Файл: Разработка сайта библиотеки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

Введение.

В наше время много чего-то изменилось, особенно в библиотеках. Многие библиотеки сейчас стали создавать собственные web – сайты, чтобы посетители заходили на сайты и через него они могли читать любимые произведения, даже не отходя от компьютера или смартфона.

Современную библиотеку трудно представить на данный момент без компьютера и специализированного программного обеспечения, позволяющего упростить как работу самой библиотеки, так и выбор необходимого издания пользователей.

Такие системы позволяют удобно и быстро работать с огромным числом наименований разных изданий, предоставляют возможность просмотра доступности книги, бронирования и заказа книг.

Тем не менее, узкоспециальную литературу сложно найти, как в простой библиотеке, так и в книжном магазине.

При этом для небольшого числа изданий нет необходимости создавать свою библиотеку.

С появление электронной библиотеки стало на много удобное. Так вот, электронная библиотека – это информационная система, обеспечивающая сохранность и эффективное использование разнообразной коллекции электронных документов, размещенных в самой системе и доступных через телекоммуникационные сети

Электронная библиотека предназначена для хранения информации различных видов, прежде всего текстовой, и реализуется в виде сложных распределенных информационных систем, обладающих унифицированным интерфейсом, а также возможностью доступа через Интернет.

Электронные библиотеки как класс информационных систем характеризуются на несколько видов:

  1. Глобальным доступом к системе в среде Web;
  2. Поддержкой метаданных для системы и пользователей;
  3. Включением неоднородных информационных ресурсов;
  4. Распределением информационных ресурсов;
  5. Наличием материализованных и виртуальных коллекций;
  6. Интеграцией информационных ресурсов на различных уровнях;
  7. Использованием пользовательских интерфейсов с повышенным;
  8. Уровнем семантики и др.

Электронная библиотека предоставляет качественно новые возможности работы с большими объемами информации.

Для решения такой задачи, необходимо web – сайты которые бы предоставляло доступ к списку книг, отслеживало возврат книг и т.д.

Целью курсовой работы – это разработать собственный web - сайт библиотеки «Непобедимы». Веб – сайт банка должен содержать современные технологии стандартами, как и по дизайнеру, так и по внутренней части структуре.


Основная часть.

Требованию к созданию веб-сайта библиотеки.

Многие любители книг многие пользуются электронной библиотекой, но часто они задумываются, как программисты создавали веб – сайты. Об это мы в курсовом проекте расскажем, как разработать собственный веб – сайт библиотеки.

Первым этапом создания любого сайта, в том числе и сайта библиотеки, является проведение детального анализа информационных потребностей его потенциальных посетителей.

Следует сразу принять за правило, что сайт создается именно для читателей, а не для самих библиотекарей, поэтому пользовательские интересы должны быть в первую очередь учтены при выработке общей структуры и стратегии наполнения виртуального ресурса.

Многолетняя практика создания сайтов позволила сформулировать ряд общих требований, которым должны отвечать виртуальные представительства библиотек.

Все они базируются на общих критериях для web - серверов. К ключевым показателям качества web - серверов в настоящее время относятся:

  1. Глубина содержания;
  2. Простота навигации;
  3. Стабильность информационных ресурсов;
  4. Оперативность обновления информации;
  5. Доступность для пользователей;
  6. Единство дизайна всех разделов.

Глубина содержания определяется объемом имеющейся информации, степенью ее детализации и, конечно же, ценностью. Естественно, все эти показатели должны стремиться к максимуму. Информативность библиотечных сайтов может быть достигнута путем размещения материалов, представляющих наибольший интерес для виртуальных посетителей, которыми потенциально становятся все пользователи Интернет.

Источники информационных библиотечных сайтов.

К таким источникам относятся, в первую очередь:

  1. электронный каталог;
  2. Иные базы данных библиотеки;
  3. Бюллетени новых поступлений;
  4. Сведения о составе фондов и расписании работы отделов и филиалов;
  5. Порядок записи;
  6. Календарь текущих и планируемых событий (книжных выставок, массовых мероприятий, продаж списанной литературы и т.д.).

При существовании доступа к электронному каталогу очень полезно привести его паспорт: с какого года отражается литература, какие виды изданий и на каких языках представлены, текущее количество записей, дата последнего обновления и т.п.

Содержание сервера можно значительно обогатить за счет размещения фонда выполненных справок, полнотекстовых сборников докладов проводимых библиотекой конференций и выпускаемых библиографических указателей, в том числе и каталогов книжных выставок.

Для средних и малых библиотек на первую страницу сайта можно вывести такой элемент как "Книга недели", в котором давать анонсы наиболее примечательных изданий, поступивших в библиотеку за последнее время. Читатели должны иметь возможность высказать собственные мнения о прочитанной литературе, для чего имеет смысл организовать на сайте специальный форум.

Помимо собственно информации о библиотеке и ее ресурсах, весьма ценным является представление перечня ссылок на наиболее богатые в информационном отношении источники с других серверов.

Такие перечни могут носить как универсальный, так и тематический характер и в этом случае быть неким электронным аналогом книжных выставок, приуроченных к актуальной проблематике, знаменательным датам и событиям.

Наличие подобных коллекций ссылок сделает сервер притягательным для пользователей, ищущих в Сети систематизированного и авторитетного знания.

