Файл: Общая характеристика физических качеств и способностей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Путём сравнения данных по трём группам команда выявила, что силовые упражнения стимулируют клетки делать больше копий РНК (Рибонуклеиновая кислота) генов, кодирующих белки митохондрий, а также белки, ответственные за рост мышц. При этом старшая группа продемонстрировала большее увеличение митохондриального потенциала, чем молодые добровольцы: 69 процентов против 49. Интервальные тренировки высокой интенсивности на велотренажёре способствуют защите митохондрий от возрастного снижения их функций, а также улучшают чувствительность к инсулину, препятствуя тем самым риску развития диабета. Сочетание же силового и аэробного тренинга оказывает разнообразное воздействие: защита митохондрий укрепляется и стимулируется производство в них белка, в результате чего функциональность митохондрий становится лучше.

Способность физических упражнений поддерживать производство белка и улучшать жизнедеятельность клеток имеет важное значение. Например, активность клеток мозга или сердца в процессе старения снижается и так как спорт препятствует или замедляет деградацию рибосом и митохондрий в них, то этот процесс в прямом смысле омолаживает организм [2].

Сложно утверждать однозначно о вреде или пользе физической нагрузки. Речь не идёт о большом спорте с выдающимися достижениями, вопрос касается здорового образа жизни. Это направление включает посильную физическую нагрузку и правильное питание. Во время физических упражнений в организме человека происходит ряд положительных процессов. Это влияет на самочувствие и здоровье, которое является залогом счастливой и длинной жизни. Негативное влияние нездорового образа жизни Исследователи утверждают, что XXI век отличается от предыдущих столетий малоподвижным образом жизни.

В зависимости от воздействия на организм и структуры движения все виды физической культуры делятся на упражнения циклического и ациклического характера. Циклические занятия — это двигательные акты, повторяющиеся длительное время, имеют незаконченный цикл. К ним относятся: ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля, плавание, занятие на лыжах. Ациклические упражнения изменяют структуру движения в процессе выполнения, к тому же не имеют стереотипного цикла. К этому виду физической культуры относятся: прыжки, метание, силовые упражнения, аэробная нагрузка. Занятия оказывают положительное воздействие на работу опорно-двигательного аппарата. Улучшается структура мышц, гибкость, подвижность в суставах.


Гимнастика — это система определённых физических упражнений. Она относится к ациклической группе и делится на несколько видов: гигиеническая, ритмическая и производственная. Утренняя зарядка или гигиеническая помогает привести организм к быстрому пробуждению. Это помогает поддержать работоспособность на высоком уровне на протяжении всего дня. Комплекс состоит из лёгких упражнений, чтобы не доводить организм до утомления.

Они должны решить следующие задачи:

− Устранить вялость, сонливость после пробуждения.

− Увеличить работоспособность основных систем организма человека.

− Усилить тонус нервного системы и душевного равновесия.

Производственная гимнастика помогает снять утомление и увеличить работоспособность. Комплекс может включать различные виды упражнений:

− силовые;

− стрейч;

− расслабления.

Ритмическая гимнастика или аэробика — это комплекс упражнений, выполняющих под музыку. Во время занятий вырабатывается большое количество энергии. Основными продуктами распада являются вода и углекислый газ, которые удаляются при помощи дыхания и выделяемого пота. Музыка позволяет задавать темп и ритм движения. Как влияет циклические занятия на долголетие В любом возрасте двигательной активностью можно повысить уровень выносливости организма, являющийся показателям биологического возраста человека. Регулярное занятие физкультурой помогает затормозить процесс изменения физиологических функций. Популярными циклическими занятиями являются: бег, плавание, ходьба, езда на велосипеде.

Ходьба оказывает положительное влияние на долголетие. Американские исследователи установили зависимость между скоростью движения и сроком человеческой жизни. В эксперименте принимали участие 35 000 человек среднего и преклонного возраста. Любители интенсивной ходьбы дожили до 85 лет, а размеренной ходьбы — до 75 лет. Ежедневно рекомендуется проходить не менее 10 000 шагов. А также можно заниматься спортивной или скандинавской ходьбой. Последнее время можно встретить на прогулке людей разного возраста со специальными палками, похожими на лыжные. Скандинавская ходьба быстро набрала популярность у любителей здорового образа жизни. Бег доступен всем, потому что не требуются дополнительных спортивных сооружений.

Грамотное занятие является профилактикой многих заболеваний и укрепления организма. Бег развивает выносливость и способность противостоять утомляемости. Регулярные пробежки совершенствуют работу терморегуляции организма. Повышенное потоотделение помогает выводить токсины: органических кислот, мочевину, аммиак. Этот процесс улучшает работу почек. Занятие на свежем воздухе хорошо помогает в закаливание организма. Плавание улучшает работу дыхательной и сердечно-сосудистой системы. Занятие совершенствует терморегуляцию организма. Людям, страдающим простудными заболеваниями, рекомендуется заниматься плаванием для закаливания. Это хорошая альтернатива для людей, у которых «сидячая» работа, снять нагрузку с опорно-двигательной системы, дать отдых позвоночнику.


