Файл: Сущность конкуренции и её роль в рыночной экономике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- неценовая конкуренция предполагает предложение товаров более высокого качества, чем у конкурентов — за счет использования рекламных носителей и различных методов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности:

- внутриотраслевая конкуренция подразумевает борьбу между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия сбыта, а за производство — за большую прибыль;

- межотраслевая конкуренция предполагает борьбу предпринимателей из разных отраслей и включает в себя более выгодные инвестиции и перераспределение прибыли.

По степени свободы:

- совершенная конкуренция — также называемая чистой конкуренцией, это означает независимость от любых проявлений регулирования: свободное ценообразование, свободный доступ к факторам производства: ни один из участников рынка не оказывает решающего влияния на условия продажи товаров;

- несовершенная (монополистическая) конкуренция — когда любой из участников рынка имеет возможность влиять на условия продажи товара, она имеет следующие формы: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.


Механизмы конкуренции.

Идеальная конкуренция.

Совершенная (чистая) конкуренция — это состояние рынка, на котором существует большое количество покупателей и продавцов, каждый из которых занимает относительно незначительную долю рынка и не может диктовать условия продажи или покупки товаров. Предполагается наличие необходимой и доступной информации о ценах, их динамике, продавцах и покупателях не только в этом месте, но и в других регионах. Рынок совершенной конкуренции подразумевает отсутствие власти производителя над рынком: ценообразование определяется не самим производителем, а посредством функции спроса и предложения.

Особенности совершенной конкуренции не в полной мере присущи ни одной отрасли — они могут только приблизиться к модели.

Модель чистой конкуренции имеет следующие характеристики: многие продавцы и покупатели определенного товара; производители продают один и тот же товар — товары одного производителя неотличимы от товаров другого производителя; ресурсы мобильны — есть свободный доступ и выход из производства при производстве определенного продукта. Идеальной модели чистой конкуренции в действительности не существует, хотя сельскохозяйственные продукты, такие как зерно, близки к этому типу рынка.

Совершенная конкуренция также подразделяется на: внутриотраслевую конкуренцию (между производителями одной и той же продукции) — ведущую к научно-техническому прогрессу, снижению себестоимости продукции и стоимости товаров; межотраслевая конкуренция (среди производителей различной продукции) — позволяет найти сферу более выгодных инвестиций.


У совершенной конкуренции есть определенные требования, такие как: отсутствие барьеров входа и выхода в конкретной отрасли; отсутствие государственных монополий; лицензирование отдельных видов деятельности; отсутствие ограничений или запретов на доступ к ресурсам, необходимым для производства товаров; и т.п.

К положительным аспектам чистой конкуренции относятся: стабилизация цен на товары; адаптация к спросу; снижение себестоимости продукции; высокое качество товара; развитие научно-технического прогресса.

К негативным аспектам относятся: рискованность производственных процессов; неблагоприятное воздействие на окружающую среду; разорение многих участников рыночной борьбы; аварийная эксплуатация ресурсов.

При совершенной конкуренции существуют недостатки рынка, такие как: вытеснение монополиями и олигополиями; не умение распространяться для производства общественных благ; стандартизирует и унифицирует товары, не отвечающие требованиям современного потребителя; в конечном итоге низкая экономическая прибыль как основной источник научно-технического прогресса.

В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цен существует своего рода «внешний предел», при котором производители входят или выходят из этой отрасли. Рост цен способствует появлению новых фирм и сохранению старых. При более низких ценах производители с высокими затратами становятся убыточными и уходят из отрасли.

Создание идеальной модели для совершенной конкуренции — слишком сложный процесс.

Чистая монополия.

Чистая монополия — это когда один продавец сталкивается со многими покупателями: обладатель исключительного права на свой товар. По отношению к экономике — исключительное право на производство, покупку, продажу, относящееся к одному лицу, группе лиц или государству. Он рождается на основе высокой концентрации и централизма капитала и производства. Цель состоит в том, чтобы извлечь сверхвысокие прибыли. Это обеспечивается установлением монопольно высоких или монопольно низких цен. Подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, приводит к росту цен и дисбалансов.

Монополия — это полное доминирование в экономике единственного производителя. Такое доминирование обеспечивает производителя-монополиста, исключительное право распоряжаться ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом.

Монополия может возникнуть как продукт естественного или искусственного монополизма. Владельцами естественной монополии являются частные владельцы и коммерческие организации, объединяющие редкие и трудно восстанавливаемые элементы производства. Искусственные монополии — это объединения, созданные для получения монопольных выгод: они проявляются в форме различных монополистических отношений.


В связи с высокой концентрацией производства, возникновение различных организационных типов монополий, таких как:

  1. Картель — самая простая форма монополии. В отличие от других форм монополии, он поддерживает независимость финансового производства. Он работает в той же отрасли. Функционирование рыночных отношений затруднено. На него распространяются антимонопольные законы.
  2. Синдикаты — организационная форма монопольного объединения, при котором компании, входящие в него, теряют коммерческую жизнеспособность, но сохраняют юридическую и промышленную свободу действий. В синдикате продажи товаров происходят централизованно.
  3. Траст — это монопольное объединение, в котором входящие в него предприятия теряют коммерческую и промышленную независимость. Единый центр обеспечивает полное управление трастом.
  4. Концерн — организованная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под финансовым контролем и единым управлением. Как обычно, в состав концерна, помимо производственных, торговых и транспортных предприятий, входят банки или другие организации (кредитные учреждения, пенсионные фонды). Члены концерна формально независимы, в то же время контролируются и управляются единым центром компании.
  5. Бассейн — распределен в области использования проекта. Члены пула заключают выгодные соглашения о передаче патентов и лицензий для всех. Распределение доходов происходит в соответствии с квотой, определенной при входе в пул.
  6. Холдинг — акционерное общество, владеющее контрольным пакетом акций одного или группы акционерных обществ по управлению и контролю над ними. Захватив контрольный пакет акций, холдинг покоряет формально свободные компании.
  7. Патенты, авторские права, товарные знаки — документ, выданный уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения и исключительное право владельца патента на использование изобретения. Действительно в течение срока, установленного законом.

