Файл: Теоретические аспекты исследования развитие собственных торговых марок в России.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования развитие собственных торговых марок в России
1.1. Сущность и значение торговой марки и бренда
Собственные торговые марки: понятие и основные задачи их
Анализ тенденций развития собственных торговых марок в России
Глава 2. Исследование рынка гипермаркета «АШАН»
2.1. Характеристика предприятия предприятия, основных направлений его маркетинговой деятельности
Рисунок 2
Организационная структура компании «Ашан»
[33.стр.12]
Анализ маркетинговой деятельности компании.
Так как «АШАН» является достаточно крупной компанией, работа службы маркетинга осуществляется путем объединения групп специалистов по следующим направлениям:
- Оперативное и стратегическое планирование: формирование промо-акций, контроль понтонов, созданий операций, сезонных акций.
- Формирование ассортимента: сбор информации о мнении клиентов об ассортименте, мониторинг ассортимента и цен конкурентов, анализ тенденций рынка
- Маркетинговые исследования: планирование и организация исследований разных форматов сбор и обработка данных, контроль над проведением исследований в магазинах.
- Работа с клиентом: сбор и обработка информации колл центра, книги отзывов, встреч с клиентами, обработка информации, создание базы мнений клиентов, обработка данных для передачи на рассмотрение в дирекцию.
- Брендинг и коммуникация: работа с различными интернет порталами, сайтом «АШАН», организация и проведение конкурсов, email рассылка, дизайн и декорация, акции с партнерами, создание управление, дизайн собственных торговых марок, подарочные карты, работа с собственными торговыми марками.
[33.стр.14]
Конкуренты предприятия, их ассортиментная стратегия по отношению к развитию собственных торговых марок
Для определения положения торговой сети «АШАН» относительно конкурентов, на рисунках 3 и 4 изображена доля рынка, занимаемая «АШАН» и конкурентами.
Рисунок 3. Доля предприятия «АШАН» на рынке крупнейших ритейлеров в 2017г.
- 2017 году торговая сеть «АШАН» занимала 3 место по товарообороту среди конкурентов с долью 4,9%, главный конкурент «X5 Retail Group» занимал 15,2% рынка, на втором месте сеть «Магнит» с долью рынка 7,2%.[33.стр.67]
Рисунок 4. Доля предприятия «АШАН» на рынке крупнейших ритейлеров в 2019г.
- 2019 Году «АШАН» сохранил свою позицию увеличив долю рынка на 0,3%, на первом месте по-прежнему остался холдинг X5 Retail Group, сократив свою долю на 0,7%, торговая сеть «Магнит» так же сохранила свою позицию, но увеличила свою долю на 2,1%.
Более подробное описание основных конкурентов:
- Торговая сеть «Перекресток» – российская сеть супермаркетов, входящая в состав X5 Retail Group.
Краткая история компании:
Сеть основана в 1995 году, первый магазин был открыт в Москве. Покупка сети «SPAR» в 2003 году.
- мая 2006 года была завершена сделка по слиянию торговой сети «Перекрёсток» с другой российской торговой сетью — «Пятёрочка».
С 2008 года развивается сеть супермаркетов премиум-класса «Зелёный перекрёсток».
Покупка сети «Патерсон в 2010 году. [33.стр.34]
Таблица 3.
Динамика развития сети «Перекресток».
Год |
Товарооборот, |
Количество |
||
млн .руб. |
магазинов |
Визиты клиентов (кол- |
||
во чеков), млн. |
||||
2015 |
67 154 |
207 |
219.8 |
|
2016 |
73 190 |
275 |
231.6 |
|
2017 |
83 126 |
301 |
262.9 |
|
2018 |
99 751 |
330 |
290.7 |
|
2019 |
105 472 |
370 |
297.1 |
Сеть динамично развивается, за период с 2015 по 2019 год, товарооборот возрос на 40 миллиардов рублей, открылось 263 новых магазин, количество чеков увеличилось на 80 миллионов.
