Файл: Достижения в области изучаемой науки. Компрессия как основной вид переработки научного текста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
его качественные и количественные параметры;
- затем собственные наблюдения подвергаются анализу – исследованию частей целого, построению их системы, выявлению взаимосвязей элементов, расставлению приоритетов между важным и второстепенным в этом целом;
- далее происходит синтез – это обобщение изучаемых частей и выдвижение научной гипотезы или теории;
- на четвертом этапе прогнозируются возможные следствия из выдвинутых теорий с помощью логических методов рассуждения;
- стадия критического эксперимента – ученый опытным путем проверяет свои догадки и выдвинутые предположения. Происходит отбрасывание ложных результатов. А те, что более или менее близки к гипотезе, проверяются более тщательно.
Научная методология дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире.
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/nauka-chto-ehto-takoe-funkcii-vidy-nauki.html
2. Выделите основную и дополнительную информацию;
3. Сократите текст, соблюдая правила компрессии (исключение, упрощение, обобщение).
Задание 2. Прочитайте текст.
Наука Казахстана: в ожидании прорыва
XXI век – время революционных изменений в области науки и новых технологий. При этом, согласно исследованию корпорации RAND «Глобальная технологическая революция 2020», нет никаких признаков того, что в предстоящие полтора десятилетия темпы прогресса в названных выше сферах замедлятся.
Научные открытия в фундаментальных и прикладных областях, а также новые технологии в передовых странах являются фактором экономического роста и процветания.
Казахстанские учёные вносят пусть небольшой, но существенный вклад в мировую копилку научных достижений. Достаточно назвать те, которые могут иметь серьёзный экономический эффект.
Сплав «Казахстанский». Новый материал, ферросиликоналюминий, созданный в НЦ по комплексной переработке минерального сырья, значительно улучшает свойства стали и имеет большие перспективы в цветной и чёрной металлургии и машиностроении.
Технология извлечения бериллия. Ученые КазНУ им. аль-Фараби нашли возможность исключения высокотемпературного процесса, который сопровождается выделением токсичных газов и требует больших энергозатрат и использования дорогостоящего огнеупорного оборудования при плавке металла. На базе внедрения новых технологий удалось получить более 150 новых видов продукции из оксида бериллия с уникальными электро-физико-химическими свойствами. Данная продукция уже экспортируется на оборонные предприятия военно-промышленного комплекса России, Украины, Беларуси, Польши, Израиля. Заинтересованность во внедрении данной разработки на собственных предприятиях проявляют ведущие страны мира: США, Китай, Индия и др.
Кольцо HOOPE. Изобретение с участием исследователя из Казахстана Дамель Мектепбаевой – диагностическое кольцо Hoope способно безболезненно брать у человека кровь и автоматически проверять её на самые распространённые инфекционные заболевания.
«Гуминт». Композиционное удобрение с гибкой формулой, когда состав регулируется за счёт увеличения доли тех или иных макроэлементов. Оно может связывать воду и отдавать её растениям в засушливый период. Авторы изобретения - учёные Института органического синтеза и углехимии во главе с профессором Сериком Фазыловым.
Сейчас государство оплачивает исследования, которые проводятся в рамках 7 приоритетных направлений. По каждому приоритету обозначены конкретные темы. Например, в рамках направления «Рациональное использование природных ресурсов» исследуются композиционные и наноматериалы, а в рамках направления «Информационные, телекоммуникационные и космические технологии» ведётся работа по проблемам биоинформатики и речевым технологиям. Всего на данный момент реализуется 1096 проектов и 93 программы.
Адил Ибраев
президент АО «Национальный центр государственной
научно-технической экспертизы», заслуженный деятель РК
Послетекстовые задания:
4. Прочитайте цитаты ученых о науке. Прокомментируйте их смысл.
Задача ученых заключается не только в развитии научных исследований, но и в борьбе за их использование на благо общества, на благо всех людей мира. (
И. Артоболевский)
Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются.
