Файл: Сущность конкуренции и её роль в рыночной экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Достижение финансовых макроэкономических целей выводит на первый план государственной экономической политики задачи по структурной перестройке экономики и обеспечению инновационного развития страны. В среднесрочном периоде основное внимание должно уделяться качественным характеристикам функционирования предприятий и отраслей - конкурентной политике.

Стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года»:

- развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях;

- развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей.

Для достижения этих целей специально организованный антимонопольный орган РФ в лице Федеральной антимонопольной службы в рамках своей компетенции решает следующие задачи:

- контроль за соблюдением законодательства о конкуренции;

- контроля за экономической концентрацией;

- антимонопольное регулирование в отраслях естественной монополии;

- контроль в сфере размещения государственных заказов;

- оценка влияния на конкурентную среду мер защиты от неблагоприятной иностранной конкуренции;

- снижение барьеров для входа фирм на рынок и создания новых компаний;

- обеспечения конкуренции на глобальном уровне.

В течение 1990-х гг. после развала плановой экономики, когда конкуренции как таковой не существовало (разве что - между покупателями) в Российской Федерации было сделано многое для развития конкуренции:

- принято конкурентное законодательство (в частности - Федеральный закон «О защите конкуренции»);

- осуществлено разделение монопольных и конкурентных секторов в отраслях естественной монополии;

- проведена приватизация;

- снижено административное давление.

Обзор макроэкономических показателей, характеризующих состояние конкурентной среды в российской экономике, и опросы предпринимателей об их оценках состояния конкуренции в экономике в настоящее время позволяют сделать выводы, что участники рынков в Российской Федерации реально ощущают конкуренцию; причем оценка конкуренции как значимого фактора для деятельности предприятий со временем увеличивается.

Высокая степень открытости для импорта товаров и услуг (до недавнего времени) привели к формированию условий, в которых с высокой вероятностью возникает конкурентная борьба участников рынка; в период 2004-2007 гг. произошло существенное усиление конкуренции с импортом, хотя основным источником конкуренции для российских производителей по-прежнему являются отечественные компании.


Конкуренция в РФ является одним из важнейших факторов инноваций. Эмпирические исследования показывают, что испытывающие конкуренцию предприятия (особенно те, которые уже давно существуют на рынке) активно инвестируют в НИОКР и технологии.

Конкуренция (особенно с поставщиками из дальнего зарубежья) повышает выпуск и производительность труда.

В тоже время существуют и негативные тенденции:

1) Ряд отраслей российской экономики являются избыточно концентрированными (например, производство первичного алюминия, синтетического каучука, отдельных видов продукции черной металлургии) в сравнении с уровнем концентрации в сопоставимых отраслях развитых стран. В добыче полезных ископаемых и металлургии наблюдается завышенный уровень рентабельности, свидетельствующий о недостатке конкуренции. На рынках металлургической промышленности предприниматели отмечают значительное снижение конкуренции.

2) Несмотря на достаточный уровень интенсивности конкуренции с производителями из дальнего зарубежья на рынках машиностроения и легкой промышленности, все большее число предприятий считает, что они не испытывают зарубежного конкурентного давления, что может свидетельствовать об их вытеснении неконкурентные сектора, в которых отсутствует зарубежное предложение. Ряд компаний - от 10 до 20%, по разным обследованиям - не сталкивается с конкуренцией, что говорит о сохранении в экономике страны угрозы монополизма, даже если поведение этих компаний в настоящее время является конкурентным (состязательным).

3) Количество предприятий сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства, обрабатывающих производств (за исключением целлюлозно-бумажного производства, издательской и полиграфической деятельности), по производству машин и оборудования с советских времен значительно сократилось, то есть возможности для развития конкурентных отношений в этих сферах с годами уменьшаются.

4) Особую опасность представляет гипертрофированный рост крупнейших российских компаний. Высокий удельный вес крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны позволяет предположить наличие у таких компаний возможности антиконкурентного влияния на рынки.

На сегодняшний день в Российской Федерации имеются три крупнейших субъекта - естественных монополиста:

- ОАО РАО «ЕЭС России»,

- ОАО «Газпром»

- ОАО «РЖД».

В процессе антимонопольного контроля за деятельностью данных компаний был выявлен ряд проблем и рисков, связанных с инфраструктурным обеспечением страны в сферах электроэнергетики, газоснабжения и железнодорожного транспорта, в частности:


- угроза сохранения власти естественного монополиста в потенциально конкурентных сегментах и его экспансия на смежные рынки;

- угроза, связанная с недостаточным инвестированием в целевые производственные мощности и инфраструктурный комплекс естественной монополии;

- угроза роста ценового давления на экономику со стороны естественных монополий вследствие их сохраняющейся неэффективности.

Заключение

Конкуренция - это состязание, соперничество, борьба между участниками рынка за более выгодные условия для каждого участника рынка.

Так, для продавцов это:

- борьба за ограниченные ресурсы;

- борьба за ограниченный спрос;

- борьба за максимизацию собственной прибыли;

- борьба за место на рынке.

Для покупателей:

- борьба за более качественные товары;

- борьба за более выгодные цены.

