Файл: Сущность конкуренции и её роль в рыночной экономике.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
Олигополия является доминирующей конфигурацией современного рынка. Понятие «олигополия» используется в экономике для описания рынка, на котором присутствуют несколько продавцов, некоторые из которых контролируют большую часть рынка.
При олигополии очень немногие продавцы доминируют в продаже определенного продукта, и появление новых продавцов затруднено или невозможно. Продукт может быть дифференцированным или стандартизированным. Товарное сходство преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: нефти, стали, руды. На рынках потребительских товаров преобладает дифференциация: автомобили, электроника. Зачастую в олигополистической конкуренции на рынке доминируют от двух до десяти производителей, на которые приходится половина или более общих продаж продукта.
На олигополистических рынках некоторые производители могут влиять на цену из-за их огромной доли в общем объеме производства товаров. В условиях олигополистических рыночных отношений производители знают, что если один из продавцов изменит цену или объем продаж, то в результате это повлияет на прибыль всех продавцов этого продукта. Производители становятся взаимозависимыми.
Небольшое количество производителей на олигополистическом рынке вынуждает этих производителей использовать не только ценовую конкуренцию, но и неценовую — более эффективную в таких условиях. Производители понимают, что если они снизят цену, конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Только из-за этого вместо ценовой конкуренции используются неценовые методы борьбы: качество продукции, надежность, техническое превосходство, методы маркетинга, реклама, экономический шпионаж.
Часто олигополии защищены барьерами для входа на рынок, аналогичными тем, которые существуют при монополии. Природная олигополия существует, когда несколько производителей могут предоставить рынку продукты с более низкими долгосрочными затратами, чем многие производители.
Особенности олигополистического рынка: только несколько производителей поставляют на рынок — продукт может быть дифференцированным или стандартизированным; по крайней мере, некоторые производители имеют большую долю рынка — эти немногие производители могут влиять на цену продукта, манипулируя его количеством на рынке; производители в конкретной отрасли понимают их взаимозависимость.
Характерной чертой олигополистического рынка является зависимость поведения каждого производителя от реакции и поведения конкурентов. Большие размеры и большой капитал продавцов чрезвычайно мобильны на рынке, и в этих условиях именно сговор между олигополистическими продавцами обещает большие выгоды для поддержания цен и увеличения прибыли. Производители договариваются, сотрудничают и заключают соглашение о разделе рынка: «картельное соглашение».
Картель — это соглашение нескольких продавцов, устанавливающее для всех участников: объем производства, цены на продукцию, условия найма, обмен патентами, дифференциация рынков. Его целью является повышение цен, но не ограничение производственной деятельности членов картеля.
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно, но картель редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, так как вынужден учитывать мнение продавцов, не входящих в картель. Кроме того, участники картеля испытывают искушение обмануть друг друга, снизив цены или энергично рекламируя свою продукцию, что создает условия для захвата части рынка. Из-за этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и редко встречаются на рынке. Кроме того, законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными способами.
Классическим примером формирования и существования картельного соглашения до сих пор является, например, Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК).
Таким образом основным отличием между совершенной конкуренцией и олигополистической конкуренцией являются особенности изменения цен. Если на конкурентном рынке цены постоянно меняются в зависимости от изменений спроса и предложения, то при олигополии цены изменяются не так часто, как правило, через определенные промежутки времени и в небольшом количестве. Эта «неподвижность» цен обычно наблюдается, когда производители сталкиваются с циклическими и сезонными изменениями спроса. Такие колебания спроса заранее учитываются олигополистами, и последние стараются не менять цену товара, а реагируют на изменение спроса, увеличивая или уменьшая объем произведенного товара. Как правило, для производителя выгодно в случае изменения спроса изменять объем производства, а не цену.
Глава 2. Роль конкуренции в рыночной экономике
2.1 Роль конкуренции на рынке
Ключевая роль конкуренции для функционирования рыночной экономики была обобщена еще в XVIII в. А. Смитом, американским ученым, одним из родоначальников современной экономики, в его знаменитом принципе «невидимой руки рынка».
А. Смит обратил внимание на разницу между личными желаниями бизнесменов и результатами их деятельности, которые не всегда зависят от личных желаний.
Так, каждый капиталист стремится только к собственной выгоде, но обстоятельства всякий раз поворачиваются так, что, преследуя собственный интерес, он одновременно реализует и интересы всего общества. Зачастую делает это более эффективно и добросовестно, чем если бы специально ставил перед собой такие цели.
Рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка. С содержательной стороны она, включает ряд важных для понимания моментов:
- взаимодействие непосредственно в условиях рынка;
- борьба за ограниченный спрос (в условиях же неограниченного спроса фирмы скорее будут сотрудничать);
- развитие только на доступных сегментах рынка.
Интенсивность конкуренции резко различается на разных рынках. В одних отраслях почти все компании получают высокие прибыли, для других же типичны убытки, и лишь отдельные фирмы оказываются способны избежать их.
Соответственно, в благополучных отраслях конкуренция носит относительно мягкий характер.
Напротив, в неблагополучных отраслях идет ожесточенная борьба, нацеленная на полное вытеснение конкурентов с рынка, поскольку для каждой из фирм победа над соперниками - это вопрос получения прибыли или банкротства.
Американский экономист М. Портер объединил силы, определяющие конкурентный климат в отрасли, в следующие группы:
- угроза появления новых конкурентов, которая снижает общий потенциал прибыльности отрасли, поскольку новые фирмы приносят в отрасль дополнительные производственные мощности, что способствует росту предложения и понижению цен, пытаясь также отвоевать долю рынка у старых компаний, тем самым, ужесточая конкуренцию.
