Файл: Коммерческие риски в современной торговле и пути их решения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Риск в хозяйственной деятельности — явление обычное. Риск, неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка, являясь неотделимой частью политической, экономической, социальной жизни общества. Это могут быть стихийные бедствия, неблагоприятное стечение обстоятельств, просчеты покупателей и продавцов, нарушение обязательств со стороны других участников хозяйственной деятельности, изменение цен, налогов, платежей, политической ситуации и др. В той или иной степени, эти причины всегда имеют место, поэтому неопределенность будущей экономической ситуации делает риск неизбежным. Характерные особенности риска — неожиданность, неопределенность, неуверенность, предположение, что успех придет.

В связи с этим, предметом исследования являются коммерческие риски в торговой деятельности. Объектом исследования в работе выступает общество с ограниченной ответственностью «Элефант Сервис», предметом деятельности которого является обслуживание и ремонт автотранспортных средств, аренда автомобильного транспорта и оборудования, торговля автомобильными деталями и принадлежностями, прочие виды деятельности.

Цель курсовой работы: является изучение теоретических основ управления рисками в коммерческой деятельности и анализ рисков торговой деятельности исследуемой организации.

Для достижения поставленной цели необходимо:

  1. Рассмотреть сущность коммерческих рисков.
  2. Рассмотреть классификацию и факторы, влияющие на уровень риска.
  3. Рассмотреть методы управления рисками.
  4. Провести анализ коммерческих рисков на примере ООО «Элефант Сервис».

Для достижения поставленной цели был использован метод теоретического анализа, с целью всестороннего изучения состояния рассматриваемой проблемы, выявления степени разработанности вопроса, определения круга проблем и путей их решения.

Глава 1. Теоретические основы коммерческих рисков


Понятие коммерческих рисков и их классификация в торговой деятельности

С точки зрения современной экономической науки риском является вероятное событие, в результате наступления которого могут произойти только нейтральные или отрицательные последствия. Риск является неотъемлемым элементом жизни общества. Он неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности людей.

В настоящее время организация – это один из основных объектов, подверженных рискам и, следовательно, заинтересованных в управлении ими с целью расширить и улучшить её перспективы.[1] Сейчас ни одна коммерческая операция не может быть осуществлена с заведомо гарантированным успехом.

Риск – многогранное явление. Можно выделить большое количество критериев классификации рисков. Общепринятой системы их классификации пока не существует, поэтому для разных задач и областей деятельности используют свои существенные признаки деления на виды, группы, классы.

Организация может являться как объектом риска, так и источником риска для других объектов, поскольку она может действовать независимо, исходя из собственных интересов. Ведь любая организация является социальной системой, которая действует в рамках более крупной социальной системы, например, государства, где она зарегистрирована.[2] Также в пример можно привести производственную фирму, которая одновременно может быть участником рынка сбыта в качестве производителя и продавца, рынка сырья в качестве покупателя, участником системы социальной защиты в качестве плательщика взносов, одним из предприятий конкретной отрасли и так далее. Решения всех социальных систем более высокого уровня для субъекта могут стать причиной реализации тех или иных рисков.

Сам по себе коммерческий риск возникает в процессе купли-продажи, а также при осуществлении коммерческих и технологических операций на уровне торгового предприятия.[3] Следовательно, коммерческий риск возникает в результате рискованной коммерческой сделки, действий конкурентов или контрагентов, по вине собственных работников.

В настоящее время при развитии электронной коммерции возникают специфические коммерческие риски. Они связаны с информационным обеспечением коммерческой деятельности и включают в себя: внешние факторы (вирусы и вредоносные программы; хакерские атаки; мошенничества; спам; угроза завладения интеллектуальной собственностью правообладателя) и внутренние угрозы (кража информации; саботаж; недостаточный профессионализм или халатность сотрудников).


Также необходимо представить классификацию коммерческих рисков (Рис. 1).

Коммерческие риски

По этапу товаропродвижения

По степени риска

По сфере возникновения

По причине возникновения

По вероятности потери для организации

По возможности страхования

По степени правомерности

Рисунок 1. Классификация коммерческих рисков в организации

Таким образом, все многообразие рисков в сфере товарного обращения подразделяется на данные группы. Анализ рисков на предприятии приводит к упорядочению его деятельности по предотвращению или уменьшению неблагоприятных воздействий.

Воздействие факторов рыночной среды на уровень коммерческих рисков

Для поддержания устойчивой работы организации необходимо заниматься не только анализом прогнозируемых и всплывающих рисков, но и выявлять факторы их возникновения. Так, говоря об организациях, основная среда, которую стоит рассмотреть – рынок, а именно, рыночная среда.

Рассмотрим влияние факторов рыночного равновесия на изменение коммерческого риска.

Известно, что в любой экономической модели равновесие отражает такой баланс сил, что переменные, описываемые ею, не увеличиваются и не уменьшаются относительно абсолютных величин либо их пропорций. Экономическая модель спроса и предложения нацелена на то, чтобы объяснить соотношение цены и количества товаров, обмениваемых на рынке за определенный период.[4] Рыночное равновесие в этой модели существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Соответственно, отразим данную модель в Приложении 1. Взаимосвязь рыночного равновесия и коммерческого риска.

