Файл: Психологические требования к менеджеру по персоналу (Функции менеджера по персоналу).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организационная структура управления персоналом должна соответствовать его размерам и не быть более сложной, чем это необходимо для ведения хозяйственной деятельности и нормальной работы предприятия, организации, фирмы. Если организация маленькая и руководитель может в одиночку управлять персоналом, применяется элементарная организационная структура. Если же число персонала увеличивается до такого размера, что руководителю трудно управляться в одиночку или возникают отдельные специализированные виды деятельности, то появляется промежуточный уровень в управлении. Дальнейший рост организации может вызвать возникновение новых уровней в иерархии управления, вследствие чего структура управления персоналом усложняется.

Число структурных единиц и их взаимное расположение также зависит от того, какая техника и технология используется в организации. Структура должна быть построена таким образом, чтобы успешно проводить технико-технологическое и соответствующее кадровое обновление.

Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему и увольнению работников, а также по организации обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций и создаются службы управления персоналом.

Возглавляет организационную структуру фирмы генеральный директор, руководящий отдельными ее подразделениями – бухгалтерия, отдел: административной работы, управления персоналом, контрактации, изготовления рекламной и обучающей продукции, обучения, технического обеспечения, сопровождения.

Главная цель по управлению персоналом – обеспечить фирму необходимым персоналом, поддерживать на высоком уровне их квалификацию, создать сотрудникам условия для эффективной работы.

Цели по управлению персоналом могут быть внешние и внутренние.

Внешние цели – связь фирмы с окружающей средой (рынок труда, охрана окружающей среды, взаимоотношения с государственными и местными властями, профсоюзами и т. п.):
– Выявление и предупреждение возможных трудовых конфликтов, подготовка предложений руководству фирмы о соответствующей линии поведения с учетом заключенных тарифных соглашений.
– Изучение положения на рынке труда, тенденций развития новых технологий, требований к опережающей подготовке кадров.
– Разработка перспективных требований к вакантным должностям и кадровому составу. Составление должностных инструкций по новым должностям и личностных спецификаций.


Схема организационной структуры фирмы
– Непрерывное, последовательное планирование в области внешней и внутренней занятости; профессиональный кадровый маркетинг.
– Применение законодательных требований к охране окружающей среды, эргономике и эстетике. Проектирование рабочих мест с учетом ценностных ориентаций в обществе, изменений на рынке труда, в условиях труда и техники безопасности.

Внутренние цели направлены на улучшение отношений фирмы со своими сотрудниками (участие их в управлении фирмой, совершенствование стиля руководства, углубление профессиональных знаний, решение социальных вопросов и т. д.):
– Разработка мер по управлению денежными доходами.
– Создание и непрерывное совершенствование структуры заработной платы с учетом социальных льгот.
– Разработка отдельных статей коллективного договора, касающихся вопросов материального вознаграждения с учетом социальных льгот, изменений на рынке труда, результатов аттестации и уровней должностей в организации.
– Разработка мер по удовлетворению социально-культурных запросов персонала.
– Удовлетворение социально-бытовых и культурных.

Таким образом, служба управления персоналом выполняет одну из главных задач в развитии предприятия – повышение эффективности производства, благодаря своевременному качественному подбору работников по специальности и квалификации, их развитию, обучению и служебному продвижению, а также мотивации персонала.

Главному менеджеру по персоналу подчиняется ряд важных подразделений по работе с кадрами и их социально-бытовому обслуживанию. В организационную структуру службы управления персоналом входят следующие подсистемы – подразделение: найма и увольнения персоналом, планирования персонала, развития персонала, мотивации труда, юридических услуг, социальных льгот и выплат.

Подразделение найма и увольнения персонала выполняет следующие функции:
– оформление и учет приема персонала; увольнений и перемещений;
– информационное обеспечение системы кадрового управления;
– статистика персонала;
– отбор персонала;
– работа с увольняющимися (беседа, работа со стрессом, предложение других мест работы на этой же фирме).

Подразделение планирования персонала обеспечивает:
– анализ рынка труда и потребности в персонале;
– взаимосвязь с внешними источниками обеспечения потребности в персонале;
– расчет потребности в персонале и затрат на персонал.

Подразделение развития персонала выполняет:
– обучение персонала;
– работа с кадровым резервом;
– планирование и контроль деловой карьеры;
– адаптация новых работников;
– деловая оценка персонала.


Организационная схема службы управления персоналом
Подразделение мотивации труда играет важную роль в развитии всего процесса управления и включает в себя следующие функции:
– нормирование и тарификация трудового процесса;
– разработка систем оплаты труда;
– использование средств морального поощрения;
– разработка форм участия в прибыли и капитале;
– разработка немонетарных (не денежных) побудительных систем.

Подразделение юридических услуг выполняет:
– решение правовых вопросов трудовых отношений;
– согласование распорядительных документов по управлению персоналом.

Подразделение социальных льгот и выплат занимается:
– обеспечение льготами в соответствии с законодательством;
– расчет и распределение внутрифирменных льгот и выплат. Однако на предприятии с небольшим числом служащих может отсутствовать структурное подразделение, занятое делопроизводством и управлением персоналом. Эти функции, как правило, возлагаются на помощника руководителя предприятия или менеджера по персоналу в одном лице.

