Файл: Балтославянские языки.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.02.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат на тему:

Балто-славянские языки




План:


    Введение

  • 1 Точки зрения

  • 2 Хронология

  • 3 Доказательства и их трактовка

    • 3.1 Доказательства Бругмана

    • 3.2 Доказательства Семереньи

    • 3.3 Лексические доказательства

  • 4 Прочие сходства

  • 5 Возражения против балто-славянского единства

  • 6 Политизация вопроса о балто-славянском единстве Примечания
    Литература

Введение




Государства, в которых государственными языками являются:     восточнославянские языки      западнославянские языки      южнославянские языки      балтийские языки

Балто-славянские языки — гипотетическая группа языков, из которой, предположительно, выделились балтийская и славянская группы индоевропейских языков.

1. Точки зрения




Различные схемы возможного родства балтийских и славянских языков; Ван Вейк, 1923; Кромер, 2003

Можно выделить несколько подходов к проблеме балто-славянского единства[1]. Первый, самый старый, восходит ещё к А. Шлейхеру (нем. August Schleicher), который полагал, что прабалтийский и праславянский языки имели общего предка. Другим авторитетным защитником данной концепции был О. Семереньи (нем. Oswald Szemerényi). Сторонники этого подхода упирают на то, что балтийские и славянские языки имеют гораздо больше сходных черт, с точки зрения как лексики, так и морфологии и синтаксиса, чем любые другие группы индоевропейских языков.

Другие лингвисты, следуя за таким известным индоевропеистом, как А. Мейе (фр. Antoine Meillet) рассматривают эти сходства как результат интенсивных контактов между двумя группами языков, уже после того, как каждая из этих групп самостоятельно отделилась от праиндоевропейского языка. Сторонники этого подхода считают, что сходства славянских и балтийских языков являются следствиями прабалто-славянского языкового союза, общего субстрата и многочисленных заимствований в обе стороны[2].

Третий подход предполагает независимое параллельное развитие праславянского и прабалтийского. Так, например, О. Н. Трубачёв исходил из концепции
самобытного генезиса праславянского в качестве индоевропейского диалекта (или группы диалектов).

Сторонники четвёртого подхода, как, например, В. Н. Топоров утверждают, что балто-славянские языки образовались при выделении из материнских балтийских языков дочерних славянских[3]. Как полагают исследователи, поддерживающие данную гипотезу, такое выделение по данным глоттохронологии, произошло относительно недавно — около 1300 лет до н. э.[4]

Эта точка зрения подтверждается глоттохронологическими данными В. В. Кромера, по которым выходит, что балто-славянская ветвь делится не на две, а на три группы, находящиеся примерно на равном расстоянии друг ото друга: восточно-балтийскую (давшую современные литовский и латышский языки), западно-балтийскую (прусскую) и славянскую[5].

Некоторые учёные видят в балто-славянских отношения как комбинацию процессов дивергенции и конвергенции. Так, например, Я. Розвадовский (польск. Jan Rozwadowski) предложил трёхчленную схему балто-славянских отношений: сначала период общности, затем период расхождения и независимого существования праславянского и прабалтийского, и, наконец, вторичное схождение[6]. Такая схема была поддержана Х. Бирнбаумом[1].

2. Хронология


Один из сторонников теории балто-славянского единства, Т. Лер-Сплавинский (польск. Tadeusz Lehr-Spławiński) определяет период существования общности в 500—600 лет, привязывая начало существования общности (и выделение её из праиндоевропейского континуума) к эпохе экспансии культуры шнуровой керамики, в которую входили прабалто-славяне, а конец к эпохе экспансии лужицкой культуры[7].

Сторонник теории контакта, С. Б. Бернштейн датирует время балто-славянского контакта серединой II-го тысячелетия до н. э. — серединой I-го тысячелетия до н. э.[8]

Пользуясь методом глоттохронологии, С. А. Старостин датировал распад балто-славянского единства ок. 1210 г. до н. э.[9]

3. Доказательства и их трактовка

3.1. Доказательства Бругмана


К. Бругман (нем. Karl Brugman(n)) обосновал теорию балто-славянского единства восемью схождениями[10]:

  1. Единообразное изменение слоговых сонорных;

  2. Упрощение двойных согласных;

  3. Причастия на -nt стали склоняться не по согласному склонению, а по типу основ на -jo-;

  4. Образование местоименных прилагательных из слияния прилагательных с указательными местоимениями;

  5. Разрушение типа склонения на согласный, и переход имён этого типа в склонение на -i-;

  6. Вытеснение основы именительного падежа указательного местоимения so, sā основой косвенных падежей;

  7. Образование формы дательного падежа единственного числа личного местоимения первого лица от основы родительного падежа;

  8. Замена старой формы родительного падежа единственного числа -o- основ формой аблатива.


До выхода в 1908 году книги Мейе „Индоевропейские диалекты“ (фр. «Dialects indo-européens») существование единого балто-славянского языка сомнению среди лингвистов не подвергалось, как пишет об этом сам Мейе в начале главы „Балто-славянский язык“ (фр. «L’unité linguistique balto-slave est l’une de celles que personne ne conteste»). Критика идеи балто-славянского языка, высказанная Мейе, сводилась к оспариванию восьми признаков, перечисленных К. Бругманом в 1903 году, и имела целью показать, что ни один из этих признаков не является достаточным для доказательства единства языков, но все они могут быть результатом независимого параллельного развития

3.2. Доказательства Семереньи


Семереньи, пересмотрев в 1957 году полученные Мейе результаты, сделал вывод, что балты и славяне действительно имели „период общего языка и проживания“, и были, предположительно, разделены в результате вторжения германских племён вдоль Вислы и Днепра приблизительно в начале нашей эры. Семереньи отмечает 14 пунктов, которые, по его мнению, не могут быть следствием случая или результатом параллельного развития, и которые являются, таким образом, доказательством существования единого балто-славянского языка:

  1. Фонологическая палатализация (описанная Е. Куриловичем в 1956 году);

  2. Единообразное изменение праиндоевропейских слоговых сонорных;

  3. Закон «руки»;

  4. Новшества в правилах ударения (закон Фортунатова-Соссюра, закон Хирта);

  5. Местоименные прилагательные;

  6. Переход причастий в тип склонения на -jo-;

  7. Родительный падеж единственного числа тематических основ на -ā(t)-;

  8. Способ образования сравнительной степени;

  9. Косвенный падеж 1 л. ед. ч. men-, 1 л. мн. ч. nōsom;

  10. Местоимения tos/tā вместо PIE so/sā;

  11. Согласование неправильных атематических глаголов (лит. dúoti, славянское damь);

  12. ē/ā в претерите;

  13. Глаголы в балт. -áuju слав. -ujǫ;

  14. Значительная общность словаря, ненаблюдаемая между другими ветвями индоевропейских языков.

Возможность восстановления единой акцентуационной парадигмы исходя из славянской и балтийской акцентуационной парадигм как доказательство существования балто-славянского языкового единства расценивали В. М. Иллич-Свитыч[11] и В. А. Дыбо[12],[13].

3.3. Лексические доказательства


Более 200 слов в балтийских и славянских языках являются эксклюзивными схождениями[14]. Однако критики теории единства утверждают, что значительную часть этих схождений можно объяснить взаимными заимствованиями и сохранением лексем праиндоевропейского языка. А некоторые лексемы, обычно указываемых как эксклюзивные балто-славянскими, таковыми на самом деле не являются, поскольку обнаруживаются и в других группах[15].


