонов А.Л. Социальная защита населения и предоставление ему управленческих услуг органами местного самоуправления // Правительственный курьер. 2012. №11, с.22

13. Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. М.: Экспертное Бюро, 2008. с. 6.

1 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)





1 B.C. Андреев. Социальное обеспечение в России. М., 2006.

1 Розенко П. Социальная защищенность граждан: возможности и потребности // Правительственный курьер. 2009. №17. с.13.

1 M.И. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров. М., 2008.

1 В.А. Ачаркан. Государственные пенсии. М., 2007.

1 И.В. Гущин. Россиийское право социального обеспечения: вопросы теории. М., 2006.

1 Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 26.10.2022) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации"