Файл: Достижения в области изучаемой науки. Компрессия как основной вид переработки научного текста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Планы практических занятий по русскому языку


Планы практических занятий
Тема 4. Достижения в области изучаемой науки. Компрессия как основной вид переработки научного текста.

Ключевые слова: наука, приоритетные направления, достижение, открытие, инновации, производство

Цели: 1.Систематизировать знания по теме «Достижения в области изучаемой науки». Компрессия как основной вид переработки научного текста.

2. Пополнять лексический запас; развивать ЗУН по орфографии, лексике, словообразованию и грамматике;

3. Развивать следующие виды речевых интенций:

Информативные интенции: запрашивать о фактах, причинах, целях, следствиях; условиях, объяснять, выяснять.

Оценочные интенции: высказывать мнение, предположение, одобрять, осуждать, сравнивать, оценивать эффективность, целесообразность.

Извлекать из научного текста фактическую информацию, понимать эксплицитно выраженное отношение автора, определять тему и идею.

4. Используя различные виды интенций и соответствующий языковой материал, сообщать информацию. Работа с текстовым материалом.

Литература:

  1. Русский язык: учебное пособие для студентов казахских отделений университетов (бакалавриат) / под редакцией К.К. Ахмедьярова, Ш.К. Жаркынбековой. – 4-е изд. – Алматы: Эверо, 2016. – 241 c. //https://scicenter.online/yazyik-russkiy-scicenter/russkiy-yazyik-uchebnoe-posobie-dlya-studentov.html

  2. Е.А., Асмагамбетова Б.М., Ташимханова Д.С., Яворская Э.Э., Те М.В., Ешекенева А.К. «Профессиональный русский язык»: учебно-методическое пособие / Под общей редакцией Е.А. Журавлевой.– Алматы: Издательство «Эверо», 2014. – 242 с. //http://library.psu.kz/fulltext/transactions/4864_juravleva_e._a._asmagambetova_b._m._tashimhanova_d._s._yavorskaya_e._e._te_m._v._eshekeneva_a._k_professionalniy_russkiy_yazik_e._a._juravleva_i_dr.._-_almati_evero.pdf


Задание по СРО: Подготовить выступление по теме «Наиболее важные достижения в изучаемой науке».
Теоретический материал

Компрессия (сжатие) – это основной вид переработки текста.

Компрессия - преобразование, переработка исходного научного текста с целью придать ему более сжатую форму. Компрессия текста позволяет создавать вторичный научный текст разных жанров (план, тезисы, конспект, аннотация, реферат, рецензия, реферативный обзор), основанный на раскрытии смысловой структуры текста-первоисточника и выделении в нем основной информации.


Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. 

Компрессия связана с умением понимать идею текста, отделять главную информацию от второстепенной.

Компрессия текста достигается путем устранения избыточных элементов высказывания, а также путем перефразирования - использования более компактных речевых конструкций.

Компрессия текста основана на трех главных правилах:

I. Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Каждый абзац имеет часть, в которой и находятся ключевые слова.

II. Написание вторичного текста. Для этого используются специальные стандартные выражения (клише). Выбор клише должен раскрывать и отражать структуру текста-первоисточника и его жанр. Например: в монографии обосновывается принцип…, статья представляет собой обзор…, в работе анализируются различные подходы к решению проблемы …, в статье обобщается опыт…, в статье обосновывается принцип …, в диссертации использованы следующие методы исследования … .

III. В планах, тезисах, аннотациях, рецензиях и рефератах для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста. Слова с обобщенно-абстрактным значением можно разделить на три группы:

Первая группа – это слова, которые должны отразить структуру (или композицию) текста-источника: взгляды (кого? на что?), задачи, изложение (чего?), (основные) положения, основы (теории), опыт (работы), процессы (чего?), ход (развития, эксперимента) и др.

Вторую группу составляют слова, обозначающие элементы структуры научного текста: гипотеза, аргументация, доказательства, иллюстрация (выдвинутого тезиса), историческая справка, объяснение (наблюдаемых явлений), описание (прибора, опыта), причины, условия (процесса), цели (производимых действий), факты, данные, примеры, сведения, обобщения, оценка (результатов), выводы и др.

К третьей группе относятся слова, которые характеризуют или оценивают суть содержания отдельных частей текста-оригинала: значение, изменение, недостатки (преимущества), особенности, различия, критика и др.; менее частотные слова – аспекты изучения, закономерность, концепция, механизм, необходимость, совокупность, соотношение, тенденции, функционирование
и др.
Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста:

исключение, обобщение, упрощение.

К основным языковым приёмам сжатия (компрессии) исходного текста относятся:

1. Исключение:

исключение повторов;

исключение одного или нескольких из синонимов;

исключение уточняющих и поясняющих конструкций;

исключение фрагмента предложения;

исключение одного или нескольких предложений.

2. Обобщение:

замена однородных членов обобщающим наименованием;

замена гипонимов гиперонимом;

замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение (замена):

слияние нескольких предложений в одно;

замена предложения или его части указательным местоимением;

замена сложноподчинённого предложения простым;

замена фрагмента предложения синонимичным выражением.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи и особенностей текста.