(П. Буаст)
Наука — не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники. (Д. Бернал)
Процесс производства может быть превращен в технологическое приложение науки.
(К. Маркс)
Задание 3. Прочитайте текст.
Система «наука – инновации - производство»
Существует система «наука – инновации – производство», элементы которой крепко связаны. Принцип сегодняшнего дня – опережение наукой техники и технологии, т.е. наука идет впереди развития техники и технологии, обеспечивая им теоретическую основу - инновационные открытия, которые дадут им базу для дальнейшего совершенствования.
Иннова́ция, нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Успех технического и технологического прогресса, всего хода научно-технической, технологической и информационной революции зависит от успехов теоретических наук, например: механики, физики, математики, кибернетики, химии, биологии и многих других.
Современная научно-техническая революция, осуществляемая при опережающей роли науки, включает в себя не только науку и технику, но и производство. Это сложная и развивающаяся система «наука – техника – производство», которая содержит соответствующие элементы:
- фундаментальные исследования, прикладные исследования,
- разработка научных, технических и технологических идей, подготовка производства,
- собственно производство (изготовление, применение).
Понятие «техника» происходит от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины, механизмы, средства управления, добычи, хранения, переработки веществ, энергии и информации; коммуникативные системы, бытовые приборы и т.п.), с другой – навыки и умения в любом виде деятельности. Различным видам техники соответствуют необходимые знания и производственные навыки обслуживающего персонала. Техника может рассматриваться реальное воплощение мощи человеческого разума, его творческого потенциала.
Непременным условием развития техники служат инновационные технологии. Технология неразрывно связана с техникой как ее способ, система правил соединения человека и техники с целью получения желаемого результата. Потребность в технологическом совершенствовании различных видов человеческой деятельности выступает мощным стимулом развития науки и техники.
Основой общественного развития является материальное производство, которое выступает как фундамент, как средство обеспечения условий для свободного гармонического развития личности.
Общественное производство – это все, что позволяет обществу сохранять свое существование, функционировать и развиваться.
Производство составляет основу всей общественной жизни. По сути, это способ существования человека, отличающий его от животных. Результаты производства не только удовлетворяют потребности людей, но и рождают новые потребности, удовлетворение которых возможно лишь на основе дальнейшего развития производства.
Существуют две тенденции, фиксирующие связь науки с материальным производством:
- обусловленность развития науки потребностями производства;
- обратное воздействие науки на материальное производство (вместе с техникой, технологией, инновациями).
Т.о., современная научно-техническая революция выражается во взаимосвязи науки и техники как переплетение двух основных процессов: внедрения науки в производство и внедрения производства в науку.
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/051.pdf
Послетекстовые задания:
2. Ответьте на вопросы
- Назовите элементы логической цепочки, связывающей науку с практикой.
- Каково определение понятия «техника»?
- Что служит непременным условием развития техники?
- Что является основой общественного развития?
- Какие существуют 2 тенденции, фиксирующие связь науки с материальным производством?
3. Сократите текст, соблюдая правила компрессии (исключение, упрощение, обобщение).
● Заполните КАРТОЧКУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:
Ф.И. __________________________________________________________________________
1. Какую новую, еще неизвестную мне информацию я получил на занятии?
_____________________________________________________________________________
2. Что я еще хочу узнать по этой теме?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где я буду применять полученные знания?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания по СРО. Подготовить выступление по теме: "Наиболее важные достижения в изучаемой науке"
- затем собственные наблюдения подвергаются анализу – исследованию частей целого, построению их системы, выявлению взаимосвязей элементов, расставлению приоритетов между важным и второстепенным в этом целом;
- далее происходит синтез – это обобщение изучаемых частей и выдвижение научной гипотезы или теории;
- на четвертом этапе прогнозируются возможные следствия из выдвинутых теорий с помощью логических методов рассуждения;
- стадия критического эксперимента – ученый опытным путем проверяет свои догадки и выдвинутые предположения. Происходит отбрасывание ложных результатов. А те, что более или менее близки к гипотезе, проверяются более тщательно.