- наличие товаров-заменителей (или услуг-заменителей) ограничивает цену, которую могут запросить действующие в отрасли фирмы за свою продукцию (при попытках завысить цены потребители переключаются на закупку товаров-заменителей, вызывая в отрасли трудности реализации, понижение цен и падение производства).
- покупатели или поставщики, торгуясь, навязывают фирмам отрасли невыгодные условия сделок, тем самым, снижая их прибыль.
Все выше перечисленные внешние воздействия накладываются в отрасли на внутреннюю конкуренцию, степень остроты которой также влияет на положение фирм. Так, при острой конкуренции компаниям приходится нести большие затраты на рекламу и маркетинг, вкладывать крупные суммы в обновление производственных мощностей и научные исследования. Кроме того, стараясь вытеснить конкурентов, фирмы снижают цены, в связи, с чем прибыль «утекает» к потребителям, вместо того чтобы остаться в отрасли.
От того насколько сильны все эти угрозы в каждом конкретном случае, зависит общая конкурентная ситуация в отрасли.
Способы и методы, применяемые продавцами для привлечения покупателей, называются конкурентными преимуществами.
Именно конкурентные преимущества, как следствие борьбы с конкуренцией, оказывают влияние на экономику и приводят к следующим результатам:
- снижение цены на рынке;
- увеличение ассортимента;
- повышение качества продукции;
- НТП;
- развитие экономики;
- развитие рекламы и маркетинга.
Проводя анализ ситуации на конкретном рынке, удобно опираться на различные конкурентные структуры:
- чистая (совершенная) конкуренция;
- олигополия;
- монополистическая (несовершенная) конкуренция;
- чистая монополия.
2.2 Конкуренция на рынке совершенной конкуренции
Модель чистой конкуренции характеризуется присутствием на рынке большой группы продавцов, противостоящей большой группе покупателей, причем ни одна из этих групп не обладает достаточной силой, чтобы повлиять на цены. Товары имеют четко определенные характеристики, полностью взаимозаменяемы и продаются по ценам, которые определяются только соотношением между спросом и предложением. Продавцы на таком рынке не обладают никакой рыночной силой (возможностью изменения цены, на свой товар по сравнению с ценой приоритетного конкурента) и их поведение не зависит от действий других продавцов. Ситуация такого типа встречается на промышленных рынках унифицированных товаров и недифференцированных товаров типа сырьевых, пищевых продуктов, металлов. Рынки последнего типа обычно являются организованными, как, например, Лондонская биржа металлов или различные биржи сырьевых товаров.
В краткосрочной перспективе для фирмы важно отслеживать объемы производства у конкурентов и появление новых конкурентов, что позволит предвидеть динамику цены.
В долгосрочной перспективе интерес фирмы, в том, сделать свои товары более уникальными, уменьшая тем самым степень их «заменяемости».
Такого результата можно добиться, например, строго контролируя качество, укрепляя имидж марки.
Олигополия - это ситуация, когда число конкурентов мало или несколько фирм доминируют на рынке, создавая сильную взаимозависимость. На подобных рынках с высокой концентрацией каждая фирма хорошо знакома с действующими силами, и маневры любого конкурента ощущаются остальными фирмами. Результат стратегического маневра сильно зависит от того, будут ли на него реагировать конкуренты. Сила реактивной позиции измеряется эластичностью реакции фирмы на действия конкурентов. При этом снижение цены, предпринятое одной фирмой, приводит к увеличению ее доли на рынке. Конкуренты тоже идут либо на снижение цены, либо на повышение качества товара.
2.4 Монополистическая конкуренция
Монополистическая, или несовершенная, конкуренция занимает среднее положение между чистой конкуренцией и монополией. Конкуренты многочисленны, и их силы уравновешены. Однако их товары дифференцированы, т.е. с точки зрения покупателя они обладают отличительными качествами, которые воспринимаются всем рынком в качестве таковых. Дифференциация может принимать разные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сбытовая сеть, сила торговой марки и т.д. Таким образом, монополистическая конкуренция проистекает из стратегии дифференциации, основанной на внешнем конкурентном преимуществе.
Монопольная конкуренция, как и чистая, представляет предельный случай. На рынке доминирует единственный изготовитель, который противостоит большому числу покупателей. Как следствие, его товар на протяжении короткого времени не имеет в своей категории прямых конкурентов. Это монополия новатора. Подобная ситуация наблюдается в фазе жизненного цикла, соответствующей введению товара на рынок, в зарождающихся секторах, характеризующихся технологическими инновациями.
Глава 3. Роль конкуренции в экономике России
Защита и поддержка конкуренции гарантированы Конституцией Российской Федерации, что подтверждено в дальнейшем несколькими нормативными документами, в частности, Федеральным законом «О защите конкуренции».
Конкуренция позволяет достичь максимального благосостояния общества. В условиях конкуренции ресурсы используются наиболее эффективно, а неэффективные производители вытесняются с рынка.
Благоприятная конкурентная среда чрезвычайно высоко оценивается предпринимательским сообществом.
По мнению российских предпринимателей, «поддержание благоприятной конкурентной среды» является второй по значимости задачей государства в экономике, уступающей по своей важности лишь такой фундаментальной обязанности власти, как «формирование законодательных условий деятельности бизнеса, обеспечение их безусловного и справедливого применения».
В начале 2000-х гг. в Российской Федерации удалось достигнуть финансовой стабилизации. Прекратилось снижение темпов обменного курса национальной валюты и произошло резкое уменьшение инфляции. Важно, что это было осуществлено в условиях экономического роста, значительного повышения доходов населения, отсутствия наращивания внешних займов и дефицита бюджета.