-
- Торговая сеть «Пятерочка» - российская сеть продовольственных магазинов-дискаунтеров, входящая в состав X5 Retail Group.
Краткая история компании:
5 февраля 1999 года компания открыла первый магазин «Пятёрочка» в Петербурге.
- 2001 году «Пятёрочка» появилась в Москве.
- 2002 году начато развитие франчайзинговой сети «Пятёрочка».
2006 год Слияние Пятерочки и Перекрестка в X5 Retail Group. Приобретение 660 магазинов Копейка(сумма сделки 51,5 млрд. руб.) в
2010 году. [29.стр.55]
Таблица 4.
Динамика развития сети «Пятёрочка».
Год |
Товарооборот, млн. |
Количество |
Визиты клиентов |
руб. |
магазинов |
(кол-во чеков), млн. |
|
2015 |
110 953 |
848 |
516,1 |
2016 |
148 347 |
1 039 |
664,4 |
2017 |
194 872 |
2 052 |
831,4 |
2018 |
282 885 |
2 525 |
1 211,8 |
2019 |
317 751 |
3 220 |
1 353,0 |
- период с 2015 по 2019 год ритейлер увеличил товарооборот на 207 миллиардов рублей, открыл 3272 магазина, и количество чеков увеличилось на 837 миллионов.
- «Карусель» – российская сеть гипермаркетов в составе X5 Retail
Group.
Краткая история компании:
Первый гипермаркет сети был открыт в 2004 году в Санкт-Петербурге. В 2008 году сеть куплена X5 Retail Group [34.стр.55]
Таблица 5.
Динамика развития сети «Карусель»
Год |
Товарооборот, |
Количество |
Визиты клиентов |
|
млн .руб. |
магазинов |
(кол-во чеков), |
||
млн. |
||||
2015 |
41 707 |
46 |
80,4 |
|
2016 |
53 545 |
58 |
99,4 |
|
2017 |
61 123 |
71 |
113,1 |
|
2018 |
66 629 |
77 |
120,7 |
|
2019 |
61 484 |
78 |
118,8 |
|
- сети «Карусель» с 2015 по 2019 год развитие проходило небольшими темпами, товарооборот увеличился на 20 миллиардов, открыто 32 магазина, рост чеков составил 38 миллионов.
На данный момент X5 Retail Group выпускает порядка 1300 товаров под более чем 10 собственным маркам. Их доля в «Пятерочке» составляет около 20% оборота, в «Перекрестке» – около 10%, а в гипермаркетах «Карусель» – около 5%.
4. «Магнит» - сеть продовольственных магазинов (большая часть из них имеют формат «магазин у дома»)
Краткая история компании:
1994 год - основание компании, направление - продажа бытовой химии.
1998 - Начало розничной торговли продуктами питания. Первый магазин в Краснодаре.
2006 - Открытие формата гипермаркета .
2010 - Открытие формата «Магнит Косметик».
2011- Начало производства овощей. Размещение акций на Лондонской бирже.
2012- Открытие формата «Магнит Семейный». [27.стр.55]
Таблица 6.
Динамика развития сети «Магнит».
Год |
Товарооборот, |
Кол-во |
Торговая |
Визиты клиентов |
|
млн.руб. |
магазино |
площадь |
(кол-во чеков), |
||
в |
тыс.кв.м |
млн. |
|||
2015 |
132 921 |
2 582 |
823 |
860 |
|
2016 |
169 860 |
3 228 |
1 060 |
1 013 |
|
2017 |
236 193 |
4 055 |
1 422 |
1 302 |
|
2018 |
335 700 |
5 309 |
1 970 |
1 644 |
|
2019 |
448 661 |
6 884 |
2 549 |
2 033 |
|
Торговая сеть «Магнит» показала хорошие темпы роста в период 2015-
2019 года, рост товарооборота составил 316 миллиардов рублей, открыто
4302 новых магазина, количество чеков выросло на 1100 миллионов.
