Файл: Курсовая работа Роль органов государственной власти в осуществлении социального обеспечения Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


К тому же, государство как орган, который является основным в государственной системе органов социального обеспечения, берет на себя всю ответственность за охрану здоровья населения, содействие в разрешении наиболее актуальных социальных проблем, с которыми сталкиваются отдельные категории граждан, в частности семьи, матери или дети, инвалиды и старики, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации. Правительство руководит деятельностью федеральных министерств, способно также контролировать иные федеральные органы исполнительной власти, которые обладают полномочиями в сфере социальной защиты или социального обеспечения.

Органы государственной власти в сфере социального обеспечения также обеспечивают оперативное управление. Здесь вся ответственность преимущественно возлагается на такие органы государственной исполнительной власти, как Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство труда Российской Федерации. Сюда же относятся некоторые подведомственные им организации, которые так или иначе связаны с социальной защите и нацелены на реализацию поставленных целей в социальной государственной политике в Российской Федерации1. Оперативное управление также может осуществляться благодаря некоторым органам, которые представлены внебюджетными фондами. Они не являются частью государственной исполнительной власти, относятся к иному крылу системы органов государственного обеспечения, но осуществляют особый вклад в развитие данной сферы. Так, к таким органам и организациям относятся следующие: Пенсионный Фонд Российской Федерации; Фонд Социального Страхования граждан; Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Фонды организованы в качестве внебюджетных учреждений, которые реализуют свою деятельность в соответствии с теми целями, которые определены федеральным законодательством. Это могут быть такие цели, как обеспечение прав застрахованных граждан на социальное страхование и социальные выплаты в случаях, которые определены законодательства, и считаются опасными для жизни или здоровья гражданина и членов его семьи. К тому же, эти случаи несут риски для дальнейшей жизни индивида, ухудшают его социальное и экономическое положение. Такие ситуации вынуждают гражданина обращаться к органам, которые имеют те или иные полномочия, и могут оказать ему квалифицированную помощь в реализации его интересов и потребностей.

Глава 2. Роль органов государственной власти в осуществлении социального обеспечения Российск Федерации

2.1 Федеральные органы государственной власти, осуществляющие социальное обеспечение в РФ


Одной из главных частей системы социального обеспечения в РФ, является Министерство труда и социальной защиты. Разберем это министерство подробно. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности1.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости (Роструд), осуществляет руководство и контроль деятельности подведомственных федеральных государственных учреждений, в том числе федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.


Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 № 6101.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно через подведомственные Минтруду России организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Министерство возглавляет министр труда и социальной защиты Российской Федерации, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Структурными подразделениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства. В состав департаментов включаются отделы.

Центральный аппарат Минтруда России состоит из следующих департаментов:

- Департамент комплексного анализа и прогнозирования;

- Департамент демографической политики и социальной защиты населения;

- Департамент по делам инвалидов;

- Департамент оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства;

- Департамент условий и охраны труда;

- Департамент занятости населения;

- Департамент пенсионного обеспечения;

- Департамент развития социального страхования;

- Департамент государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы, противодействия коррупции Департамент правовой и международной деятельности Финансовый департамент;

- Департамент управления делами.

Согласно принципу двойного подчинения, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере труда и социальной защиты населения (например, Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан) одновременно подчиняются и Минтруду России, и собственному правительству (администрации) субъекта Российской Федерации.

Закон Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-11 определяет как правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, так и гарантии государства по реализации конституционных прав российских граждан на труд и социальную защиту от безработицы.


В законе содержится указание на полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере содействия занятости населения.

Основные полномочия федеральных органов государственной власти:

1. реализация основных направлений государственной политики в области содействия занятости населения;

2. принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих общие принципы государственной политики в сфере занятости населения;

3. разработка и финансовое обеспечение программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

4. установление норм социальной поддержки безработных граждан;

5. разработка мер активной политики занятости населения;

6. формирование средств на финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан и контроль за целевым использованием указанных средств;

7. координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости.

Совокупность государственных органов и учреждений, обеспечивающих занятость и трудоустройство населения в России образуют государственную службу занятости.

Государственная служба занятости населения включает в себя:

- на федеральном уровне - Минтруд России и подведомственную ей Федеральную службу по труду и занятости (Роструд);

- на уровне субъектов Российской Федерации – территориальные органы Роструда, находящиеся в этих субъектах РФ (государственные инспекции труда), а также министерства (управления, комитеты, отделы и т.д.) в рассматриваемой сфере;

- на уровне районов (городов) – государственные учреждения службы занятости, которые обычно носят название районного (городского) центра (управления, отдела) занятости населения.

Основными функциями Роструда являются:

1. контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы законодательства о занятости населения, об альтернативной гражданской службе;

2. деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства в закрепленных сферах деятельности;

3. организация альтернативной гражданской службы;


4. организация и оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

Итак, единую государственную политику, нормативно-правовое регулирование и управление в области занятости населения осуществляет Минтруд России через находящийся в его ведении Роструд, а также подконтрольные государственные органы и учреждения субъектов РФ, образующие в единстве государственную службу Со населения1.

2.2. Правительство РФ как гарант осуществления социального обеспечения в РФ


Правительство РФ для обеспечения защиты населения прежде всего должно в законодательном порядке установить основные социальные гарантии, механизмы их реализации и функции предоставления социальной поддержки.

Социальная защита населения - одна из важнейших функций любого государства, осуществляемая всегда и при любых условиях, хотя реальные возможности государства для социальной зашиты своих граждан могут различаться в зависимости от характера общественно-политического устройства и от социально-экономического положения в стране.

Бесспорно, индустриально развитые страны с высоким объемом национального богатства имеют больше возможностей для этой цели, чем бедные страны.

Развитие общества как целостной системы не может ограничиться лишь экономическим ростом. Мировой опыт показывает, что недооценка социальных результатов проводимых крупномасштабных преобразований рано или поздно становится тормозом на пути достижения общественно-экономического прогресса.

Система социальной защиты — это сфера жизненно важных интересов населения любой страны1. Ее количественные и качественные характеристики служат главным критерием оценки степени эффективности функционирования общественно-политического строя, уровня социально-экономического, правового и культурного развития государства и общества. Право на социальную защиту - это признанное международным сообществом и законодательно гарантированное государством право каждого человека удовлетворять свои разнообразные потребности в объеме, необходимом для обеспечения достойной жизни. От выбранной государством модели социальной защиты населения в значительной степени зависят порядок в стране, социальный мир в обществе, стабильность и динамика социально-экономического развития.