Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 36
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические подходы к исследованию управления научных школ менеджмента Школы менеджмента
Становление научной школы менеджмента
2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Краткая характеристика организации ООО «СПСР-Экспресс»
2.2 Анализ внешней среды организации
2.3 Анализ внутренней среды: социально-психологического климата в организации
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф.У.Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение.
Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У.Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации.
Цель данной работы – исследования научных школ менеджмента.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть школы менеджмента;
- рассмотреть историю становления научной школы менеджмента;
- рассмотреть аспекты влияния научной школы менеджмента на теорию управления;
- проанализировать деятельность организации ООО «СПСР-Экспресс»;
- дать общую характеристику организации;
- проанализировать деловую среду организации;
- обосновать выбор организационной структуры предприятия;
- провести анализ внешней и внутренней среды предприятия.
Основой информационной базы исследования явились: научная и учебная литература, труды отечественных и зарубежных ученых, а также данные отраслевой статистики и внутрифирменная документация, материалы авторских исследований.
Практическая значимость настоящей курсовой работы определяется возможностью применения результатов исследования в целях совершенствования деятельности организаций логистической отрасли.
Структурно работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников. В 1 главе данной работы рассматриваются теоретические аспекты управления научной школы менеджмента. Во второй главе проводится анализ деловой среды копании ООО «СПСР-Экспресс».
Теоретические подходы к исследованию управления научных школ менеджмента Школы менеджмента
В последнее время все чаще употребляется слово «менеджмент». Организуются кружки менеджмента, семинару по менеджменту, клубы менеджмента. Однако, многие люди до сих пор не до конца отдают себе отчет в том, что кроется за красивым словом «менеджмент».
Слова «менеджер» и «менеджмент» употреблялись и ранее в английском языке. Однако современное понимание этих слов пришло только во второй четверти двадцатого столетия. В современном понимании, менеджер – это человек, осуществляющий функции по руководству, организации, управлению процессами, основанные на современных научных методах.
В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.
Развитие индустриальной революции в 17-19 веках оказало значительное влияние на менеджмент. Именно в этот период появилась потребность в талантливых руководителях, способных привести фирму к успеху или, как минимум, спасти бизнес от банкротства.
В 19-20 веках был систематизирован накопленный опыт и знания в области управления, были сделаны первые попытки обобщения и написаны первые труды по менеджменту. Первые труды по менеджменты были посвящены основам управления финансово-хозяйственной деятельностью фирм. Это было ответом на расширяющиеся производства, массовый сбыт, возрастающие потребности населения.
Необходимость появления менеджмента определялась внедрением сложного, многопроцессного производства, а также разделением труда. Кроме того, стало ясно, что без упорядоченной системы управления, без эффективных методов управления, получение прибыли невозможно. Именно сложность управления корпорациями, акционерными обществами легла в основу развития науки менеджмента.
Впервые идея менеджмента как особой специализации, особой профессии была высказана», по-видимому, в 1866 г. американским бизнесменом Г. Тауном. Таун выступил на собрании американского общества инженеров механиков с докладом, в котором говорил о необходимости подготовки специалистов-управленцев.
При этом классическая школа менеджмента включала три разветвления:
- научный менеджмент;
- административный менеджмент;
- концепция бюрократических организаций.
Научный менеджмент отличался преподнесением менеджмента как производственного; рациональным объяснением производства (Ф.У. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт).
Административный менеджмент отличался определением таких функций, как координация, организация, планирование, контроль и командная цепочка (А. Файоль, М.П. Фоллет).
Концепция бюрократических организаций отличалась разделением должностных обязанностей и ответственности сотрудников фирмы, а также разделением собственности и управления (М. Вебер).
За период доминирования классического направления в менеджменте было решено много немаловажных задач менеджмента – была создана новая наука управления, в целом, повысилась эффективность управления.
В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко различаемые школы управленческой мысли:
1. Школа научного управления.
2. Административная или классическая школа.
3. Школа человеческих отношений.
4. Математическая школа управления.
Появление школы научного управления во многих исследованиях определяется теоретической и практической системой управления Ф.У. Тейлора (1856–1915).
Теория А. Смита положила начало всем ветвям политэкономии, а система Тейлора – всему последующему менеджменту. Известный ученый в области управления П. Дракер считал, что тейлоризм – это скала, на которой мы воздвигаем данную дисциплину. Наряду с Тейлором наиболее яркими представителями школы научного управления можно считать Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантта, К. Барта и др.
Создатели школы научного управления исходили из концепции, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения.
Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:
- Рациональная организация труда;
- Разработка формальной структуры организации;
- Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего.
