Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 0
Таким образом, стоит четко разграничить проступки и преступления, так как это связано с размером и видом наказания - наиболее болезненной социально-правовой мерой. Граница между ними является довольно подвижной и зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Они различаются уровнем общественной опасности. Это достаточно полный и определенный критерий разграничения проступков и преступлений, который предложен юридической практикой и наукой.
2.3 Проблема борьбы и профилактики правонарушений
Профилактика правонарушений - совокупность правовых, организационных, социальных, экономических, демографических, воспитательных и прочих мер по устранению и выявлению условий и причин совершения правонарушений или недопущению правонарушений.
Цель профилактики правонарушений - это защита личности, государства и общества от противоправных посягательств [21, с. 56].
Существует Федеральный закон от 23.06.2016 № 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации", который регулирует общественные отношения, возникающие в области профилактики правонарушений в РФ. Данным законом установлены правовые и организационные основы системы профилактики правонарушений, общие правила ее функционирования, основные направления, принципы, виды профилактики правонарушений и формы профилактического влияния, полномочия, обязанности и права субъектов профилактики правонарушений и лиц, которые участвуют в профилактике правонарушений. В статье 6 названного закона закреплены основные направления профилактики правонарушений, их достаточно много и они довольно разнообразны.
Сейчас является общепризнанным фактом то, что правонарушения в большинстве своем совершаются не неожиданно, им предшествует антиобщественное поведение виновного лица. Основываясь на этом, можно выделить одно из направлений увеличения эффективности предупредительной деятельности - это так называемая «ранняя профилактика», которая направлена на лиц, уровень «социальной испорченности» которых еще не определяет совершения ими преступления, но ведущих антиобщественный образ жизни.
В то же время, совершенно очевидным является то, что эффективная предупредительная профилактическая деятельность возможна только при повышении уровня требований к любому виду отклоняющегося от общественно признанных форм поведения, к последовательному использованию все более жестких мер влияния по мере повышения уровня отклонения.
Необходим целенаправленный подход к проблеме борьбы с правонарушениями, а также с определенными отклонениями от требований общественной морали, являющихся питательной средой преступности. Таковы мелкое хулиганство, пьянство, мелкие хищения, наркомания, аморальные поступки. Каждое из таких проявлений может являться малозначительным но, когда такие нарушения идут друг за другом, и когда для определенного лица (или группы лиц) они становятся постоянными (обыденными), сливаясь в общую цепь неправомерного поведения, происходит переход количества в качество. Совокупность нарушений малозначительного характера - это явление, которое должно исследоваться и учитываться юридической статистикой в масштабе всего государства, чтобы оно могло учитываться в процессе планирования работы по профилактике преступности. Более того, подобное отрицательное поведение должно быть специальным объектом ранней профилактики, а для этого его необходимо исследовать как самостоятельное явление, способствующее и сопутствующее преступности [21, с. 57].
Главная причина противоправного поведения человека связана с многообразными противоречиями, которые направлены на дестабилизацию нормального функционирования индивида и социальной среды. Обострение таких противоречий вызывает повышение количества правонарушений.
Среди причин, которые порождают правонарушения, стоит назвать, прежде всего, политические, экономические, нравственные и социальные причины. Их можно назвать питательной средой для разного рода злоупотреблений, коррупции, хищений, взяточничества, посягательств на здоровье и жизнь людей.
В настоящее время развитие российского общества сопровождается нарастанием экономических и социальных проблем, ослаблением института семьи, ростом количества неполных семей и разводов, насилием в семьях и прочих факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на воспитание детей. Вследствие этого растет количество беспризорных и безнадзорных детей, в подростковой и детской среде получило широкое распространение употребление алкоголя, наркотиков и разных психотропных препаратов. По причине всего этого увеличилось число правонарушений среди несовершеннолетних лиц.
Предупреждение преступности - это многоуровневая стройная система мер общественного и государственного характера, которые направлены на устранение условий и причин преступности либо их нейтрализацию (ограничение, ослабление) и тем самым способствующих уменьшению преступности. Предупреждение преступлений подразумевает:
- проведение взаимосвязанных и глубоко продуманных мероприятий;
- взаимодействие общественных и государственных мер;
- проведение мер экономического, культурного и воспитательного характера в сочетании при необходимости с мерами принуждения, которые играют вспомогательную роль;
- ликвидацию условий и причин, которые способствуют совершению преступлений или правонарушений;
- своевременное реагирование общественности на определенные проступки людей, их аморальное поведение, для того, чтобы не допустить более серьезных конфликтов с обществом, которые могут привести к нарушениям правопорядка и закона [23, с. 76].
Стоит отметить, что все вопросы предупреждения правонарушений всегда должны находиться в центре внимания государства и общества. Предупреждение правонарушений должно и может планироваться. При этом такие планы должны иметь не декларативный характер, а конкретный, с учетом кадрового и материально-технического обеспечения правоохранительной системы страны [24].
