Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Экономическая сущность и роль налогов на имущество физических лиц
Глава 2. СТРУКТУРА ИСЧИСЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
3.1 Проблемы налогообложения имущества физических лиц
3.2 Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость
Имущественный налог взимается ежегодно на регулярной основе и не важно, используется данное имущество или же нет. Такой налог для физических лиц включает достаточно большую часть населения каждой страны.
Имущественные налоги, подразумевающие под собой и налог на жилые помещения, являются традиционным видом платежей, что достаточно распространены и известны почти во всех государствах. Раньше огромная часть жилья была в государственной собственности, и не подлежала обложению налогом. И только в 90-х годах, после вступившей в силу демонополизации государства в вопросах жилья, задача налогообложения жилых помещений стала как никогда актуальной.
В последние 10-20 лет все больше граждан приобретают жилье в качестве частной собственности из-за приватизации жилых помещений. Но вместе с приобретением прав, они получают в придачу еще и обязанности, главной из которых является конституционная, заключающаяся в оплате налогов и сборов, установленных по закону.
В начале 90-х годов XX века была разработана совокупность нормативных актов, позволяющих управлять процессом налогообложения имущества, посредством налоговой реформы. И за все время действия законодательства, что управляет данным налогообложением, уже было произведено и внесено немало поправок, что в свою очередь привели к увеличению сферы действия налогов на имущество, а также списка видов имущества, которое подлежит обложению.
Имущественные налоги можно разделить на две большие группы:
- Регулярные или систематические: они взимаются периодично в течение определенного времени владения имуществом (налог на имущество физических лиц);
- Разовые: такие налоги уплачиваются в связи с определенным действием, например, переход имущества в порядке наследования или дарения, купля-продажа, или другие действия с имуществом.
Взимание имущественного налога физических лиц условно можно разделить на четыре главных принципа:
- Принцип справедливости – представляет собой всеобщность обложения вместе с равномерностью распределения налога между гражданами пропорционально их доходам;
- Принцип определенности – требует заблаговременного оповещения плательщика о сумме, способе и времени оплаты;
- Принцип удобности – предполагает достаточно удобное время и способ взимания для большинства налогоплательщиков;
- Принцип экономии - заключается в сокращении издержек взимания налога, и в своего рода рационализации системы налогообложения в общем.
Для решения задач, связанных с социально-экономическими проблемами, необходимо эффективно применять налоги, но это невозможно реализовать при отсутствии четко структурированной налоговой политики государства, которая в свою очередь соответствовала бы всевозможным объективным экономическим, социальным и политическим условиям развивающейся и перестраивающейся экономики России.
Имущественные налоги представляют собой именно прямой вид налога, а налог на имущество физических лиц как раз очень хорошо олицетворяет собой данную группу налогов. Он и есть самая главная и неотъемлемая часть финансово-экономической структуры большого города.
В конце IX века в момент объединения древнерусского государства важнейшим источником доходов являла собой дань казны княжеской. Дань выступала как нерегулярный, а после и вовсе систематический вид налога.
Еще Петром I в Древней Руси были предприняты меры для обеспечения так называемой справедливости налогообложения, и была установлена равномерное распоряжение налогового бремени. Со временем в большей степени для малоимущих людей несколько ослабили нагрузку предыдущих налогов. И дабы избежать злоупотреблений, вскоре ввели подать при переписи дворов. Такая подушная подать прослужила около двух веков, но в итоге была отменена и заменена внесословным налогом, действующим на все строения и земли, помимо малоценных и бесценных имуществ.
Россия продолжительное время имела земельный налог как основной источник дохода, будучи аграрной страной. Причинами возникших трудностей в основном являлись: отсутствие одной методологии и связь с оценкой недвижимости.
В 1875 году министру финансов было выдано указание о создании общих правил для единой оценки недвижимости, по которой после необходимо было провести оценку во всех существующих городах единовременно. Но такой закон не имел своего финансирования, и личных сил не доставало. Тогда министр финансов основываясь на страховых данных, и данных о числе жителей с облагаемым имуществом и оценки городов вывел так называемые оценки городских поселений. Этот налог платили те, кого надзор считал более состоятельным. По итогу налоги с городской недвижимости сформировались как одни из основных прямых налогов Российской Империи.
В советское время подоходно – имущественный налог был объединен с другими налогами. В их числе были такие налоги, как:
- Общегражданский;
- квартирный налог с лиц с прислугой;
- Трудовой и гужевой.
Позднее имущественный налог потерял свою значимость из-за малого количества или вовсе отсутствия объектов налогообложения, ведь целый институт частной собственности был почти ликвидирован.
Лишь в 1991 году после распада СССР произошел переход к рыночным отношениям, в связи с чем и был издан Закон Российской Федерации № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» [8], который и определял налогоплательщиков. Еще данный нормативно-правовой акт определял налоговую базу, сам объект налогообложения, а также способ взимания и уплаты такого налога. Далее в 1999 году МНС РФ создали инструкцию «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»», которая подверглась исправлениям в 2003 году. В ней давались понятия, что служили своего рода налоговой базой для исчисления налога в общем.
После 23 лет службы все понимали, что данный акт беспрекословно требует его замены, ввиду совершенствования управления. Таким образом в 2014 году издается издан Федеральный закон № 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц»» (далее Закон №284- ФЗ).