Тем самым складывались основы формальной организации, происходило отделение управленческих функций от фактического выполнения работы. Тейлор утверждал, очевидно, что человек одного типа должен сначала составить план работы, а человек совершенно другого типа должен выполнить ее. Такой подход резко контрастировал со старой системой, когда рабочие сами планировали свою работу и выполняли планируемое.
Определяя меры по сотрудничеству управляющего и рабочего, представители школы научного управления отмечали необходимость систематического использования стимулирования работников с целью заинтересовать их в увеличении производительности труда и объемах производства.
Благодаря этой школе управление стало признаваться как область научных исследований, методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут эффективно использоваться в практическом достижении целей организации.
По мнению Тейлора, основной задачей менеджмента должно быть обеспечение наибольшего процветания предпринимателя вкупе с максимумом благосостояния каждого работника. В отличие от Тейлора, Г.Л. Гант (1861–1919) считал, что рабочие – основная переменная в достижении максимальной производительности труда и все остальные параметры должны приспосабливаться к ним. Другой идеей Гантта была система поощрительных премий для поддержки усилий человека.
Становление научной школы менеджмента
В основу современного менеджмента были положены следующие концепции:
- научное управление;
- административное управление;
- управление с позиции психологии и человеческих отношений;
- управление с позиции науки о поведении человека.
Все эти школы переплетается в одно целое и до сих пор эффективно применяются в менеджменте организаций.
Однако до 20 века никто не думал о том, что организациями можно управлять системно. С Середины 19 века и до 20-х годов 20 века вынашивалась эта идея. Мысль о том, что эффективное управление организацией может повысить её прибыльность зародилась в США.
Зарождение научной школы менеджмента считается заслугой Фредерика Тейлора. Вместе с другими основоположниками Ф. Тейлор занимался изучением средств и методов руководства.
Мысли об управлении и необходимости возникали у ученых и ранее, но были невостребованы. Так, например, Роберт Оуэн на своей фабрике внедрял эффективные методы стимуляции сотрудников к эффективному труду, они получали жалования выше всех фабрик в городе. Однако, его современники не готовы были последовать за его примером.
Именно в США в начале 20 века образовались огромные потоки рабочей силы, работающие на монопольные организации. Требовались рабочие во многих отраслях страны – транспорт, экономика, социальная среда. Появилась необходимость в эффективных управленцах.
Фредерик Уинслоу Тейлор родился 20 марта 1856 г. в американском городе Филадельфия в семье юриста. Предполагая пойти по стопам отца, он в 1872 г. поступил в Академию Филиппа Экзетера в Нью-Гемпшире, но, занимаясь по ночам, испортил себе зрение и в 1875 г. поступил на работу механиком в маленькую гидравлическую мастерскую в Филадельфии. Затем была работа в Мидвейльской сталелитейной компании в должности главного инженера. В 1863 г. закончил заочно технологический институт и получил диплом инженера-механика.
Работая на заводах сталелитейной компании, Тейлор начал внедрять то, что впоследствии вошло в его систему «научного менеджмента», ввел контроль за рациональным использованием трудозатрат, хронометраж. В 1903 г. вышла его книга «Цеховой менеджмент», в 1911 г. - «Принципы и методы научного менеджмента».
В 1911 году была опубликована книга Ф. Тейлора «Принципы научного управления». Эта книга положила начало исследованиям в области руководства.
Фредерик Тейлор в своих трудах доносил мысль, что труд необходимо изучать при помощи научных методов. Он систематизировал законы рационализации производства.
Нововведениями Ф. Тейлора являются методы мотивации, сдельная оплата труда, отдых и перерывы на производстве, хронометраж, нормирование, профессиональный отбор и обучение персонала, введение карточек с правилами выполнения работ.
Ф. Тейлор вместе со своими последователями доказали, что наблюдение и замеры, а также внедрение стандартизации позволяет существенно облегчить ручной труд и позволяет мотивировать более эффективных сотрудников повышенной заработной платой. Внедрение новых способов стимулирования позволяло повысить мотивацию рабочих и повысить эффективность труда.
Ф.Тейлор отделил руководящие функции от функций фактического труда. Он и его последователи считали, что руководством должны заниматься специально подготовленные и обученные люди, благодаря чему управление организацией становилось гораздо успешнее.
Школа научного менеджмента, созданная Ф. Тейлором применима к расширению производства, к его диверсификации. Его принципы своевременно пришли на замену устаревшим. К сторонникам школы принадлежали такие исследователи, как Ф. и Л. Гилберт, Г. Гантт, Вебер, Г. Эмерсон, Г. Форд, Г. Грант, О.А. Ерманский.