Научная методология дает возможность получать максимально объективные, истинные знания и не искажать рациональное представление о мире.
https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/nauka-chto-ehto-takoe-funkcii-vidy-nauki.html
Послетекстовые задания:
1. Ответьте на вопросы:
- Перечислите и охарактеризуйте 5 основных функций науки.
- Каковы 3 основания, на которых базируется наука?
- Какова структура научного подхода к познанию окружающей действительности?
2. Выделите основную и дополнительную информацию;
3. Сократите текст, соблюдая правила компрессии (исключение, упрощение, обобщение).
Задание 2. Прочитайте текст.
Наука Казахстана: в ожидании прорыва
XXI век – время революционных изменений в области науки и новых технологий. При этом, согласно исследованию корпорации RAND «Глобальная технологическая революция 2020», нет никаких признаков того, что в предстоящие полтора десятилетия темпы прогресса в названных выше сферах замедлятся.
Научные открытия в фундаментальных и прикладных областях, а также новые технологии в передовых странах являются фактором экономического роста и процветания.
Казахстанские учёные вносят пусть небольшой, но существенный вклад в мировую копилку научных достижений. Достаточно назвать те, которые могут иметь серьёзный экономический эффект.
Сплав «Казахстанский». Новый материал, ферросиликоналюминий, созданный в НЦ по комплексной переработке минерального сырья, значительно улучшает свойства стали и имеет большие перспективы в цветной и чёрной металлургии и машиностроении.
Технология извлечения бериллия. Ученые КазНУ им. аль-Фараби нашли возможность исключения высокотемпературного процесса, который сопровождается выделением токсичных газов и требует больших энергозатрат и использования дорогостоящего огнеупорного оборудования при плавке металла. На базе внедрения новых технологий удалось получить более 150 новых видов продукции из оксида бериллия с уникальными электро-физико-химическими свойствами. Данная продукция уже экспортируется на оборонные предприятия военно-промышленного комплекса России, Украины, Беларуси, Польши, Израиля. Заинтересованность во внедрении данной разработки на собственных предприятиях проявляют ведущие страны мира: США, Китай, Индия и др.
Кольцо HOOPE. Изобретение с участием исследователя из Казахстана Дамель Мектепбаевой – диагностическое кольцо Hoope способно безболезненно брать у человека кровь и автоматически проверять её на самые распространённые инфекционные заболевания.
«Гуминт». Композиционное удобрение с гибкой формулой, когда состав регулируется за счёт увеличения доли тех или иных макроэлементов. Оно может связывать воду и отдавать её растениям в засушливый период. Авторы изобретения - учёные Института органического синтеза и углехимии во главе с профессором Сериком Фазыловым.
Сейчас государство оплачивает исследования, которые проводятся в рамках 7 приоритетных направлений. По каждому приоритету обозначены конкретные темы. Например, в рамках направления «Рациональное использование природных ресурсов» исследуются композиционные и наноматериалы, а в рамках направления «Информационные, телекоммуникационные и космические технологии» ведётся работа по проблемам биоинформатики и речевым технологиям. Всего на данный момент реализуется 1096 проектов и 93 программы.
Адил Ибраев
президент АО «Национальный центр государственной
научно-технической экспертизы», заслуженный деятель РК
https://forbes.kz/process/science/nauka_kazahstana_v_ojidanii_proryiva
Послетекстовые задания:
-
Определите тему и коммуникативную задачу текста; -
Сформулируйте вопросы по содержанию текста -
Определите тип и стиль текста. Обоснуйте свой ответ.
4. Прочитайте цитаты ученых о науке. Прокомментируйте их смысл.
Задача ученых заключается не только в развитии научных исследований, но и в борьбе за их использование на благо общества, на благо всех людей мира. (
И. Артоболевский)
Пределы наук походят на горизонт: чем ближе подходят к ним, тем более они отодвигаются.
