Файл: Управление бизнес-коммуникациями во внутрифирменной среде.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления бизнес-коммуникациями во внутрифирменной сфере
1.1 Сущность бизнес-коммуникаций
1.2. Управление внутрифирменными бизнес-коммуникациями
2. Оценка системы коммуникаций во внутрифирменной сфере в ООО «Эми»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Эми»
2.2. Оценка эффективности управления внутренними коммуникациями в ООО «Эми»
2.3 Разработка системы коммуникаций во внутрифирменной сфере в ООО «Эми»
По данным таблицы 1, можно сделать следующие выводы:
– к концу 2018 года объем реализации продукции значительно увеличился и составил 826680 руб., тогда как в 2017 году данный показатель составлял 518478 руб. Таким образом, объем реализации продукции в 2018 году увеличился на 308202 руб. или 59,4 %;
– валовая прибыль предприятия за 2018 год увеличилась на 22,39 % и в 2018 г. составила 282689 руб., что на 51991 тыс. рублей превышает ее размер в 2017 году;
– чистая прибыль в 2017 году составила 68054 руб., к 2018 году величина данного показателя увеличилась на 18379 руб. или 27,01 % и составила 86433 руб.
В головном офисе ООО «Эми» работает 54 человека. Структура управления представлена в Приложении 1.
Структура персонала ООО «Эми» по образованию выглядит следующим образом (таблица 2).
Таблица 2
Структура персонала ООО «Эми» по образованию
Образование |
Кол-во, чел. |
% от общего количества |
Высшее |
5 |
9,26 |
Незаконченное высшее |
14 |
25,93 |
Среднее специальное |
21 |
38,89 |
Полное общее |
12 |
22,22 |
Неполное общее |
2 |
3,70 |
Итого |
54 |
100 |
В структуре персонала преобладают лица со средним специальным образованием, а также с незаконченным высшим и полным общим образованием.
Структура персонала ООО «Эми» по стажу работы в организации выглядит следующим образом (табл. 3)
Таблица 3
Структура персонала ООО «Эми» по стажу работы в организации
Образование |
Кол-во, чел. |
% от общего количества |
Менее 1 года |
4 |
7,41 |
От 1 года до 3 лет |
26 |
48,15 |
От 3 лет до 7 лет |
12 |
22,22 |
Свыше 7 лет |
12 |
22,22 |
Итого |
54 |
100 |
В структуре персонала преобладают лица, проработавшие от 1 до 3 лет, доли лиц, проработавших от 3 года до 7 лет и свыше 7 лет равны и составляют около 1/7 части всего коллектива, что говорит об относительном постоянстве кадрового состава.
Структура персонала ООО «Эми» по возрастному признаку выглядит следующим образом (табл. 4)
Таблица 4
Структура персонала ООО «Эми» по возрасту
Образование |
Кол-во, чел. |
% от общего количества |
До 20 лет |
4 |
7,41 |
От 20 до 30 лет |
26 |
48,15 |
От 30 до 40 лет |
16 |
29,63 |
Свыше 40 лет |
8 |
14,81 |
Итого |
54 |
100 |
Таким образом, в структуре персонала ООО «Эми» преимущественно работают лица от 20 до 30 лет (около половины сотрудников), что говорит о сравнительно молодом коллективе. Следующей распространенной категорией являются лица в возрасте от 30 от 40 лет (около 30 % сотрудников), которые занимают, как правило, управленческие должности.
Лица, старше 40 лет составляют всего 14,81 % в общей возрастной структуре персонала. Наименьшую категорию составляют лица, моложе 20 лет – таковых всего 4 человека, что составляет 7,41 % от общей численности персонала.
По половому признаку структура ООО «Эми» распределена следующим образом – 12 женщин и 42 мужчин, то есть 77,78 % большинства приходится на мужскую часть коллектива.
Структура ООО «Эми» построена по принципу иерархичного распределения полномочий – директору подчиняются руководители отдела, которые также имеют в подчинении работников, фактически реализующих функции данного структурного подразделения. Основное достоинство линейно-функциональной структуры управления ООО «Эми» – это быстрое осуществление действий по принимаемым распоряжениям, которые даются «сверху вниз», и таким образом начинает быстрее действовать функция обратной связи.
В ООО «Эми» с линейно-функциональной структурой управления существуют линейные и функциональные связи. Линейные связи отражают движение управленческих решений, информационных данных между линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений.
Итак, ООО «Эми» является крупным торговым предприятием с положительными финансовыми результатами деятельности, развивающимся, с линейно-функциональной структурой управления.
2.2. Оценка эффективности управления внутренними коммуникациями в ООО «Эми»
Рассмотрим инструменты и каналы коммуникаций во внутрифирменной сфере, используемых в ООО «Эми» (табл. 5).
