Файл: Состав, структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации..pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Конституционный Суд РФ: история становления и правовое регулирование деятельности
Правовой статус Конституционного Суда РФ
2. Понятие и функции Конституционного Суда РФ
Структура и организация деятельности
Полномочия Конституционного суда РФ
Состав, порядок образования, срок полномочий, прекращение полномочий судей Конституционного Суда РФ
Судья Конституционного Суда РФ несменяем. Полномочия судьи Конституционного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности судьи Конституционного Суда РФ – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ считается вступившим в должность с момента принятия им присяги.
Судья Конституционного Суда РФ неприкосновенен. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия Конституционного Суда РФ, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено законом для обеспечения безопасности других людей.
Каждый судья Конституционного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным на должность судьи Конституционного Суда РФ считается лицо, получившее при голосовании большинство от общего числа членов (депутатов) Совета Федерации.
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть приостановлены в случаях, если: было дано согласие Конституционного Суда РФ на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности.
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ прекращаются ввиду:
- нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией и федеральным конституционным законом;
- достижения судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;
- личного письменного заявления судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;
- утраты судьей гражданства Российской Федерации;
- вынесенного в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;
- совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи;
- продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, не совместимых с его должностью;
- неучастия судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонения его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин;
- признания судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
- признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
- объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу;
- смерти судьи.
Полномочия судьи Конституционного Суда РФ могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. Прекращение полномочий судьи Конституционного Суда РФ осуществляется по решению Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации, и является официальным уведомлением об открытии вакансии.
Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ.
В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда РФ не могут входить в состав одной и той же палаты.
Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем три года подряд. Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.
Заключение
В данной работе нам, чтобы достигнуть основной цели – изучить правовой анализ деятельности и проблемы Конституционного Суда РФ – необходимо было решить следующие задачи:
а) дать понятие Конституционного Суда;
б) рассмотреть его функции;
в) выделить структуру;
г) проанализировать правовые позиции;
д) определить полномочия Конституционного Суда;
В завершении курсовой работы можно сделать следующие выводы: Конституционный суд — относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного надзора, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов) вправе отменить неконституционный закон или иное правовое положение.
Конституционный Суд РФ обладает широкими полномочиями, реализация которых призвана обеспечивать в стране режим конституционной законности, от уровня которой зависит действенность защиты граждан, государства и общества в целом.
Конституционное судопроизводство имеет ряд особенностей.
Во-первых, Конституционный Суд занимается установкой фактических обстоятельств дела только в той мере, в какой они могут повлиять на оценку конституционности оспариваемого закона или отдельных его положений.
Поэтому задача адвоката сводится в этом вопросе к приведению убедительной правовой и научной аргументации своей позиции, к попыткам помочь суду найти оптимальное научно обоснованное решение.
В Конституционном Суде очень ограничены возможности выбора тактики отстаивания интересов клиента.
Публичность, яркость выступления не оказывают здесь такого влияния, как в обычных судах. Необходимо уметь моделировать ситуацию и находить решение, строго обоснованное законом.
Во-вторых, конституционный процесс, в отличие от других видов процессов, достаточно скоротечен. Всего одна инстанция. Решения Конституционного Суда окончательны и не подлежат обжалованию и опротестованию. И поэтому адвокат лишен возможности оставить на будущее какие-то доводы или впоследствии их чем-то дополнить. Их необходимо изложить Суду сразу - иначе можно не изложить совсем.
В-третьих, у Конституционного Суда нет прописанной процедуры исполнения его решений, т.е. отсутствует механизм принуждения государственных органов и их должностных лиц к выполнению данных решений, если они добровольно ему не подчиняются. Нередки случаи повторных обращений в Конституционный Суд по одному и тому же вопросу, т.к. первое решение никем не было выполнено. Зачастую положительное решение Конституционного Суда означает новое разбирательство, в основном судебное, того дела, по которому был применен нормативный акт, признанный неконституционным.
В-четвертых, защита конституционных прав и свобод в конституционном процессе реализуется не только через отстаивания прав конкретного человека, а в форме защиты прав и свобод всех лиц, по отношению к которым может быть применен оспариваемый правовой акт, т.е. всегда защищаются публичные интересы.
Только при соблюдении этих принципов будет оправданно существование презумпции их истинности, которая должна означать, что вступившее в силу решение Конституционного Суда считается истинным до тех пор, пока оно не отменено этим судом в порядке, установленном Федеральным конституционным законом.
Список использованной литературы
1.Нормативно правовые акты и иные официальные документы
1. Указ Президента РФ от 22 ноября 1994 г. № 2100 «О мерах по реализации Концепции судебной реформы в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 ноября 1994 г. № 31 - С. 3253.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации»
3. Решения Конституционного Суда РФ как образец юридической гармонии (Н. Чепурнова, «Российская юстиция», № 10, октябрь 2001 г.)
4. Институт разъяснения решения Конституционного Суда (В. Лушников, «эж-ЮРИСТ», № 17, апрель 2005 г.).
5. Определения как вид решений Конституционного Суда Российской Федерации (В.А. Витушкин, «Журнал российского права», № 3, март 2005 г.)
2.Научная и ученая литература
6. Абросимова Е.Б. Судебная власть в Российской Федерации: система и принципы – М. Инс-т права и публ. Политики, 2005. С.19.
7. Баглай М.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. 5-е изд. – М., Норма, 2006. С. 654.
8. Барри Д. Конституционный Суд глазами американского юриста// государство и право. 1993.N 10. С. 77-79.
9. Боброва В. Развитие законодательства о конституционных (уставных) судах // Российская юстиция - 2002 - N 1.
10. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие как фактор модернизации российской государственности // Журнал российского права - 2005. - № 11
11. Брежнев О.В. Проблемы законодательного обеспечения исполнения решений конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации // Законодательство - 2006 - N 4.
12. Гаджиев Г.А. Кряжков В.А. Конституционная юстиция в Российской Федерации// Государство и право. 1993. N7. С.3.
13. Государственное управление: основы теории и организации: учебник. / Под ред. В.А. Козбаненко. – М.: Статус, 2006.С.158.
14. Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М. Издательство БЕК, 1995. С. 158-170.
15. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - ОАО «Издательский дом «Городец»; «Формула права», 2003.
16. Лушников В. Особенности конституционного судопроизводства // Эж-ЮРИСТ - 2004 - № 49.
17. Лыгин Н.Я. К вопросу о реализации конституционной законности в правоприменительной практике судов и органов государственной власти, В.Н. Ткачев // Законодательство - 2006 - N 7, 8.
-
Гудков Л. Российская судебная система в мнениях общества / Л.Гудков, Б.Дубин, Н.Зоркая // Вестник обществ. мнения. - 2010. - N 4. - С.7-43. ↑
-
Мазуров А.В. Комментарий к Федеральному Конституционному Закону «О Конституционном Суде Российской Федерации» - М., «ЮрИНФОРМ», 2014. С. 19 ↑
-
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447. ↑
-
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014)// "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447. ↑