Файл: Графический дизайн до 30-х годов в XX веке. Советский графический дизайн в XX веке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение

Тема работы – исследование материала и знакомство с историей графического в целом, а так же советского графического дизайна XX века.

XX век — характеризовался сильнейшими политическими, экономическими и культурными изменениями. Для многих республик этот период стал разрушением культурных связей, последовавший за этим тяжелейший экономический кризис привёл к затормаживанию процесса развития художественно-проектного творчества.

Но так же это время динамичных изменений, находивших воплощение в неожиданных творческих решениях. В мире в эти годы начинает отчётливо наблюдаться процесс повышения роли графического дизайна в различных сферах общества, что непременно связанно сто становлением массовой культуры.

Эволюция художественной части такой как фотография, кинематография и телевиденье, способствовала существенному расширению аудитории, способной к восприятию информации политических событий того времени. Но именно визуальная информация оказалась более понятной для аудитории. Тогда главную роль сыграли плакаты с агитационным посланием. На них активно изображались изменения в стране, людях, запечатлевали великие постройки, но чаще лозунги.

Несомненно, формировавшийся политически режим того времени в Советском Союзе отлично наложил свой отпечаток на характер изображаемого. При тоталитарном устройстве государства, какое тогда имелось, все структурные элементы общества строго подчинялись интересам власти.

Положение, в котором тогда находилась отечественная графика и весь дизайн целиком, наглядно показывает нам к чему приводят попытки государства, когда они вмешиваются во все сферы жизнедеятельности общества.

Графический дизайн мы понимаем все же довольно широко, но это действительно довольно широкая область, в него входят: фирменный стиль, иллюстрации, дизайн СМИ и многое другое. Таким образом, графический дизайн - это окружающая нас визуальная среда, создаваемая дизайнерами в определённый период времени.

Цели и задачи данной работы следующие:

  • Познакомится с историей графического дизайна
  • Раскрыть понятия графического дизайна
  • Выявлений технических, стилистических и идеологических особенностей
  • Знакомство с наиболее значимыми именами, школами и направлениями в графическом дизайне


Глава 1. Графический дизайн 10-30 годы XX века

Глава 1 рассказывает нам о графическом дизайне в целом, показывая, из чего он состоял XX веке, о дизайне как сформировавшемся феномене, который проходит определённые фазы развития.

1.1 Графический дизайн 1910-1920 года

Так что же такое дизайн – это художественное конструирование эстетических свойств промышленных изделий. Дизайнер по своей профессии не является в первую очередь художником, он – творческая личность, которая по выполнению задания может оказаться и художником. Дизайнер выполняет все те же действия что и люди в повседневной жизни, только на более сложном уровне. Работа людей в профессии дизайн значительно сложнее, больше поиска, поиска порядка среди хаоса, поиска красоты, смысла и реализации всех этих действий.

Если говорить в целом о стилистике графического дизайна первых двух десятилетий XX века, то можно выделить четыре основных направлений стиля, с одной стороны резко отличающихся друг от друга, а с другой стороны испытывающие взаимовлияния:

  • Китч
  • Модерн
  • Авангард, модернизм
  • Арт-деко

Определения стилей

Китч в XX веке (см. рис.1 – Вербный базар) представлял из себя не намеренную концепцию стиля, а сложившуюся случайно манеру обращения с изображением. Типографские технологии того периода ещё не были осмысленны эстетически, профессионального образования в дизайне тогда ещё не было. Композиции любого продукта графического дизайна (плакаты, журналы, объявления, газеты и т.д.) собирались из готового фонда типографических изображений. Все создавалось на основе упрощённой и однотипной схемы наборной рекламы. Результат зависел от того какие константы выберет типографский наборщик, такой способ работы способствовал появлению огромного количества непрофессионального дизайнерского продукта. Но стоит отметить, что так называемое «отсутствие вкуса» в китчевых работах принесли в дизайн свой шарм и красивые графические решения, если смотреть на работы того времени сегодняшними глазами дизайна. Примерам «того» китча могут служить русские торгово-промышленные плакаты. (см. рис.2)