Конкуренция определяется наличием на рынке большого числа продавцов и покупателей, когда каждый отдельный участник рынка не имеет возможности оказывать влияние на формирование равновесной цены.

С точки зрения экономической теории, конкуренция не должна ограничиваться, формирование цен на рынке с помощью конкуренции должно происходить естественным путем.

Однако, этот классический случай достижим в отношении не всех рынков и не всех видов товаров.

В зависимости от того, каким образом формируется конкуренция на рынке различают:

- ценовую конкуренцию;

- неценовую конкуренцию;

- внутриотраслевую конкуренцию;

- межотраслевую конкуренцию.

В идеальном варианте, когда конкуренция совершенна, т.е. на рынке присутствует огромное количеств продавцов и покупателей, предлагающих и спрашивающих однородные товары и услуги, конкуренция между продавцами создает условия для применениями ими, в целях завоевания доли на рынке и увеличения прибыли, методов неценовой конкуренции, инструментами которой являются:

- повышение качественные характеристик товаров;

- внедрение новых уникальных товаров и услуг;

- развитие рекламы.

И, как следствие, научно-технический прогресс и развитие общества и экономики в целом.

Различные модели рынков с разными формами конкуренции формируются в зависимости от различных качественных характеристик рынков, в числе которых:

- количество продавцов на рынке;

- наличие или отсутствие барьеров для вхождения в отрасль новых продавцов;


- тип самого товара.

Различают 4 основных модели рынка на товар:

- рынок совершенной конкуренции, характеризующийся огромным числом продавцов и покупателей и однородными товарами;

- олигополия, определяемая наличием ограниченного количества продавцов, предлагающих схожие товары;

- монополистическая конкуренция, характеризующаяся присутствием на рынке всего нескольких продавцов;

- монополия - единоличное предложение.

Присутствие монополий на рынке, как правило, отрицательно влияет на рыночные отношения, поэтому государство активно борется с проявлениями фактов монополизированной продажи.

Однако, существуют сферы, в которых монополия - единственно допустимый вариант. Это, как правило, сферы, организация производства в которых представляет колоссальные затраты, а необходимость в продукции этих производств представляет жизненно-важную необходимость.

В числе таких отраслей:

- энергетика;

- железнодорожное сообщение.

В нашей стране после перехода от плановой экономики к рыночной конкуренция гарантируется Конституцией.

С тех пор пройден огромный путь, и сегодня большинство продавцов на рынке современной России испытывают на себе конкуренцию как со стороны отечественных производителей, так и импортных, что положительно сказывается на состоянии экономики и рынка как на современном этапе, так и в перспективе.

Список использованной литературы

1. Конституция РФ.

2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.06 №135-ФЗ.

3. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации (выдержки) // Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы [Электронный ресурс]. - Электрон. данн. - Режим доступа: http://www.fas.gov.ru/ - [Загл. с экрана]

4. Конкуренция и антимонопольное регулирование / Под ред. А.Г. Цыгановой - М.: Логос, 1999. - 368 с.

5. Макконелл К.Р. Экономикс Пер. с англ. / К.Р. Макконелл, С.Л. Брю - М., 1999 - 984 с.

6. Микроэкономика / Под ред. В.М. Гальперина - Спб.: Институт «Экономическая школа», 2004.

7. Пиндайк Р. Микроэкономика. Пер. с англ. / Р. Пиндайк, Д. Рабинфельд - Спб., 2011 - 608 с.

8. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. [Текст] / Под ред. В.И. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2003. - 521 с.

9. Портер М.Е. Конкуренция: Пер. с англ. / М.Е. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. - 496 с.

10. Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции / Ю.Б. Рубин // Современная конкуренция. - 2010. - №3 (21). - с. 38 - 67.


11. Харвей Дж. Современная экономическая теория: учебное пособие / Дж. Харвей - М.: Юнити-Дана, 2012. - 730 с.

12. Швандар К.В. Международная конкурентоспособность: трансформация понятия, критерии оценки, практические результаты [Текст] / К.В. Швандар // Вестник московского университета, 2008. - №2. - С. 127-135.

13. Шиханов А.В. Многообразие форм межстрановых конкурентных отношений [Текст] // Финансы и кредит. 2004. - №6. - С. 91-96.

14. Экономическая теория. Макроэкономика, в 2 ч. / Под ред. Г.П. Журавлевой - М.: Дашков и К., 2011 - 919 с.

15. Экономическая теория. Микроэкономика, в 2 ч. / Под ред. Г.П. Журавлевой - М.: Дашков и К., 2012 - 934 с.

16. Экономическая теория: учебник / Под ред. И.П. Николаевой - М.: Юнити-Дана, 2012-1056 с.

17. Экономическая теория: учебник для бакалавров / Под ред. А.А. Кочеткова - М.: Дашков и К., 2013 - 696 с.

18. Яковлева Ю.А. Роль конкуренции в рыночной экономике [Текст] / Ю.А. Яковлева // Молодой ученый. - 2014. - №3. - С. 610-613.

19. Яновский А.М. Конкурентоспособность товара и производителя продукции в системе рыночной экономики [Текст] / А.М. Яновский // Машиностроитель. 2006. №9. - С. 33-34.