Файл: Современная система мотивации персонала в организациях.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала организации
1.1. Основные теории мотивации
1.2. Функция мотивации в управлении персоналом организации
Глава 2. Анализ мотивации персонала на примере кафе «Бакенбарды»
2.1. Общая характеристика кафе «Бакенбарды»
2.2. Создание системы мотивации персонала
2.3 Меры по совершенствованию мотивации персонала кафе «Бакенбарды»
-Отсутствует мониторинг системы мотивации. Необходимо постоянно контролировать и отслеживать эффективность работы системы мотивации. Изменение интересов, ожиданий или просто привычка к мотивирующему фактору перестанет приносить экономических эффект труда для предприятия.
- Отсутствует поддержка системы мотивации. Руководители многих компаний «успокаиваются» на разработке системы мотивирования, забывая о том, что важно поддерживать эту систему в рабочем состоянии.
-У персонала отсутствует информация о факторах мотивации. Сотрудник должен иметь четкое представление о поощрительной оценке со стороны руководства в случае выполнения поставленных задач.
-Нестабильность системы мотивации[13].
Организации, у которых отсутствует эффективная система мотивации труда или степень эффективности применяемой системы весьма незначительна, часто сталкиваются с такими проблемами как:
- высокой уровень текучести кадров;
- высокая степень конфликтности;
- нерациональность мотивов поведения исполнителей;
- низкий уровень трудовой дисциплины;
- низкая эффективность труда;
- отсутствие желания у сотрудников повышать свою квалификацию;
- отсутствие премирования в системе оплаты труда персонала;
- отсутствие единого духа в коллективе[14].
Для того, чтобы построить эффективную систему мотивации руководителю требуется изучение теоретических основ мотивации и применяемых в настоящее время систем стимулирования.
Таким образом, мотивация в управлении персоналом рассматривается как процесс активизации совокупности мотивов работника (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для побуждения к качественной трудовой деятельности. Функцией мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом.
Глава 2. Анализ мотивации персонала на примере кафе «Бакенбарды»
2.1. Общая характеристика кафе «Бакенбарды»
Кафе «Бакенбарды» располагается в городе Пушкине, в самом сердце Царского Села - напротив Екатерининского Дворца и Лицея, в доме директора Царскосельского лицея Е.А. Энгельгардта. Расположение кафе в рекреационной зоне, а именно, у входа в Екатерининский парк. И поскольку на территории парка нет других кафе, данное заведение пользуется популярностью у общественности.
В кафе «Бакенбарды» есть два зала (банкетный и обычный), каждый из которых вмещает до 50 посадочных мест.
Кафе предлагает проведение семейных торжеств, свадеб, конференций, корпоративных мероприятий, презентаций, брифингов, фуршетов, юбилеев, детских праздников и многих других значимых событий.
Сотрудники кафе «Бакенбарды» предлагают свои услуги в организации и проведении абсолютно любого торжества. В их услуги входит: разработка сценариев, музыкальная программа, приглашение артистов, музыкантов и ведущих, услуги фотографа, дизайнерское оформление помещения и праздничная полиграфия (пригласительные билеты, план рассадки, рассадочные карточки, нумерация столов).
Ниже представлен SWOT-анализ кафе «Бакенбарды» (Табл.5).
Таблица 5
SWOT-анализ кафе «Бакенбарды»
Сильные стороны кафе «Бакенбарды» (S) |
Слабые стороны кафе «Бакенбарды» (W) |
русской кухни; - бизнес-ланчи; -бесплатный Wi-Fi |
(отсутствие парковки);
клиентов;
кадров;
- отсутствие постоянных клиентов, в виду того что основной контингент - туристы |
Потенциальные внешние благоприятные возможности кафе «Бакенбарды» (О) |
Потенциальные внешние угрозы кафе «Бакенбарды» (Т) |
- разработка способов обслуживания дополнительных групп клиентов; - расширение меню, для привлечения большего количества клиентов; - привлечение постоянных поставщиков качественной продукции |
новых конкурентов; - неблагоприятная политика государства по отношению к туристам; - рост инфляции; - неудовлетворенность клиентов качеством продукции;
- правительственные кризисы; |
Проведенный SWOT-анализ показывает нам, что у кафе «Бакенбарды» есть практически все необходимые ресурсы для успешного функционирования на рынке.
Главной угрозой является возможность появления конкурентов в занимаемой кафе «Бакенбарды» туристической зоне. Тем не менее, в случае появления данной угрозы кафе «Бакенбарды» имеет ряд конкурентных преимуществ: наличие двух залов, бесплатный доступ к интернету, особая атмосфера, невысокие цены и широкий выбор блюд от европейской до национальной русской кухни. При помощи бизнес-ланчев предприятие может охватить дополнительные группы клиентов, помимо их основной туристической аудитории.
Отсутствие конкурентов в непосредственной близости с кафе «Бакенбарды» является одной из сильных сторон предприятия, способной обеспечить высокую рентабельность данного заведения.
Несомненно, основной проблемой кафе «Бакенбарды» является персонал. Повышенная текучка кадров, медленное обслуживание клиентов и нехватка персонала свидетельствуют о существовании явных проблем во внутрикорпоративной культуре организации.