Модерн до 20 годов оставался ведущей стилистикой в оформлении рекламных плакатов и т.д. Многие дизайнеры и художники доводили модерн до слияния с китчем используя методики умножения плавных рамок и волнистых линий. (см. рис. 3). В это время появляются несколько выдающихся графиков , - Э. Ш. Г. Элиот, Дж. К. Лейендейкер, Э. Пенфилд, по эстетичности и изящности в работах их можно было бы приписать к модерну, но это был другой модерн. Авангард в то время тесно переплетался с модерном, оба они тогда являлись влиянием, которое ещё не приняло конкретных форм в первом десятилетии XX века. В 1919 году открыли немецкую школу дизайна Баухауз. Туда на должность преподавателей приглашались художники, работы которых придерживались в основном авангардных взглядов на искусство – Пауль Клее, ЛаслоМохой-Надь, Оскар Шлеммер, Василий Кандинский, Йозеф Альберс и др. Примером модернистского решения в дизайне может служить эмблема Баухауза, разработанная О. Шлеммером в 1921-22 годах. (см. рис.4)


Арт-деко является четвертым направлением в дизайне 10-20-х годов XX века. Тогда он только начал зарождаться, его чертами являются строгая закономерность, геометрические узоры, воссоздание так называемой «былой роскоши». Стилизовано было все – восходы, деревья, цветы, люди, фонтаны, богатая палитра. В этом направлении работали Л. Зюе, А. Маре, П. Фоллот, А Легрен. Хорошим примером арт-деко может служить работа декорация Л. С. Бакста к трагедии «Федра». (см. рис.5)

Все стилистические направления, описанные выше, создавали единое творческое пространство, которое оказывало влияние на все проявление графического дизайна. В газетах того времени лидировали такие стили как модерн и китч в отличии от журналов, которые стремились соединить в себе все четыре стиля. В пример политической рекламы можно привести американского графика Джеймса Монтгомери Флэгга (1877-1960), создателя образа «Дяди Сэма» - персонифицированное изображение американского истеблишмента..(Рис.6) Из признанных мастеров графического дизайна рассматриваемого периода необходимо назвать также Э. Пенфилда (1866 -1925) и Дж. К. Лейендекера (1874 - 1951). Работы Э. Пенфилда больше похожи на быстрые зарисовки – это его предложенный вариант для столь стремительного модерна. Такие рисунки строятся на мягких локальных пятнах обведённых стремительным и неровным контуром.(см. рис.7) Дж. К. Лейендекер внёс огромный вклад в историю созданием первого в мире рекламного бренда – Arrow Collar Man (человек в воротничке Arrow). Он создал образ целой эпохи в виде мужчины, который уверенно себя чувствует в современной эпохе автомобилей, кинематографа и самолётов. Так же он нарисовал огромное множество рекламных плакатов, оформлял журналы, в определённый период стал самым востребованным коммерческим художником Америки.

1.2. Графический дизайн 1920-1930 годы

Ведущим стилем 20-30-х годов XX века стал арт-деко. Арт-деко с самого начала являлся направлением, которое соединяло новейшие достижения дизайна. Основные стилистические тенденции в графическом дизайне и рекламе 20-30 годов:

  • Модернизм, функционализм (в конечном итоге соединяется с арт-деко)
  • Китч (в это время образуется свой, отличающийся стиль под влиянием американской идеологии)
  • Реализм (для этого стиля всегда было место, несмотря на то, что он не был господствующим)

Примером арт-деко 20-х годов могут служить работы иллюстратора Эдуардо Гарсия Бенито (1891-1981).(см.рис.8) Он изображал на обложках журналов стилизованные женские фигуры и лица.