Таблица 5
Инструменты и каналы коммуникаций во внутрифирменной сфере, используемые в
ООО «Эми»
Виды коммуникаций |
Основные каналы |
Вспомогательные инструменты |
Каналы обратной связи |
Личное общение |
Информационные встречи, конференции, круглые столы, совещания, видеоконференции, планерки, рабочие группы, приемные часы |
Адаптационные курсы, тренинги, обучающие программы |
Личное общение не требует дополнительных каналов/ инструментов по получению обратной связи |
Электронные носители |
Корпоративный портал организации, электронная почта организации |
Электронные презентации, корпоративный фильм, видеоматериалы |
Форум на портале организации, опросы на портале организации, электронная почта организации |
Продолжение таблицы 5
Печатные и визуальные носители |
Информационные стенды, корпоративные издания, брошюры |
Внутренняя имиджевая реклама, знаки корпоративной принадлежности (сувенирная продукция, корпоративная атрибутика) |
Анкеты, ящики обратной связи, опросы на портале, электронная почта |
Корпоративные мероприятия |
Корпоративные праздники, спортивные мероприятия, конкурсы, акции |
Знаки корпоративной принадлежности |
Форум на портале, опрос на портале, анкеты |
Диагностику организационной культуры в ООО «Эми» проведем по известной методике Камерона и Куинна OCAI (методика представлена в Приложении 2).
Результат проведенного исследования приведем в табл. 6.
Таблица 6
Результат диагностики организационной культуры в ООО «Эми»
Тип организационной культуры |
Сегодняшняя организационная культура ООО «Эми» |
Предпочитаемая организационная культура ООО «Эми» |
А (Клан) |
19 |
31 |
В (Адхократия) |
11 |
14 |
С (Рынок) |
23 |
18 |
D (Бюрократия) |
34 |
16 |
Сотрудники ООО «Эми» существующую организационную культуру преимущественно оценивают как бюрократическую. Однако, результаты по предпочтительному образу организационной культуры ООО «Эми» преобладающими являются ценности клановой культуры: восприятие руководителя как справедливого, заботливого и одновременно требовательного руководителя; взаимовыручка между сотрудниками.
В среднем в ходе проведенного исследования мы получили следующие оценки, представленные на рис. 2, отражающем профиль организационной культуры в ООО «Эми».
Рис. 2. Профиль организационной культуры ООО «Эми»
Ценности клановой культуры включают социальную ориентацию на работу в команде, сопричастность, солидарность, адаптивность, поддержку, готовность к применению делегированных обязанностей, отсутствие стремления к агрессии и конфликтам, удовольствие от общения в коллективе.
Руководство ООО «Эми» уделяет внимание внутрикультуре во внутрифирменной сфере. Для развития системы коммуникаций во внутрифирменной сфере компания ООО «Эми» активно практикует стажировку сотрудников.
Клановая культура особое внимание обращает на удовлетворенность сотрудников при помощи характера и условий труда, социального микроклимата в коллективе, взаимоотношений руководителя и подчиненных. Именно благодаря подобному вниманию к работникам организации клановая культура для сотрудников является наиболее комфортной и желательной.
Социально-психологический климат ООО «Эми» исследуем при помощи экспресс-методики по исследованию климата коллектива (А.Ю. Шалыто и О.С. Михалюк) (методика представлена в Приложении 3).
Результаты оценки представим в таблице 7 и на рис. 3.
Таблица 7
Оценка социально-психологического климата в коллективе ООО «Эми»
Виды составляющих |
Оценки отдельных составляющих отношений |
Эмоциональная составляющая |
0,55 |
Когнитивная составляющая |
0,18 |
Поведенческий компонент |
0,27 |
Из таблицы 7 мы видим, что эмоциональная составляющая социально-психологического климата в коллективе ООО «Эми» составила 1/2 часть (55%) из трёх составляющих, когнитивная составляющая имеет 1/6 часть (18%), а поведенческая – 1/3 часть (27%).
Полученные результаты свидетельствуют, что ключевым параметром при формировании благоприятного климата в коллективе ООО «Эми» является взаимная симпатия членов коллектива друг к другу.
Рис. 3. Полученные результаты оценки социально-психологического климата в коллективе ООО «Эми»
Но личные взаимоотношения работников в коллективе ООО «Эми» не сформированы, сотрудниками не практикуется совместное проведение досуга, о чем свидетельствует низкую оценку (27%) поведенческой составляющей.
У когнитивной составляющей (18%) получены самые низкие показатели, это значит, что работники коллектива ООО «Эми» не имеют представлений о личных и деловых качествах других сослуживцев.
Эмоциональная составляющая имеет наиболее высокую оценку (55%), что указывает на взаимную симпатию работников коллектива ООО «Эми» друг к другу.
Для оценки эффективности системы коммуникаций во внутрифирменной сфере в ООО «Эми» используем следующие критерии, представленные в таблице 8. Оценку проведем по 5-балльной шкале экспертным методом.
Таблица 8
Оценка эффективности системы коммуникаций во внутрифирменной сфере в ООО «Эми»
Виды коммуникаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Примечание |
1. Грамотность установления задач и целей проводимых в организации коммуникационных мероприятий |
* |
предлагаемые задачи и цели соответствуют интересам организации в средне-, кратко- и долгосрочной перспективе; поставленные задачи и цели могут быть реализованы практически; поставленные задачи и цели соответствуют поставленным задачам и целям ситуации во внешнем окружении и внутри организации |
||||
2. Степень достижения задач и целей проводимых в организации |
* |
сформирован достаточно благоприятный коммуникационный климат внутри организации; не достаточный уровень удовлетворения потребностей сотрудников и руководства в информационных данных |
||||
3. Возможность точного прогноза ситуации и результатов внутрикорпоративных коммуникационных мероприятий. Организация |
* |
организация имеет сценарии развития ситуации во внутрикорпоративной коммуникационной сфере; имеет возможность оперативно предвидеть возможные трудности и проблемы; реализация внутрикорпоративных коммуникационных мероприятий весьма вероятна; положительный эффект от |
Продолжение таблицы 8