Среди «содержательных» приемов ком­прессии текста основными являются:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несуще­ственной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Сжатое изложение проверяет:

1) умение слушать, то есть адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте;

2) умение обрабатывать воспринятую информацию, выделяя в ней главное;

3) умение письменно передавать обработанную информацию.
Рассмотрим пример сжатия текста:

Биолог - это специалист, который исследует общие свойства и закономерности развития живых организмов, изучает видовое многообразие растений. Он собирает тематический материал, исследует его, организует проведение экспериментов и разрабатывает технологии практического применения полученных результатов.

Используя приём исключения (придаточного предложения; однородных членов; синонимов биолог/специалист, изучает/исследует; повтора, слова исследует; слов практический полученных, как несущих второстепенную информацию) и приём замены сложного предложения на простое и оборота организует проведение экспериментов
 на проводит эксперименты, получаем сжатый текст: Биолог исследует развитие живых организмов, проводит эксперименты и разрабатывает технологии применения результатов.

Таким образом, сжатое изложение - это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, стиль и тип речи исходного текста.
Глоссарий по теме

Функции науки – это определенные проявления, позитивным образом воздействующие на общественность.

Феномен - необычное явление, редкий факт; то, что трудно постичь.

Технологическая революция - качественное изменение в развитии техники, охватывающее всю техносферу, а не её отдельные элементы. 

Фактор – причина, движущая сила.

Рациональное – осмысленное.

Наноматериалы – материалы, созданные с использованием наночастиц и /или посредством нанотехнологий и обладающие уникальными свойствами.

Речевая технология - система автоматического распознавания речи; возможность с помощью голоса управлять компьютерами, автомобилями, бытовой техникой.

Задание 1. Прочитайте текст.

Функции науки

В настоящий момент выделяют 5 основных функций:

1. Познавательная – ведущая функция, так как на ней строится вся научная деятельность. Ее суть заключается в производстве новых знаний путем исследования природы мира и человека, постижения законов и явлений среды, выдвижении прогнозов.

2. Мировоззренческая (прогностическая) – тесно связана с познавательной функцией: на основе знаний формируется научное восприятие мира. Например, мы все точно знаем, что дождь представляет собой осадки, закономерное явление природы, а не слезы бога, как когда-то думал дикий человек.

3. Производственная (практически-действенная) – внедрение научно доказанных знаний в производство. Это разработка новых идей, инноваций и научных технологий.

4. Социальная – состоит в использовании продуктов научного труда в государственных программах, направленных на социальное и экономическое развитие страны.

5. Культурная функция проявляется в развитии и воспитании, реализуемых через систему образования, просветительскую деятельность, работу СМИ. Научные достижения прямым образом влияют на учебные программы, методологию и формы обучающего процесса.


Три основания, три кита науки, без которых наука не является наукой:

1. Идеалы и нормы – выражают собой представления о целях науки и средствах их достижения. Это законы, по которым строятся описания, обоснования, доказательная база.

Проще говоря, если вы хотите измерить температуру на улице или определить направление ветра, то облизанный палец, поднятый вверх, не будет считаться научным методом.

2. Научное мировоззрение – исторически сложившиеся, научно доказанные факты об устройстве мира в контексте определенной научной отрасли (мир физики, математики, биологии и др.).

Например, на уроках химии дети изучают различные химические процессы.

Шипение и бурление в пробирке воспринимаются ими, с научной точки зрения, как закономерная реакция на взаимодействие двух или нескольких реактивов. А если бы такой «фокус» увидел человек времен неолита, то принял бы происходящее за божественное проявление, так как его картина мира выстроена сквозь призму мифологического сознания.

Научное мировоззрение дает представления об объективной реальности, типах и взаимосвязей объектов, пространственно-временной структуре.

3. Научно или нет

Отличительной чертой научного подхода в изучении феноменов окружающего мира являются честность и непредвзятость.

Например, в вашей голове возникло некоторое предположение – это гипотеза, которую хочется проверить. В это время у вас уже имеется мысленное представление результата, который вы желаете получить. После проверки на деле своей гипотезы выясняется, что итог отличается от того, к которому вы стремились.

Предвзятое отношение в данном случае проявится в том, что вы, как экспериментатор, возьмете за истинные данные те, которые для вас желанней и удобней, а не истинные, действительные результаты. Такая наука – это фальсификация знаний.

Нечестность проявится, если вы начнете подгонять результаты опыта под нужные вам данные, изображая полное подтверждение выдвинутой гипотезы. Но столкнувшись с критикой профессионалов, ложные результаты будут обнаружены.

Признаки научного подхода

Наука и ее методология меняются со временем вследствие шагающего прогресса и усовершенствования знаний.

Современная структура научного подхода выглядит следующим образом:

- сначала ученый наблюдает за интересующим его явлением или объектом природы, описывает его, измеряет