Следует учесть, что основные направления налоговой политики вовсе не представляют собой никакого нормативно-правового акта, помимо того такой документ есть ничто иное, как основная база для изменений в законодательстве о налогах и сборах.
В 2015 году в НК РФ появляется 32-ая глава, которая носит название «Налог на имущество физических лиц». Она представляет собой правовую основу, с помощью которой исчисляется налог. Данная глава сейчас действует исключительно в 28 регионах Российской Федерации.
Важным новым введением по имущественному налогу физических лиц выступает сам порядок определения базы налога. Сейчас налоговая база определяется, опираясь на их же кадастровую стоимость.
Налоговая база определяется, опираясь на инвентаризационную стоимость самих объектов налогообложения в тот момент, когда субъектом Федерации никакого решения о переходе на исчисление налогов по стоимости кадастровой не принималось вовсе. Но в данной ситуации существует два исключения, а именно:
- Налоговой базе предстоит перерасчет с того периода, где была допущена ошибка при оценке объекта имущества, в связи с которой произошло изменение кадастровой стоимости этого объекта.
- Так же кадастровую стоимость может изменить решение комиссии, что рассматривает споры по результатам определения этой самой кадастровой стоимости, либо же решение суда, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Использование в этом тексте формулировки "налоги на имущество физических лиц" можно объяснить тем, что изначально в законе объектом налогообложения была представлена не только недвижимость, но транспортные средства, которыми владели физические лица. Однако, во время действия этого закона в него не входили все составляющие налоговых платежей, что непременно подлежали уплате в отношении имущества, коим владело физическое лицо.
С появлением в тексте части второй НК РФ гл. 28 «Транспортный налог», что относится к транспортным средствам физических лиц, определенные упоминания закона «О налогах на имущество физических лиц» из этого текста были исключены, однако, само название этого закона не потерпело никаких изменений.
Следовательно, не обращая внимание на название, гл. 32 НК РФ в нынешнем представлении не включает в себя структуры определенных универсальных правил налогообложения в комплексе по отношению к абсолютно всему имуществу, что принадлежит физическому лицу.
Глава 2. СТРУКТУРА ИСЧИСЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Порядок исчисления имущественных налогов с физических лиц
Исходя из законодательства Российской Федерации, транспортный, земельный и имущественный налоги обязаны платить все физические лица, во владения которых входит транспортное средство, участок земли или же какой-либо объект имущества.
Местный налог, что взимается по закону Российской Федерации № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" представляет собой имущественный налог физических лиц. Вообще изначально было два имущественных налога для физических лиц, а именно налоги для транспортных средств и налоги на всевозможные помещения или строения. Но с 1 января 2003 года ввели 28 главу в структуру Налогового Кодекса РФ под названием «Транспортный налог», и теперь под имущественным налогом предполагается изъятие лишь налога на строения и всевозможные сооружения.
Вся стоимость налога переходит в местный бюджет исключительно по месту регистрации самого объекта обложения.
Все физические лица, что имеют в собственности какие-либо объекты как жилого, так и нежилого фонда (квартиры, дачи и прочие сооружения), обязаны каждый год уплачивать налог, предназначенный для собственников такого вида имущества еще с 1 января 1992 года, вместо раннее установленной платы за наем будь то дома государственного, муниципального или же ведомственного фонда.
Сумма такого налога, что определяется для уплаты физическими лицами, строится на основании размера налоговой ставки и налоговой базы в частности, а конкретно от инвентаризационной стоимости объекта, подлежащего налогообложению. Эта стоимость подлежит определению органами технической инвентаризации по стоимости воспроизведенной, что соответственно является уменьшенной на величину, соответствующую выражению стоимости физического износа. При всем этом так же учитывается коэффициент пересчета воспроизведенной стоимости, что устанавливается каждый год органами местного самоуправления.
В то время, как оплата за наем жилья во всех трех фондах (государственном, муниципальном и ведомственном соответственно) увеличивалась, то инвентаризационная стоимость являлась почти неизменной, и, следовательно, размер налога никак не увеличивался. Именно такая ситуация сложилась за последние несколько лет. Именно из-за такой ситуации в 90-е годы стоимость налога имела значительно меньший размер, чем размер уплаты за наем помещения в любом из фондов, и зачастую даже составляла ль 2 до 7 рублей в год, если учитывать расчет всего на одного плательщика.
Чтобы такое положение вещей утрясти и как-то подсобить его выравниванию, в 2002 году приняли решение о том, чтобы повысить размер имущественного налога, что взимается с объектов недвижимого имущества, принадлежащих физическим лицам. Делалось это путем увеличения инвентаризационной стоимости имущества на основании увеличения перерасчетного коэффициента восстановительной цены строений, а также всевозможных сооружения и помещений в частности (что и является частью оценки). Таким образом произошел рост данного коэффициента с 1,48 аж до 15.
При всем этом, отметим тот факт, то инвентаризационная стоимость объектов такого недвижимого имущества все равно будет гораздо ниже их е реальной стоимости или той, что определяется органами технической инвентаризации в момент совершения сделок физическими лицами с их недвижимым имуществом на вторичном рынке (купля - продажа, дарение и др.), если рассчитывать ее по данному коэффициенту. А потому это будет применимо лишь в качестве исчисления налога на строения, либо помещения и всевозможные сооружения.