Например, уже сегодня в Интернет представлено большое количество электронных аналогов известных периодических изданий. Размещение на библиотечном сервере ссылок на них более чем уместно, при этом, для удобства читателей стоит предварительно систематизировать журналы по отраслям знания в соответствии с традиционной библиотечной классификацией.

Крайне полезными для читателей будут также ссылки на рассмотренные ранее справочно-библиографические ресурсы Интернет и средства поиска информации.

В случае, если на других серверах региона не освещена в достаточной степени его история и современное состояние, задача библиотеки - подготовить такой обзор на основе собственной краеведческой коллекции. В данном случае очень уместно размещение иллюстраций с видами города, исторических справок, карт местности и т.д.

Весьма эффективным является создание региональных справочников ресурсов Интернет, поскольку общероссийские рубрикаторы уже сейчас не в состоянии полно отразить состав и содержание региональных сайтов.


Формирование подобных справочников не только желательно, но и необходимо, а кроме того, библиотечные специалисты смогут с успехом проявить себя на новом поприще, в полной мере используя опыт в сфере выявления, систематизации и аннотирования материала в новых реалиях информационной деятельности.

Поскольку серверы открыты для посещения гостями из любой точки планеты, хорошим тоном считается наличие англоязычной версии, которая совсем не обязательно должна быть точной копией русскоязычных страниц.

Идеальной является ситуация, когда потенциальный пользователь, на основе представленных на библиотечном сервере сведений, смог бы составить исчерпывающую картину ее информационного потенциала и принять решение о необходимости ее посещения в наиболее удобное время.

Простота навигации зависит от логичности схемы построения сервера, которая обычно имеет иерархическую структуру. Важно обеспечить посетителям возможность без труда двигаться от раздела к разделу, легко возвращаться назад или получить справку.

Ключевое значение при этом имеет разработка титульной страницы, которая содержит самый общий перечень разделов сервера, его своеобразный "основной ряд". В зависимости от особенностей каждой библиотеки этот перечень конечно же будет различаться, однако следующие несколько разделов можно рекомендовать как обязательные:

  1. Новости/календарь событий (анонсы предстоящих в библиотеке мероприятий и краткие отчеты об уже состоявшихся);
  2. Общие сведения о библиотеке (перечень отделов с указанием лиц для контактов, распорядок работы, правила записи, история библиотеки, банковские реквизиты);
  3. Информационно-библиографические ресурсы (перечень и подробная характеристика имеющихся каталогов, картотек, баз данных на CD-ROM);
  4. Сведения о фондах (состав книжного фонда, периодики, фонда аудиовизуальных документов и др.);
  5. Перечень предоставляемых услуг (подробное указание всех бесплатных и платных услуг с указанием отделов и текущих расценок).

Названия разделов иногда полезно снабжать краткими комментариями, дабы посетитель не гадал, за какой из ссылок помещены сведения о планируемых книжных выставках, где доступ к бюллетеню новых поступлений, а где правила заказа литературы по межбиблиотечному абонементу.

Ссылки на наиболее ценные источники, например, на электронный каталог, целесообразно разместить и дополнительно выделить на титульной странице. Это же относится и к крупным массовым мероприятиям, анонс которых стоит делать все более заметным по мере их приближения.


Современные браузеры позволяют без труда сохранять на своем компьютере любые изображения, включая анимационные картинки (для этого используется правая кнопка мыши).

Существуют также специальные сервера, содержащие бесплатные средства для украшения web-страниц. Важно лишь следить, чтобы позаимствованные объекты не представляли чью-либо собственность и, соответственно, не находились под защитой авторского права.

После создания или обновления страниц и перед загрузкой страниц непосредственно на сервер необходимо произвести проверку текста на наличие орфографических ошибок.

Создание и обновление web-сайта постепенно превращается в рутинную библиотечную работу. Как правило, первоначально она выполняется сотрудниками отдела автоматизации. Однако со временем управление содержанием сайта все более перемещается в подразделения, отвечающие за связи с общественностью и информационную деятельность библиотеки.

Этапы разработки web – сайта.

Основные этапы разработки сайта:

  1. Подготовительный;
  2. Разработка макета;
  3. Верстка;
  4. Программирование;
  5. Наполнение контентом;
  6.  Раскрутка сайта;
  7. Администрирование (поддержка) сайта.

1.2.1 Подготовительный этап.

На этом этапе необходимо сформировать основную идею будущего сайта.

  1. Нужно определить какая цель будет у сайта, например, цель может быть такая: обучение, развлечение, интернет-магазин, продажа каких-либо услуг, бизнес сайт, или просто заработок на сайте.
  2. Затем определяем целевую аудиторию (пол, возраст, образование), то есть для кого будет этот сайт.
  3. Так же необходимо выяснить какую информацию ожидают посетители, это поможет с определением контента (текстовой информацией) на сайте.
  4. Затем нужно определиться с технической стороной. Важно учитывать среднее подключение к сети, а также программным обеспечением.
  5. Навигация — важный пункт. Все должно быть интуитивно понятно, где и что находится, чтобы пользователь не бродил в поисках нужной информации, а сразу ориентировался на сайте.

1.2.2 Разработка макета

После постановки задач будущего сайта, наступает следующий этап — разработка макета. Ориентируясь по пунктам ТЗ разрабатывается будущий шаблон, или шаблоны, из которых можно выбрать нужный вариант. На данном этапе определяется как будет выглядеть дизайн в целом, какие графические элементы будут использованы, а также какая структура будет у страниц и какие цветовые решения будут на нем присутствовать.