Лексикостатистика по стандартному 100-словному списку Сводеша, в котором вероятность заимствований невысока (не более 5-10 %), дает картину близкого родства латышского, литовского и славянских языков (согласно методике С. А. Старостина заимствования при подсчёте не учитываются)[16]:

литовский

латышский

Русский

54 %

45 %

Белорусский

57 %

48 %

Украинский

55 %

46 %

Болгарский

47 %

41 %

Македонский

52 %

44 %

Сербохорватский

53 %

45 %

Словенский

51 %

42 %

Чешский

51 %

43 %

Словацкий

52 %

43 %

Верхнелужицкий

51 %

44 %

Нижнелужицкий

50 %

43 %

Польский

53 %

45 %

Среднеарифметический показатель

52 %

44 %

Для сравнения: процент совпадений славянских с другими индоевропейскими языками колеблется в районе 30 %.

В литовском и в славянских языках, кроме того, имеется ряд практически идентичных парадигм и словообразовательных моделей, каковые не наблюдаются в случае языковых союзов.

Русский

Литовский

сушить

saūsinti

сухота

sausata ("cухость")

сушина́

sausiena

суши́на

sausynas ("сухое дерево или куст")

блр. сушэ́ць
("суше́ть", "высыхать")

sausėti

Им.

Род.

Дат.

Вин.

Твор.

Древнерусский

звѣрь

звѣрꙗ

звѣрю

звѣрь

звѣрьмь

Литовский

Žvėris

лтш. Zvēra

Žvėriui

Žvėri

Žvėrimi

Латинский

ferus

ferī

ferō

ferum

ferō

Древнегреческий

θήρ

θηρός

θηρί

θῆρα



В данном примере (для слова «зверь» в различных языках) идентичному славянскому и балтийскому склонению соответствуют другие типы склонения в латинском и древнегреческом.

4. Прочие сходства



  • Предлог по во многих славянских и балтийских языках значит после и сочетается с предложным падежом в славянских и с родительным в балтийских: литовское po švenčių, польское po święcie, белорусское па свяце (русское после праздника); в русском языке предлог «по» обычно сочетается с дательным падежом, но есть исключения — по приезде.

  • В зависимости от палатализации, произошедшей в языке, соответствующим (по сути одинаковым) образом происходит смягчение согласного т: литовское švent — po švenčių, польское święto — po święcie, белорусское свята — па свяце.

  • Ещё одно предполагаемое новшество балтославянских языков — Закон Винтера, заключающийся в удлинении кратких гласных перед звонкими взрывными согласными. Условия применения этого закона являются в настоящее время предметом обсуждения. По мнению Ранко Матасовича[17], закон Винтера применим только внутри закрытого слога.

  • Трифтонгизация eu с последующим воздействием на предшествующие согласные.

5. Возражения против балто-славянского единства


Противники теории существования единого балто-славянского языка высказывают аргументы, которые можно свести к двум типам. Первый заключается в наличии в одной из групп языков тех или иных инноваций, отсутствующих в другой группе, при этом существуют общие или аналогичные инновации, которые не допускают объяснения этого факта из того, что они могли возникнуть после окончательного расхождения балтийских и славянских языков. Сами по себе эти факты не опровергают гипотезы балто-славянского языкового единства, например в форме языкового союза, однако предполагают существенное первоначальное расхождение языков. Ко второму типу можно отнести возражения, сводящиеся к тому, что аналогичные инновации развивались в обоих языковых группах близким но не тождественным образом, либо привели к различным конечным результатам. Сюда же относятся факты, отражающие сближения балтийских и славянских языков с разными группами индоевропейских языков, относящиеся к гарантированно древнему языковому состоянию. Часть этих аргументов не противоречит возможности развития славянских языков из одной из боковых ветвей балтийских языков, однако, подтверждение таких гипотез наталкивается на недостаток фактических данных. Многие возражения обоих типов оспариваются как с фактической, так и с методологической точки зрения. К примеру, существенную проблему составляет отсутствие глубокой прабалтийской реконструкции, вызванное недостатком надёжных данных по западно-балтийским языкам.