(П. Буаст)
Наука — не предмет чистого мышления, а предмет мышления, постоянно вовлекаемого в практику и постоянно подкрепляемого практикой. Вот почему наука не может изучаться в отрыве от техники. (Д. Бернал)
Процесс производства может быть превращен в технологическое приложение науки.
(К. Маркс)
Задание 3. Прочитайте текст.
Система «наука – инновации - производство»
Существует система «наука – инновации – производство», элементы которой крепко связаны. Принцип сегодняшнего дня – опережение наукой техники и технологии, т.е. наука идет впереди развития техники и технологии, обеспечивая им теоретическую основу - инновационные открытия, которые дадут им базу для дальнейшего совершенствования.
Иннова́ция, нововведе́ние — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.
Успех технического и технологического прогресса, всего хода научно-технической, технологической и информационной революции зависит от успехов теоретических наук, например: механики, физики, математики, кибернетики, химии, биологии и многих других.
Современная научно-техническая революция, осуществляемая при опережающей роли науки, включает в себя не только науку и технику, но и производство. Это сложная и развивающаяся система «наука – техника – производство», которая содержит соответствующие элементы:
- фундаментальные исследования, прикладные исследования,
- разработка научных, технических и технологических идей, подготовка производства,
- собственно производство (изготовление, применение).
Понятие «техника» происходит от греческого слова «techne», означающего искусство, мастерство, умение. С одной стороны, это система искусственно создаваемых человеком средств материальной и иной деятельности (орудия, машины, механизмы, средства управления, добычи, хранения, переработки веществ, энергии и информации; коммуникативные системы, бытовые приборы и т.п.), с другой – навыки и умения в любом виде деятельности. Различным видам техники соответствуют необходимые знания и производственные навыки обслуживающего персонала. Техника может рассматриваться реальное воплощение мощи человеческого разума, его творческого потенциала.
Непременным условием развития техники служат инновационные технологии. Технология неразрывно связана с техникой как ее способ, система правил соединения человека и техники с целью получения желаемого результата. Потребность в технологическом совершенствовании различных видов человеческой деятельности выступает мощным стимулом развития науки и техники.
Основой общественного развития является материальное производство, которое выступает как фундамент, как средство обеспечения условий для свободного гармонического развития личности.
Общественное производство – это все, что позволяет обществу сохранять свое существование, функционировать и развиваться.
Производство составляет основу всей общественной жизни. По сути, это способ существования человека, отличающий его от животных. Результаты производства не только удовлетворяют потребности людей, но и рождают новые потребности, удовлетворение которых возможно лишь на основе дальнейшего развития производства.
Существуют две тенденции, фиксирующие связь науки с материальным производством:
- обусловленность развития науки потребностями производства;
- обратное воздействие науки на материальное производство (вместе с техникой, технологией, инновациями).
Т.о., современная научно-техническая революция выражается во взаимосвязи науки и техники как переплетение двух основных процессов: внедрения науки в производство и внедрения производства в науку.
http://ej.kubagro.ru/2014/10/pdf/051.pdf
Послетекстовые задания:
-
Определите стиль и подстиль данного текста.
2. Ответьте на вопросы
- Назовите элементы логической цепочки, связывающей науку с практикой.
- Каково определение понятия «техника»?
- Что служит непременным условием развития техники?
- Что является основой общественного развития?
- Какие существуют 2 тенденции, фиксирующие связь науки с материальным производством?
3. Сократите текст, соблюдая правила компрессии (исключение, упрощение, обобщение).
● Заполните КАРТОЧКУ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ:
Ф.И. __________________________________________________________________________
1. Какую новую, еще неизвестную мне информацию я получил на занятии?
_____________________________________________________________________________
2. Что я еще хочу узнать по этой теме?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Где я буду применять полученные знания?
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания по СРО. Подготовить выступление по теме: "Наиболее важные достижения в изучаемой науке"