В китче как пример можно привести Еноха Болза, его стиль – это изображение намеренно милых девочек в кокетливых позах. Так же дизайнер использует «весёлые шрифты» и яркие сочетания красок. (см. рис.9)

Исходя из всего выше написанного, можно сделать вывод, что 20-30 годы сформировали определённый подход к графическому дизайну и рекламе. Этот период характеризуется:

  • Декоративностью, но без приукрас (арт-деко все упростил)
  • Простотой и смелостью
  • Стремлением к красоте
  • Стремлением нравится большинству

20-30 годы XX века – время господства стиля арт-деко.

ГЛАВА 2. СОВЕТСКИЙ ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН В XX ВЕКЕ

Глава 2 повествует о том, с чего начался советский графический дизайн, кто стоял у истоков и развивал его. Присутствуют разъяснения течений, которые повлияли на формирование дизайна.

2.1. Становление советского графического дизайна

Эстетический перелом в советском графическом дизайне произошёл после активного обращения к этому жанру художников , входивших в объединение «Мир искусства». Художники этого объединения не были настроены революционно, им больше по душе были романтические эпохи прошлого. Однако их методы были современны, лаконичны и все так же основаны на стилистике модерна.

Значительным продвижением вперёд к дизайну стало творчество Льва Самойловича Бакста (1866-1924), Евгения Евгеньевича Лансере (1875-1946), Николая Владимировича Ремизова (Ре-ми, 1887-1975), Михаила Александровича Врубеля (1856-1910).

Ситуация в России, связанная с революцией и гражданской войной, привела к огромному появлению плакатов в стиле китч. Перенасыщенных как информацией, так и нарисованными деталями. Но это все помогло произвести на свет новое художественное образование нашей страны, так зарождался настоящий дизайн.

Художественная жизнь России 1917-1930 являлась собой экспериментом по созданию нового общества. Но бедность народа, бурное развитие жизни и промышленности, а так же отсутствие государственно системы привело к тому, что художники начали отрицать каноны прошлого и почувствовали свободу творчества. Началось создаваться революционное искусство, его начали внедрять в быт, активно развивались авангардные течения.


2.2. Формирующие стили

На формирование графического дизайна в нашей стране оказали следующие авангардные течения:

  • Абстракционизм
  • Супрематизм
  • Конструктивизм

Абстракционизм – это течение, которое изобрёл Василий Васильевич Кандинский (1866-1944).(см. рис.10) Сутью данного течения является – высшая, духовная форма искусства, выражающаяся посредством абстрактных форм, линий пятен. Каждая деталь (например, точка или квадрат) обладает собственным духовным содержанием. Эти идеи имеют огромную значимость для дизайна, они открывают путь для абстрактного выражения любого содержания.

Супрематизм - течение, изобретённое Казимиром Севериновичем
Малевичем (1878-1935). Фактически, смысл супрематизма в визуальном поиске философских и не только путей. Через изображение абстрактных фигур, парящих в «белой бездне», ведётся поиск универсальных закономерностей бытия. (см.рис.11) Еще один супрематист Эль (Лазарь Маркович) Лисицкий (1890-1941) создавал так называемые «проуны» (Проекты Утверждения Нового) – абстрактные композиции из фигур, которые впоследствии стали основой для фотоколлажей, выражающих новый взгляд на искусство. (см.рис.12)

Конструктивизм – течение изобретённое Владимиром Евграфовичем Татлиным (1885-1953). Истина конструктивизма – в отказе от любых характеристик предмета, кроме его конструкции, который и является его сущностью и основой. (см.рис.13)

Искусство революции стремилось создавать новый облик городской среды. Супрематизм заполонил наружную рекламу, предметы быта, транспорт и даже ткани. Все больше подчёркивался художественный конфликт. Примером такого конфликта может служить реклама Моссельпрома, созданная А. Родченко в 1924 году, торец дома украшен шрифтовыми композициями, полностью обезличивающими дом как архитектурное сооружение. (см.рис.14)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Приложение.