Файл: Игра как метод воспитания (Понятие, функции и особенности игры в дошкольном возрасте).pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие, функции и особенности игры в дошкольном возрасте
1.2. Функции игры дошкольников
1.3. Виды игр в дошкольной образовательной организации
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня воспитанности у детей среднего дошкольного возраста
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.2. Функции игры дошкольников
Игра является основным видом деятельности детей, особенно, в дошкольном возрасте. В процессе игры происходит всестороннее развитие дошкольников[7].
Помимо развивающего значения, игры детей позволяют активно и продуктивно развивать и совершенствовать психические процессы, формировать личности ребенка. Игры направлены на то, чтобы разнообразить образовательно-воспитательный процесс в условиях детского сада, они позволяют детям получить радостные переживания. В игре дошкольники эмоционально обогащаются, улучшают настроение[8].
Среди задач, которые решаются в игре можно отметить следующие основные:
- развитие познавательной деятельности детей;
- формирование культурного поведения;
- обогащение представлений об окружающем мире;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- формирование коммуникативных навыков;
- развитие двигательной сферы[9].
Игра детей дошкольного возраста выполняет ряд важнейших функций:
- обучающую;
- развивающую;
- воспитательную;
- коммуникативную;
- развлекательную;
- релаксационную[10].
Опишем каждую более подробно. Так, Обучающая функция позволяет педагогу результативно решать конкретные задачи воспитания и обучения, направленные на усвоение определённых знаний, навыков и умений, посредством материала и правил игры, которые играющие в обязательном порядке должны соблюдать. Именно обучающие игры имеют весомое значение в процессе нравственно-эстетического воспитания дошкольников.
За развитие ребенка и коррекцию каких-либо его качеств отвечает развивающая функция.
Воспитательная функция заключается в выявлении у дошкольников индивидуальных особенностей, позволяет своевременно устранять у воспитанников нежелательных проявлений характера.
В развитии потребности общаться, обмениваться знаниями и мнениями со сверстниками, состоит коммуникативная функция. Кроме того, она играет важное значение в умении детей дошкольного возраста устанавливать и налаживать дружеские отношения, реализовывать речевую активность.
Развлекательная функция способствует развитию двигательной активности детей, повышению эмоционально-положительного тонуса, питает яркими и неожиданными впечатлениями ум детей, создаёт эффективную среду для установления эмоционального контакта ребенка со взрослым.
В развитии творческих способностей заключается психологическая функция игры.
Релаксационная функция заключается в восстановлении физических и духовных сил дошкольников[11].
Именно разнообразием и полнотой функций игры обусловлен тот факт, что ее активно включают в педагогический процесс.
Таким образом, игра детей дошкольного возраста выполняет семь важных функций, которые способствуют и отвечают за всестороннее развитие дошкольников, позволяя охватить все стороны развития ребенка и становления полноценной личности.
1.3. Виды игр в дошкольной образовательной организации
Из более современных исследований можно представить классификацию игр по С.Л. Новоселовой, в основе которой распределение по тому, кто является инициатором игры.
Выделяют три класса игр:
1) самостоятельные игры – по инициативе ребенка (детей):
- сюжетно-ролевые;
- сюжетно-отобразительные;
- самостоятельные сюжетные игры:
- режиссерские;
- игра-экспериментирование;
- театрализованные.
2) возникающие по инициативе взрослого, который преследует воспитательные, либо образовательные цели:
игры обучающие:
- дидактические;
- сюжетно-дидактические;
- подвижные;
досуговые игры:
- игры-забавы;
- игры-развлечения;
- интеллектуальные;
- празднично-карнавальные;
- театрально-постановочные;
3) народные игры, инициаторами которых могут выступать как педагоги, так и более старшие дошкольники, исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым[12].
В.П. Кондрашов дополнил классификацию С.Л. Новоселовой и ввел еще два вида игр:
- профориентационные сюжетно-ролевые, в ходе которых имитируются какие-либо производственные ситуации;
- профориентационные сюжетно-дидактические, цель которых освоение отдельных несложных профессиональных умений[13].
А. В. Черная выделяет следующие группы игр:
1) игры, актуальные на протяжении нескольких веков, оставаясь практически неизменными:
- спортивные игры;
- игры с правилами;
- предметные игры с правилами;
- игры-экспериментирования;
- сюжетно-ролевые игры;
- игры-забавы.
2) игры, традиции которых, переходя от старших к младшим, сохраняют свою актуальность в пределах первого или нескольких поколений детей. Такие игры – феномены современной детской субкультуры.
3) игры с «короткой традицией», возникающие в дворовых, школьных, уличных игровых сообществах. Существование таких игр поддерживается путем обогащения игрового репертуара местными вариантами правил известных игр[14].
В. А. Петровский дает свою классификацию игр:
- сюжетная игра;
- ролевая игра;
- игра по правилам;
- вещно-предметная деятельность[15].
В дошкольных учреждениях в условиях реализации ФГОС ДО, в основном, используются следующие игры: дидактические; сюжетные; ролевые; театрализованные; подвижные; конструктивные.