Условия монопольной модели: единственный продавец, отсутствие аналогичных товаров, диктованная цена.

В случае регулируемой монополии государство позволяет компании устанавливать цены, гарантирующие справедливый доход, который позволит производителю поддерживать производство и, при необходимости, расширять его.

При нерегулируемой монополии продавец может установить любую цену, которую может выдержать только рынок.

Рынок испытывает негативные последствия от монополий, такие как: снижение конкурентоспособности; замедление научно-технического прогресса; необоснованное повышение цен; увеличение себестоимости продукции; падение экономической эффективности.


Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне является передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также некоторые отрасли связи, а на региональном уровне — коммунальные услуги, включая тепло, канализацию, воду; такие отрасли либо регулируют, либо находятся в государственной собственности. Но следует отметить, что во многих странах в последние годы объем и объем государственного регулирования значительно сократились из-за технологических инноваций и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Монополии, как правило, используют свою рыночную власть в ущерб потребителям и потенциальным конкурентам. Из этого можно сделать вывод — только уменьшив количество монопольных производителей, можно ослабить их негативное влияние на рынок.

Во всех развитых странах мира существует антимонопольное законодательство, ограничивающее деятельность монополий и их объединений.
 

Монополистическая конкуренция

Чистая монополия и совершенная конкуренция — два крайних случая структуры рынка. Оба крайне редки. Монополистическая конкуренция является промежуточной и более реальной. В этом случае производители, хотя и сталкиваются с конкуренцией со стороны других производителей, имеют некоторую власть над ценами на свои товары. Для этой структуры рынка характерна дифференциация товаров: многие фирмы предлагают похожие, но не идентичные товары.

Монополистическая конкуренция — это когда многие продавцы конкурируют, чтобы продавать различные товары на рынке, где могут появиться новые продавцы. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, которые совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Ценовой диапазон обусловлен способностью продавцов предлагать покупателям разные варианты товаров — характеризуются качеством, свойствами, дизайном. Покупатели замечают разницу в продукте и готовы платить за него другую цену.

Чтобы выделяться чем-то отличным от цены, производители стремятся выполнить различные предложения для различных потребительских сегментов и широко используют практику присвоения торговых марок товарам, рекламе и методам личной продажи.

Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда многие производители продают аналогичные продукты, но придают продукту реальные или воображаемые уникальные качества. Это наиболее распространенный тип рынка, близкий к чистой конкуренции.

 


Характерные черты монополистической конкуренции:

  1. Существует большое количество продавцов, каждый из которых обеспечивает товары лишь небольшой долей рыночного спроса на общий вид продаваемых товаров.
  2. Товары каждого производителя могут быть несовершенным заменителем товаров, поставляемых другими производителями. Продукт каждого продавца обладает исключительными характеристиками, свойствами и качествами, которые влияют на предпочтение некоторых покупателей данного конкретного продукта, а не конкурирующих производителей.
  3. При установлении цен на свои товары производители не учитывают реакцию своих конкурентов. Эта особенность обусловлена ​​большим количеством продавцов на рынке с монополистической конкуренцией. Если один продавец снижает стоимость товара, то возможно, что увеличение продаж будет происходить не за счет одного производителя, а за счет многих. Маловероятно, что какой-либо отдельный производитель понесет значительные потери из-за снижения цены продукта какого-либо одного производителя. А это значит, что у конкурентов нет оснований реагировать на это изменение, поскольку решение одного производителя не влечет за собой последствий для изменения их прибыли.
  4. На рынке с монополистической конкуренцией существуют условия для свободного входа и выхода: легко войти на рынок и легко покинуть его. Но выход на рынок не так прост, как при совершенной конкуренции, из-за того, что новые продавцы испытывают трудности со своими новыми брендами и услугами для покупателей. Из этого можно сделать вывод, что существующие производители могут сохранить свое преимущество перед новыми продавцами.

Неценовая конкуренция — главное качество монополистической конкуренции. Особое значение в этом имеет реклама.

Монополистическая конкуренция подобна чистой монополии: отдельные производители имеют возможность контролировать цену своих товаров. Это также выглядит как чистая конкуренция: товар продается многими продавцами, и есть свободный вход и выход.

Монополистическая конкуренция присуща существующим рынкам. Помогает потребителям наиболее полно удовлетворить их потребности и желания, активизирует производство и торговлю.

Олигополия.

Олигополия — это рынок, где в каждом секторе экономики преобладает не один, а несколько производителей. Другими словами, при олигополистической конкуренции производителей больше, чем в условиях монополии, но гораздо меньше, чем в условиях совершенной конкуренции.