Но на крупном предприятии формируется система стратегического управления персоналом (УП). Важным этапом этого процесса является адаптация проектируемой системы и системы управления персоналом (СУП). Для их наиболее эффективного совмещения при внедрении системы стратегического УП используется метод сетевого моделирования, т. е. составление сетевого графика выполнения и контроля работ по совершенствованию СУП в условиях стратегического управления. Для этого необходимо разработать сводный сетевой график работ по совершенствованию СУП на этапе внедрения системы стратегического УП, определить примерную длительность каждого вида работ сетевого графика в днях и ответственных исполнителей по каждому виду работ из числа руководителей предприятия и СУП.

В разных странах концепция управления персоналом выглядит по-разному. Каждая страна разрабатывает свой подход к управлению персоналом организации с учетом своих национальных особенностей, сложившихся многолетних традиций, с учетом ТК и законодательств той страны, в которой организовано производство.

3.Роль менеджера в управлении персоналом

Управление как специфический вид деятельности обособилось в ходе разделения и кооперации общественного труда.


По мере разделения труда в управлении и его специализации происходит относительное обособление конкретных видов управленческой деятельности.

По роли в процессе управления управленческий персонал подразделяют на:

  • руководителей, которые принимают управленческие решения, несут ответственность за результаты работы возглавляемого ими коллектива, их труд самый сложный, преимущественно носит творческий характер;
  • специалистов, которые выполняют конкретные функции управления, анализируют информацию, участвуют в подготовке и реализации управленческих решений, в их деятельности преобладают логические операции с элементами творческой деятельности;
  • технические исполнители осуществляют информационное обслуживание аппарата управления, выполняют технические операции, часто повторяющиеся, более простые по исполнению, не требующие высокой квалификации.

В современной литературе все чаще как синоним понятия «руководитель» употребляется понятие «менеджер».

Менеджеры занимают центральное место в системе управления.

В любой организации имеются два типа менеджеров:

  • линейные;
  • функциональные.

К линейным относятся менеджеры, действующие на основе единоначалия, ответственные за состояние и развитие организации или ее под-

разделений (например, директор, начальник цеха, начальник участка, бригадир).

Функциональные менеджеры ответственны за определенную подсистему управления (например, за маркетинг, финансы, управление персоналом и т.д.).

По месту в иерархии управления менеджеры подразделяются на:

  • менеджеров высшего звена;
  • менеджеров среднего звена;
  • менеджеров низшего звена.

Руководители низшего звена – самая большая часть руководителей вообще (младшие начальники, руководители первого звена или операционные руководители). Это уровень управления, находящийся непосредственно над рабочими и другими работниками (не управляющими). На этом уровне типичными должностями являются производственный мастер, старшая медсестра, прораб, заведующий кафедрой, начальник бюро. Основная масса людей начинает управленческую карьеру в этом качестве. Они отвечают за эффективное использование выделенных им ресурсов и осуществляют контроль за выполнением производственных заданий. Работа руководителей низового звена является напряженной и наполненной разнообразными действиями, характеризуется частыми перерывами, переходами от одной задачи к другой. Наиболее показательной в этом плане является работа мастера, который около половины своего рабочего времени проводит в общении с людьми, основная часть этого времени приходится на общение с подчиненными, незначительная часть – с коллегами по работе и совсем малая - с вышестоящими руководителями.


Руководители среднего звена – вторая по численности часть руководителей. Этот уровень координирует и контролирует работу низового звена и выполняет в ряде организаций часть функций высшего звена по принятию решений. На этом уровне типичными должностями являются: начальники функциональных служб (отделов) в промышленных и строительных организациях, деканы в институтах, командные должности армейских офицеров (от лейтенанта до полковника). В больших организациях с шестью и более уровнями управления может быть настолько много руководителей среднего звена, что возникает необходимость в разделении данной группы. Если такое разделение происходит, то возникают два уровня, первый из которых называется верхним уровнем среднего звена управления, второй – низшим. Типичными должностями руководителей верхнего уровня среднего звена управления являются: главный экономист, главный технолог, главный конструктор, а низшего – начальник планово-экономического отдела, начальник конструкторского отдела. В целом руководители среднего звена являются буфером между руководителями высшего и низового звеньев. Они готовят необходимую информацию для принятия решений руководителями высшего звена, затем трансформируют эти решения в удобную форму для руководителей низового звена. Вместе с тем в некоторых организациях на руководителей среднего звена – главных специалистов, возложена большая ответственность, что делает их работу похожей на работу руководителей высшего звена.

Руководители высшего звена – самая малочисленная (элитная) часть руководителей. Этот уровень отвечает за принятие важнейших решений для организации в целом. Типичными должностями руководителей высшего звена управления являются: председатель совета директоров, генеральный директор организации и его заместители. В среде государственных деятелей – это министры, а в армии – генералы. Личность руководителя высшего звена управления накладывает отпечаток на облик организации. Их деятельность характеризуется масштабностью, сложностью, стратегической направленностью, разнообразием, напряженным темпом работы, наиболее тесными связями с внешней средой.

Выполняя свои обязанности, руководитель выступает в определенной социальной роли, характер которой с развитием общества меняется. В этот период работники в большинстве своем представляли серую безликую массу, обладали низким уровнем образования и универсальными навыками, все время находились под страхом увольнения, ибо за воротами предприятия находилась толпа жаждущих занять их место, в то же время они пребывали в полной готовности взбунтоваться из-за невыносимых условий жизни и труда, от руководителя же требовалось быть беспощадным диктатором, управляющим персоналом при помощи голого принуждения.