Сеть запустила 700 товаров собственных торговых марок в большинстве товарных категорий: молоко и молочные товары, мука, крупы, хлеб и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки, чай, кофе, мясная и овощная консервация, кондитерские изделия, товары для дома и многие другие. Компания не останавливается на этом и продолжает запуск новых собственных торговых марок, чтобы делать товары широкого потребления еще более доступными.
5). «Окей» – сеть гипермаркетов.
Краткая история сети:
2002 г. – первый магазин, г. Санкт-Петербург
2003-06 гг. – развитие в Санкт-Петербурге
2007 г. – смена руководства
2005-2008 г. – региональная экспансия
2012-2014 г. – развитие новой торгового бренда «Да!» (супермаркеты ср. площадью – 1400 кв. м.) [34.стр.76]
Таблица 7.
Динамика развития сети «Окей».
Год |
Товарооборот |
Количество |
Площадь, |
||
млн.руб. |
магазинов |
тыс. кв. м. |
|||
ГМ |
CМ |
||||
2015 |
51 142 |
23 |
14 |
190 |
|
2016 |
67 874 |
28 |
18 |
232 |
|
2017 |
82 667 |
35 |
22 |
287 |
|
2019 |
448 661 |
6 884 |
2 549 |
2 033 |
Торговая сеть «Магнит» показала хорошие темпы роста в период 2015-
2019 года, рост товарооборота составил 316 миллиардов рублей, открыто
4302 новых магазина, количество чеков выросло на 1100 миллионов.
Сеть запустила 700 товаров собственных торговых марок в большинстве товарных категорий: молоко и молочные товары, мука, крупы, хлеб и хлебобулочные изделия, безалкогольные напитки, чай, кофе, мясная и овощная консервация, кондитерские изделия, товары для дома и многие другие. Компания не останавливается на этом и продолжает запуск новых собственных торговых марок, чтобы делать товары широкого потребления еще более доступными.
5). «Окей» – сеть гипермаркетов.
Краткая история сети:
2002 г. – первый магазин, г. Санкт-Петербург
2003-06 гг. – развитие в Санкт-Петербурге
2007 г. – смена руководства
2005-2008 г. – региональная экспансия
2012-2014 г. – развитие новой торгового бренда «Да!» (супермаркеты ср. площадью – 1400 кв. м.) [34.стр.76]
Таблица 7.
Динамика развития сети «Окей».
Год |
Товарооборот |
Количество |
Площадь, |
||
млн.руб. |
магазинов |
тыс. кв. м. |
|||
ГМ |
CМ |
||||
2015 |
51 142 |
23 |
14 |
190 |
|
2016 |
67 874 |
28 |
18 |
232 |
|
2017 |
82 667 |
35 |
22 |
287 |
|
2018 |
93 134 |
42 |
29 |
346 |
|
2019 |
115 900 |
52 |
31 |
428 |
|
- период с 2015 по 2019 год розничная сеть «Окей» показала умеренный рост, товарооборот вырос на 64 миллиарда рублей, было открыто 29 гипермаркетов и 17 супермаркетов, торговая площадь увеличилась на 238 тысяч квадратных метров.
«Окей» развивает собственные торговые марки молочных, мясных и других продуктов и товаров повседневного спроса. В данный момент насчитывается около 3200 товаров под собственной торговой маркой. [33.стр.65]
Каждый участник рынка ритейла продвигает продажу продуктов под собственной торговой марке в своей сети, ниже представлен рисунок с компаниями, уделяющими продуктам СТМ больше внимания.
Рисунок 5. Доля продуктов под собственной торговой маркой в товарообороте торговом предприятии «АШАН» и его основных конкурентов [33.стр.34]
- 2019 году, %.
2018 |
93 134 |
42 |
29 |
346 |
2019 |
115 900 |
52 |
31 |
428 |
- период с 2015 по 2019 год розничная сеть «Окей» показала умеренный рост, товарооборот вырос на 64 миллиарда рублей, было открыто 29 гипермаркетов и 17 супермаркетов, торговая площадь увеличилась на 238 тысяч квадратных метров.