Файл: Интеллект человека.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Тест исследования интеллекта по Амтхауэру является также и профессионально ориентационным тестом. Он применяется для подростков от 12 лет и лиц старшего возраста до 30 - 40 лет. Каждое задание характеризуется ограниченным количеством времени на его выполнение.

Диагностика интеллекта при помощи теста Гудинаф – Харриса проводится следующим образом. Ребенку дается листок белой бумаги и простой карандаш. Его просят постараться нарисовать как можно лучше человека. В процессе рисования комментирование не допускается. Если малыш рисует человека до пояса (не в полный рост), тогда ему предлагают нарисовать нового человека.

По окончанию рисования обязательно проводится беседа с испытуемым ребенком. При помощи беседы уточняются малопонятные элементы и особенности рисунка. Такое тестирование лучше проводить индивидуально. Шкала оценки рисунка содержит в себе 73 пункта, за выполнение которых начисляется по 1 баллу за каждый. Если не соответствует критерию, то начисляется 0 баллов. По окончанию исследования подсчитывается общий балл.

Свободный тест на интеллект предназначен для оценки уровня интеллектуального развития в независимости от воздействия условий окружающей среды. Данная методика предложена Кеттелом. Она может использоваться как для проведения индивидуальной диагностики, так и для проведения группового исследования.

Мышление и интеллект


Мышление является познавательным процессом психики. Оно предназначено для отражения в сознании индивидуума сложнейших взаимосвязей и отношений между явлениями окружающего мира. Основной его задачей является выявление отношений между объектами, обнаружение взаимосвязей и их отграничение от случайных совпадений. Мышление заключает в себе оперирование понятиями, функции обобщения и планировки. Оно является высшим когнитивным процессом психики, что значительно отличает его от иных процессов, которые помогают субъекту ориентироваться в окружающем пространстве.

Мышление – это довольно сложный процесс, протекающий в сознании личности. Остальные психические процессы познания отличаются от мышления тем, что оно всегда тесно взаимосвязано с активной трансформацией обстоятельств, в которых находится личность. Мыслительная деятельность всегда целенаправленна на решение какого-либо задания. Процесс мышления заключается в целенаправленном и целесообразном преобразовании действительности. Данный процесс характеризуется непрерывностью и протеканием в течение всей жизни при этом, трансформируясь под воздействием возрастных факторов,
социального положения, стабильности его среды обитания.

Особенностью мышления является его опосредованный характер. Это означает, что индивидуум не может познавать вещи прямо, непосредственно, он все познаёт косвенно и опосредованно. Т.е. одни качества посредством других, неизвестное – посредством известного. Мышление различаются по видам, операциям и проходящим процессам. С ним неразрывно связано такое понятие, как интеллект.

Что значит интеллект? Под этим термином понимается общая способность к постижению и решению задач "в уме". Он обычно рассматривается в качестве достигнутого к некоторому возрасту уровня развития психики, который обнаруживает себя в устойчивости познавательных процессов, а так же в количестве усвоения умений и знаний.

Реклама

Интеллект – это неотделимая часть мышления. Психология мышления стала основательно разрабатываться лишь в 20 веке. Доминирующая до 20 столетия ассоциативная психология выходила из предположения того, что все процессы, происходящие в психике, протекают в соответствии с законами ассоциации и все формирования сознания состоят из простых чувственных представлений, которые объединены при помощи ассоциаций в сложные комплексы. Поэтому представители течения ассоциативной психологии не видели необходимости в специальном более глубоком исследовании мышления. Оно отождествлялось с представлением и интерпретировалось как ассоциативно связанный набор следующих признаков. Суждение рассматривалось как ассоциация представлений. Умозаключение – как ассоциация нескольких суждений, которые служат его посылками, к третьему, выводящемуся из него. Основоположником данной концепции считается Д. Юма. В конце 19 столетия эта теория была господствующей.

Мышление и интеллект являются довольно близкими по содержанию терминами. Если перейти на термины более привычные простому обывателю, то интеллект будет соответствовать слову "ум". Называя человека умным, люди подразумевают под этим его индивидуальные особенности интеллекта. Понятию мышление соответствует слово "обдумывание". Отсюда, слово "ум" обозначает свойство или способность индивида
, а "обдумывание" является процессом. Следовательно, оба понятия выражают разные стороны одного явления. Субъект, имеющий интеллект, способен к мышлению. Таким образом, интеллект является способностью к мышлению, а мышление – процессом реализации интеллекта.

С давних пор важнейшими отличительными чертами личности считаются мышление и интеллект. Именно поэтому для определения вида человека применяется термин «Homo sapiens», который в переводе означает – человек разумный. Субъект, лишенный зрения или слуха, несет огромную утрату, однако он не перестает быть личностью. А если теряет разум, то происходит потеря человеческой сути.