Становится понятно, что в зону повышенного риска предприниматель войдет, если повысит цену выше равновесной точки (точка А), так как в этом случае объем спроса не достигнет уровня предложения (QD < QS). В таком случае разница между объемом спроса и объемом предложения называется избыточным предложением при данной цене.

В зоне отсутствия риска, риск реализации товара хотя и минимален, но с увеличением цены прибыль производителя будет выше, пока на товар находится покупатель, поэтому оптимальным риск и будет в точке рыночного равновесия.[5] Это связано с тем, что конкурирующие покупатели, будучи не в состоянии получить потребное им количество товара по данной цене, начинают предлагать более высокие цены до тех пор, пока цена не достигнет своего равновесного уровня, поэтому обусловленное дефицитом снижение риска в условиях рыночных отношений непродолжительно.[6]


При увеличении спроса, например, из-за повышения дохода потребителей, равновесная точка переходит по кривой S вверх. Рыночная цена равновесия повышается, увеличивается зона отсутствия риска и уменьшается зона повышенного риска. Падение спроса на товар увеличивает уровень коммерческого риска и уменьшает объем предложений, низкая равновесная цена требует более эффективной работы компании, ибо повышается вероятность низкорентабельной работы или их банкротства.[7]

В Таблице 1 сведем полученную информацию о том, как рыночная цена и уровень риска будут меняться при наличии дефицита или избытка.

Таблица 1

Зависимость уровня коммерческого риска от рыночного равновесия

Рыночная ситуация

Соотношение между объемом спроса и объемом предложения

Рыночная цена

Уровень риска

Равновесие

qD=qS

Равновесная

Оптимальный

Дефицит

qD>qS

Повышается

Минимальный

Избыток

qD<qS

Понижается

Максимальный

Таким образом становится понятно, насколько коммерческие риски напрямую зависят от сложившейся экономической ситуации на рынке товаров и услуг.

Методы управления коммерческими рисками в организациях

Методы управления коммерческими рисками торговой организации весьма многообразны, поскольку зависят от профиля деятельности организации, а также внешних и внутренних факторов и личностных качеств тех, кто принимает решение.[8]

Представим основные методы управления коммерческими рисками торговой организации в Приложении 2. Основные методы управления коммерческими рисками торговой организации.

Наиболее простое и приемлемое направление нейтрализации рисков заключается в том, что коммерческая организация может отказаться в процессе ведения хозяйственной деятельности от совершения финансовых операций, связанных с высоким риском, уклониться от риска.[9] В таких случаях не всегда получают те результаты, которые могли быть достигнуты, но зато это позволяет полностью избежать потенциальных потерь. Но, к сожалению, это не всегда возможно. Решения об уклонении от определенных рисков может быть принято как на предварительной стадии принятия решения, так и в дальнейшем. Но чаще всего это происходит все-таки на предварительной стадии, так как отказ от продолжения коммерческой деятельности может привести к большим финансовым и другим потерям. Поэтому уклонение от риска используют при следующих условиях:


  • если уклонение от одного вида риска не влечет за собой возникновение других видов рисков;
  • если уровень риска намного выше уровня возможных доходов коммерческой сделки;
  • если финансовые потери по данному виду риска торговое предприятие не имеет возможности возместить за счет собственных финансовых средств из-за больших размеров.

Однако не от всех видов коммерческих рисков торговое предприятие может уклониться, в большей части оно сознательно идет на риск и занимается коммерческой деятельностью. Одни виды рисков принимаются как неизбежные, другие риски принимаются потому, что несут в себе возможность прибыли.

Политика избегания риска состоит в разработке таких мероприятий, которые позволяют полностью исключить конкретный вид хозяйственного риска. В основном это достигается путем отказа от осуществления таких хозяйственных операций, уровень риска которых чрезмерно высок.[10] Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как, избегая рисков, предприятие одновременно теряет возможность получить достаточно высокую прибыль.

Политика принятия риска означает желание и возможность покрытия риска за счет собственных средств. Такая политика уместна при стабильном финансовом состоянии предприятия, желании расширить деятельность, однако может привести к большим неоправданным потерям.

Политика снижения риска предполагает уменьшение вероятности и объема потерь.[11] Существуют методы и приемы, с помощью которых можно снизить риск коммерческой деятельности. Наиболее опасные по своим последствиям коммерческие риски подлежат нейтрализации путем страхования.

Также одним из методов снижения коммерческих рисков является диверсификация - процесс распределения средств между различными объектами, непосредственно не связанными между собой. Это позволяет снизить риск, так как трудно предположить, что рисковая ситуация возникнет одновременно на всех объектах.

Лимитирование предполагает установление системы ограничений на величину сделки.[12] Это может быть ограничение на максимальный объем сделки с одним партнером, максимальный размер товарного запаса, максимальный размер кредита, предоставляемого одному покупателю, максимальный размер вклада в одном банке и т.д.[13] Любое снижение риска имеет свою цену. Это так называемая плата за снижение риска.