Проанализировав работу кафе «Бакенбарды» можно сделать следующие выводы:
- Администрация кафе занимается внешним PR. У кафе есть официальный сайт, группа в социальной сети ВК, аккаунт на Facebook и Instagram. Очень много различных акций (например, посетители кафе имеют возможность получить порцию фирменных блинчиков в подарок, если выложат фото с хэштэгом #cafebakenbards на свою страничку в любой социальной сети), также они приглашают звезд (например, недавно у них в гостях был актер Алексей Нилов.) Создается впечатление отлично проработанной обратной связи, тем не менее, администрация редко отвечает на комментарии своих клиентов, негативные комментарии оставляют без внимания. Также администрация не обновляет информацию на сайте (новое меню или изменения в подарках, участвующих в акциях).
- В кафе «Бакенбарды» очень слабая внутрикорпоративная культура. У них идет непрерывная текучка кадров. Вследствие чего стажеры не могут качественно обслужить клиентов.
- На диаграмме общего рейтинга можно увидеть, что больше всего в кафе клиенты ценят атмосферу. Интерьер и месторасположение кафе главный плюс этого заведения на данный момент.
Внутрикорпоративная культура кафе «Бакенбарды» очень слабая. Практически отсутствует связь между руководством и персоналом. Иерархия персонала кафе «Бакенбарды» представлена ниже (Рис.6.).
Рисунок 6. Иерархия персонала кафе «Бакеноарды»
Проанализировав общение сотрудников и руководства кафе «Бакенбарды», автор пришел к выводу, что персонал демотивирован.
Основные факторы потери мотивации сотрудников кафе «Бакенбарды»
-
- Нарушение негласного контракта. Очень часто руководство принуждало выполнять задания, которые не входят в обязанности сотрудников (Например, официантов периодически заставляли выполнять обязанности мойщицы посуды в виду ее отсутствия).
Решение проблемы: при приеме на работу обеспечивать кандидатов максимально близкой к реальности информации об организации, обязанностях и условиях работы.
-
- Игнорирование идей и инициатив. Сотрудники выдвигали свои идеи, но начальство отмахивалось от них.
Решение проблемы: прислушиваться ко всем идеям и предложениям сотрудников, объясняя причины, по которой та или иная идея не может быть реализована в условиях организации. Установка ящика отзывов и предложений.
-
- Отсутствие чувства причастности к компании. Очень слабый командный дух в кафе «Бакенбарды». Младшим сотрудникам всегда давали понять, что их можно заменить.
Решение проблемы: поднять и поддерживать командный дух всего персонала.
-
- Отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства. Была введена система премий, которая ни разу не использовалась. Успехи сотрудников не замечают. Главный вид мотивации - отрицательный (постоянные штрафы и угрозы)
Решение проблемы: уделять внимание всем достижениям сотрудников, поощрять в зависимости от ситуации материально или в словесной форме.
Туристическая зона, в которой находится кафе, представляет особые сложности в виду большого потока клиентов и требует очень быстрой подачи блюд. Как принимающая сторона гостей из других стран кафе «Бакенбарды» должно ставить перед собой задачу качественного обслуживания.
Слабая корпоративная культура приводит к тому, что постоянная текучка кадров официантов и поваров не может обеспечить быстрое и качественное обслуживание.
2.2. Создание системы мотивации персонала
Любая организация - это большой коллектив, зачастую обладающий сложной структурой. Поэтому, наряду с экономическими методами мотивации персонала, должны использоваться методы мотивации, которые опираются на удовлетворение потребностей в самореализации, уважении, признании, то есть методы нематериальной мотивации.
Взаимодействуя друг с другом, сотрудники узнают о сильных и слабых сторонах организации, и, таким образом, лучше понимают, как можно укрепить первые и устранить, или сгладить вторые. Ориентация на цели, стоящие перед организацией, проявляется в процессе обмена информацией. Работники, представляющие себе эти цели, понимают, чем нужно руководствоваться в своей деятельности, чтобы достигнуть этих целей. Коммуникация оказывает серьезное влияние на мотивацию персонала путем формирования разных эмоциональных состояний. Она становится мощным стимулов для развития и стремления идти вперед.
В данном случае организация не уделяет внимания внутрикорпоративной коммуникации, что приводит к недопониманию между руководством и сотрудниками. По мнению автора, налаженная коммуникация способствовала бы повышению мотивации и укреплению коллектива.
Поэтапный процесс мотивационного воздействия инструментов внутреннего PR на сотрудников кафе «Бакенбарды»
1. Диагностика. Выявление актуальных потребностей персонала.
На основании наблюдений и проведенных бесед с сотрудниками кафе «Бакенбарды» был составлен перечень самых обсуждаемых факторов условий работы. Используя данные факторы, был составлен опрос, который провели среди сотрудников кафе «Бакенбарды». Суть опроса заключалась в оценке по шкале от 1 до 10 следующих пунктов:
-
-
- Отношения внутри персонала;
- Условия труда;
- Отношения с руководством;
- Радость от работы;
- Насколько сильно заведение нуждается в переменах.
-
Опрос был проведен среди 10 сотрудников. В опросе приняли участие: повара, официанты и администраторы.
Ниже представлена гистограмма с результатами опроса персонала кафе «Бакенбарды» (Рис.7.).
Рисунок 7. Результаты опроса персонала
кафе «Бакенбарды»
Рисунок наглядно демонстрирует, что персонал кафе «Бакенбарды» не удовлетворен общим положением дел в организации. Сотрудники считают, что больше всего в изменениях нуждаются отношения с руководством.
Следующим пунктом диагностики стало выявление актуальных потребностей персонала, для чего был проведен еще один опрос.
Данный опрос также базировался на наблюдениях и проведенных беседах с персоналом. На основе выявленных потребностей сотрудников, был составлен перечень общих стимулов, каждый из которых надо было оценить по степени значимости для сотрудника от 1 до 5 баллов.