Мышление, преимущественно, рассматривается в качестве части познания. С точки зрения психологии познание проявляется в создании представлений о внешнем мире, о его моделях и образах. Например, чтобы доехать в определенную часть города, необходим некоторый пространственный образ дороги между пунктом, в котором субъект находится в данное время, и местом, куда ему нужно добраться. Но мышление нельзя считать любым познавательным процессом. Ведь к познавательным процессам относят и восприятие. Отсюда выходит, что мышление является опосредованным и обобщенным познавательным процессом объективной реальности. Так, например, то, что видит субъект – это восприятие, а если на основании того, что он увидел, субъект делает логическое заключение, то это будет являться мышлением. Человек видит мокрый асфальт – восприятие. Тот же человек делает вывод, что на улице прошел дождь – это мышление.

Мышление как познавательный процесс, выходящее за границы непосредственно данного – это могучее средство биологической адаптации.

Развитие интеллекта


Развитие интеллекта имеет зависимость от таких же факторов, что и формирование других функций человеческого организма: генетических или иных врожденных причин и окружающей среды.

Врожденные и генетические причины – это так называемый потенциал, получаемый ребенком от своих родителей. О таких факторах практически ничего неизвестно. Можно утверждать с уверенностью только одно – от них в определенной мере зависит направленность интеллектуального развития личности.

Некоторые хромосомные мутации передаются по наследству, но также верно то, что многие из них связаны с какими-либо нарушениями в процессе беременности или оплодотворения. Например, болезнь Дауна проявляется легкой степенью дебильности, однако компенсируется повышенной общительностью больных. Главной причиной появления данного заболевания считается возраст родителей – чем старше родители, тем большая вероятность рождения ребенка с болезнью Дауна. Имеется ввиду возраст родителей от 40 лет и выше.

Заболевания перенесенные в время беременности, такие как краснуха, сифилис, диабет, также могут губительно отразиться на формировании плода и дальнейшем развитии ребенка. Доказано, что перенесенная краснуха, даже в легкой степени, в первые месяцы беременности ведет к необратимым дефектам слуха, зрения и интеллектуальных способностей ребенка. Употребление спиртных напитков во время беременности, табакокурение, прием некоторых лекарственных средств также ведет к задержке умственного развития ребенка.

Давно доказано, что человек – это социальное существо и вне социума развиваться он не сможет. Поэтому, каким бы хорошим потенциалом не был награжден малыш при рождении, совершенно очевиден тот факт, что нужное ему для выживания интеллектуальное поведение сможет формироваться и совершенствоваться только при контактах с социальной средой.

В самом начале жизни интеллектуальность ребенка обуславливается, практически, только наследственными факторами. В возрасте после 12 месяцев ребенок начинает приобретать способности более или менее результативно взаимодействовать с социальным окружением и различными предметами. Считается, что ситуации, в которые может попасть ребенок в этом возрасте, могут иметь решающее значение для формирования его интеллекта.


Приспособительная обусловленность интеллекта выражается в воздействии на развитие некоторых факторов. Социальный статус семьи, который связан с культурным и экономическим неравенством в социуме, этнические и поведенческие характерные черты различных социальных групп, влияют на формирование интеллекта. Режим питания, его достаточность или недостаточность для полноценного развития малыша воздействует на всестороннее развитие.

Интеллект и личность тесно взаимосвязаны, без одного не может быть и другого. Установлено, что малыши в детских домах отстают в развитии от своих сверстниках, растущих в семье. Это связано с тем, что они не получают со стороны взрослых психической стимуляции интеллектуальной активности ребенка. Также на формирование интеллекта влияет число детей в семье. Установлена следующая закономерность – чем больше детей в семье, тем будет ниже их средний IQ.

Как развить интеллект


Издавна существовало множество упражнений для активизации интеллекта, игры для развития интеллекта, такие как шахматы, разгадка ребусов, головоломок с логическим уклоном, нарды, даже карточные игры покер и преферанс. Сегодня появились и компьютерные игры для развития интеллекта.

Такие игры очень хорошо тренируют ум, концентрацию внимания и память. Также они несут в себе радость соперничества, если в игре предусмотрено наличие двух и больше игроков, удовольствие от роста мастерства. Настольные игры являются древнейшим видом умственных состязаний. Занятия математикой и точными науками развивают целый комплекс умственных качеств психики. К таким качествам относят: логическое и абстрактное мышление, прогностические, дедуктивные, критические, аналитические способности, память и быстроту мышления.

Точные науки и математика не только способствует росту интеллекта, но структурируют мышление, наводят, если можно так выразиться, порядок в голове и собственных  мыслях. Математика и точные науки очень важны в контексте интеллектуального становления индивида, как личности.

Познание нового способствует эрудиции и обогащает ум. Познание нового может происходить посредством чтения научной литературы, энциклопедий, просмотра познавательных фильмов или телепередач