Каждый вид игры направлен на определенный аспект развития ребенка. Так, дидактические игры – одно из средств познавательной деятельности. Они развивают мышление, наблюдательность, память, внимание, речь. Дидактические игры наиболее целесообразно применять в познавательном развитии дошкольников.
В сюжетно-ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь и деятельность взрослых, взаимоотношения людей. В ходе игры дошкольник познаёт мир и усваивает общественный опыт, учится трудиться, воспитываются моральные качества, а также активно обогащается словарный запас. В социально-коммуникативной области сюжетно-ролевые игры занимают весомое место.
Подвижные игры направлены на физическое развитие, коррекцию недостатков в развитии.
Таким образом, существует много классификаций игр для детей дошкольного возраста, они основываются на различных критериях – по функциям, по целям, по историческим традициям. При этом наиболее часто используемые в дошкольных образовательных организациях игры сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные, дидактические.
2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГР В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня воспитанности у детей среднего дошкольного возраста
В ходе анализа теоретической литературы было определено, что игра в дошкольном возрасте играет большую роль в воспитании детей дошкольного возраста, включая воспитание социо-коммуникативное и нравственное.
С целью определения сформированности нравственных норм была проведена диагностика по методике «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой[16].
Диагностика проводилась на базе детского сада №29 «Теремок».
Участвовали дети средней группы, в возрасте 4-5 лет – всего 15 детей, из них 9 девочек и 6 мальчиков.
Методика проведения: детям индивидуально предлагалось рассмотреть сюжетные картинки (Приложение А), на которых изображены фрагменты из жизни ребенка, в которых выражены положительные и отрицательные их поступки. Дошкольник должен был разделить картинки на 2 группы – в одной положительные поступки, в другой – безнравственные. Попутно ребенок должен был комментировать свой выбор.
В протокол заносились не только правильность выбора картинок, но также реакции ребенка на каждую картинку, кроме того, учитывалось то, как он объяснял картинку и давал оценку с моральной точки зрения на поступки детей. Протокол диагностики представлен в Приложении Б.
Обработка проводилась по критериям, предложенными Р.Р.Калининой (см. Таблицу 2.1.).
Таблица 2.1. – Критерии оценивания сформированности нравственных норм
№ |
Уровень |
Количество баллов |
Критерии оценивания |
1 |
Крайне низкий |
0 |
- раскладывает картинки по стопкам неверно, - эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют. |
2 |
Низкий |
1 |
- правильно раскладывает картинки, - свои действия обосновать не может, - неадекватные эмоциональные реакции |
3 |
Средний |
2 |
-раскладывая картинки верно, -обосновывает свои действия, - эмоциональные реакции адекватны, однако слабо выражены |
4 |
Высокий |
3 |
- раскладывая картинки верно, - свой выбор обосновывает, - эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются также в мимике, активной жестикуляции |
В результате проведенной диагностики было выявлено:
- у 6 детей высокий уровень сформированности нравственных норм,
- у 7 детей средний уровень,
- у 2 детей низкий уровень,
- детей с крайне низким уровнем выявлено не было.
Представим результаты в виде таблицы 2.2.
Таблица 2.2. Количественные результаты диагностикисформированности нравственных норм
Уровень |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Крайне низкий |
Количество детей |
6 |
7 |
2 |
0 |
Процентное соотношение |
40% |
47% |
13% |
Наглядно результаты диагностики можно представить в виде диаграммы – Рисунок 2.1.
Рисунок 2.1. – Результаты диагностики сформированности нравственных норм
Таким образом, проведенная диагностика сформированности нравственных норм у детей средней группы ДОУ показала, что воспитание детей хотя и находится, в основном, на среднем уровне, все таки возможно более продуктивная деятельность педагога, включая игру как метод воспитания.
2.2. Игры, направленные на воспитание дошкольников
С целью всестороннего воспитания дошкольников можно применять различные игры, в том числе сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные.
Игра сюжетно-ролевая 1. Детский сад
Цель: расширить у детей знания о значении детского сада, знакомить с профессиями людей, которые работают в садике: воспитатель, няня, музыкальный руководитель, повар, воспитать у дошкольников желание подражать действиям взрослых – заботливо относиться к детям.
Оборудование: игрушки: куклы, мягкие игрушки, тетради, доска, книжки, музыкальные инструменты и т.д.
Ход игры: поиграть в детский сад предлагает воспитатель.Среди желающих выбираются Воспитатель, няня, музыкальный руководитель. Дети – это куклы и мягкие игрушки.
Сюжет игры дети выстраивают самостоятельно. Воспитатель следит за развитием игры, в нужный момент подсказывает, как верно поступить, направляет ход игры в позитивное и правильное русло, помогает выходить из сложных ситуаций.
Игра сюжетно-ролевая 2. Семья
Цель. Развивать положительные отношения между детьми. Прививать ценность семьи. Воспитывать коммуникативные качества, желание играть с товарищами.
Игровой материал: кукла, коляска, одежда для куклы, бытовые предметы и предметы-заместители, посуда, плита, диванчик и т.д.
Ход игры. Перед игрой воспитатель читает детям художественное произведение «Ясочкин садик» Н. Забилы. По окончании чтения воспитатель достает куклу Ясочку и предлагает поиграть, потому что Яся уже приготовила для игры игрушки.