Для успешной работы с правонарушениями нужно представлять их тенденции развития и состояние. Также нужно определить и объем усилий как нематериального, так и материального плана, которые необходимо тратить обществу, государству на борьбу с правонарушениями. Один из методов подобной борьбы - это юридическая ответственность за совершение правонарушений. Меры ответственности устанавливаются или конкретно за каждое определенное правонарушение или в виде списка санкций, одна из которых применяется за конкретное правонарушение, с учетом обстоятельств дела.
Борьба с правонарушениями включает в себя такие два направления:
- предупреждение совершения правонарушения;
- последовательная реализация юридической ответственности за правонарушения, которые уже совершены.
Для того чтобы можно было предупреждать правонарушения, нужно влиять на их причины. Так как такие причины коренятся в самом обществе, для их устранения требуется не только комплекс специально-юридических (правоприменительная деятельность правоохранительных органов, правотворчество), но и социальных мероприятий.
Основные задачи профилактики правонарушений это:
- воспитание законопослушного поведения должностных лиц и граждан;
- понижение потерь и размеров ущерба от правонарушений;
- устранение условий и причин совершения правонарушений;
- недопущение совершения правонарушений физическими и юридическими лицами [25].
Профилактика правонарушений совершается в формах индивидуального и общего влияния на объекты профилактики правонарушений.
Общая профилактика правонарушений - деятельность по устранению и выявлению причин правонарушений и условий, которые способствуют их свершению, правовому воспитанию граждан, повышению их нравственной, политической и правовой культуры, по выработке и реализации целевых программ в области профилактики правонарушений.
Индивидуальная профилактика правонарушений - деятельность по корректирующему воздействию на определенные категории лиц, которые являются склонными к противоправному поведению, с целью недопущения ими правонарушений.
Таким образом, условия и причины совершения правонарушений - это весьма сложная проблема, которая не решена до конца ни юридической наукой, ни иными общественными науками.
В целом, для профилактики и успешной борьбы с правонарушениями необходима активная деятельность правоохранительных органов всех направлений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении стоит отметить, что поставленная цель работы была достигнута, то есть были изучены и проанализированы правонарушения, их понятие и признаки.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- определили понятие и ознакомились с признаками правонарушения;
- сложили представление о составе правонарушений;
- рассмотрели преступление как вид правонарушения;
- сложили представление о проступке как разновидности правонарушения;
- ознакомились с проблемами борьбы и профилактики правонарушений.
Правонарушение - виновное общественно опасное деяние (бездействие или действие), которое противоречит нормам права и наносит вред государству, обществу или отдельным лицам, и влечет за собой юридическую ответственность.
Считаем, что для профилактики и успешной борьбы с правонарушениями необходима активная деятельность правоохранительных органов всех направлений.
На наш взгляд, весьма важный фактор эффективности профилактической деятельности - это современное состояние органов внутренних дел. На самом деле именно органы внутренних дел являются самым многочисленным, главным специализированным субъектом по профилактике правонарушений.
Также на сегодняшний день не менее важным является формирование правовой базы профилактической деятельности. Тут стоит обратить внимание на необходимость принятия соответствующих нормативных актов.
Правоохранительными органами ведется последовательная активная борьба с правонарушениями, но в одиночестве они не в состоянии существенно уменьшить масштабы их распространения в обществе. Мы считаем, что для этого требуется проведение комплекса социально-политических, экономических, организационных мероприятий, которые будут направлены на укрепление экономической системы, увеличение сознательности, материального благосостояния, культуры и информированности граждан, наведение стабильности и порядка в развитии общественных отношений. Большая роль состоит в работе по правовому воспитанию. Граждане должны быть уведомлены о правовых требованиях, которые к ним предъявляются государством. Ведь порой нарушение правовых предписаний связано не с антисоциальной позицией личности, а от незнания содержания правовых актов (соблюдение последовательности действий, оформление отдельных документов и пр.). Для устранения отдельных правонарушений является важным проведение медико-биологических мероприятий против наркомании, алкоголизма. Также требуется повысить результативность деятельности самих правоохранительных органов, усовершенствовать их материально-техническое оснащение. Наказание за совершенное правонарушение должно быть как неотвратимым, так и справедливым, то есть отвечать степени вины правонарушителя и тяжести содеянного.
В настоящее время основные принципиальные моменты организации системы профилактики правонарушений в России это:
необходимость укрепления правовой базы в данной области;
профилактическая работа с молодежью;
социальная адаптация лиц, которые освободились из мест лишения свободы, а также лиц без определенного рода занятий и места жительства;
активное привлечение общественных организаций и граждан к охране правопорядка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Рассказов Л. П. Теория государства и права: углубленный курс: Учебник. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2016. - 705 с.
2 Общая теория государства и права: учебник / под ред. С. Ю. Наумова, А. С. Мордовца, Т. В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 506 с.
3 Пьянов Н. А. Правовое поведение: понятие и виды // Сибирский юридический вестник - 2016 - № 4 - С. 11-15
4 Тюрина Н. И. Правомерное поведение как объект юридического исследования: автореферат дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.01 / Сарат. гос. акад. права. - Саратов, 2003. - 32 с.