Исследования показывают: нахождение в воде — 24 градуса С, продолжительностью 5 минут, увеличивает обмен веществ на 55–72 процента. Езда на велосипеде позволяет легко сбросить лишние килограммы. А также улучшить работу дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной системы.

Занятия физической культурой повышают аэробные возможности организма, выносливость и работоспособность. Регулярные нагрузки обеспечивают снижение темпа возрастных изменений человека. Двигательная активность увеличивает минерализацию костной ткани, препятствующую образованию и развитию остеопороза. А также повышает приток лимфы к межпозвонковым дискам и суставным хрящам. Физическая активность помогает человеку стать долгожителем.

В заключении учёные сделали вывод, что в качестве общеукрепляющих тренировок хорошо подходит интенсивная интервальная аэробика, но более полезным является сочетание аэробных и силовых упражнений.

2.2. Пример планирования

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р, указано, что в развитии общества, его духовного и физического здоровья значительную роль играют физическая культура и спорт [2].

Стратегическими целями государственной политики в сфере массового спорта являются создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, обеспечение для них возможностей беспрепятственно заниматься физической культурой и спортом. В мае 2017 г. в Краснодаре прошло заседание Совета по развитию физической культуры и спорта на котором В.В. Путин отметил, что главное – воспитание здорового подрастающего поколения, которое должно разделять ценности активного образа жизни и физической культуры [4].

Спортивные занятия для детей должны быть достойно организованы не только в государственных и муниципальных, но и коммерческих учреждениях. Особо актуальным является развитие детского и подросткового фитнеса на базе фитнес - клубов, занятие фитнесом всей семьей на базе одного спортивного комплекса. Несомненным достоинством фитнес - направления для детей заключается в том, что нет жёстких тематических рамок. Ребёнок не привязан к какой-то одной секции, а может выбирать себе занятия по интересам, пробовать разные направления. В детском фитнесе на базе фитнес-клуба нет соревновательных ставок на победителя, в отличии от спортивных школ и секций. Тренер в первую очередь обращает внимание на индивидуальные потребности ребенка.


Фитнес – тренировки безопасны для здоровья ребенка, т.к. направлены на его укрепление. Такое направление, как детский фитнес появилось сравнительно недавно, но его популярность стремительно растёт и представляет интерес для специалистов по физической культуре [3].

Актуальным является обеспечение полноценного проживания ребёнком периода детства, познания окружающей действительности через двигательную деятельность, через физкультурные занятия. В детском и семейном фитнесе прослеживается четкая взаимосвязанная цепь: родители – дети – фитнес клуб. Она заключается в том, что родители, отдавая ребёнка заниматься в детские группы, зачастую осознают необходимость физической активности и сами начинают тренироваться. Так же можно рассмотреть другую ситуацию, когда детей интересует, что делают родители в фитнес – клубе и дети, приходя на занятия, подражают своим родителям уже занимающимся, и при этом у них формируются знания основ здорового образа жизни [5].

Представленные выше факторы указывают на целесообразность развития детского фитнеса на базе фитнес – клубов, как для коммерческой организации, так и для государства. Но на сегодняшний день у детского и семейного фитнеса в целом существуют проблемы, которые негативным образом сказываются на быстроте и качестве развитие данных отраслей. Во-первых, отсутствие понятного и систематизированного определения детского и семейного фитнеса на законодательном уровне. В Федеральном законе от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1] не выделяется такое понятие как фитнес, а соответственно и нет дефиниции терминов детский и семейный фитнес. Детский фитнес и детский спорт рассматриваются как единое, что является неверным, учитывая структурные отличия организаций осуществляющих деятельность в данных направлениях. Во вторых, недостаток квалифицированных тренеров. Это закономерная проблема, начинающаяся от несоответствия заявленной программы обучения действительности, и заканчивая практически полным отсутствием общепринятых методов контроля над детским фитнесом. Всё это приводит к тому, что наблюдается нехватка квалифицированных и опытных специалистов в данных направлениях. 18

Таким образом, чтобы детский и семейный фитнес развивался на должном уровне необходимо создание нормативных документов, регламентирующий и определяющих понятия детского и семейного фитнеса в которых будет чётко обозначена их сущность. Это позволит более эффективно позиционировать себя на рынке спортивно–оздоровительных услуг, разработать общие критерии оценки качества услуг, а так же поможет лучше сформулировать в общественном сознании понимание данных направлений фитнеса и их общественно социально – воспитательно – оздоровительную значимость.


Одним из наиболее примечательных элементов модернизации школьного физического воспитания является введение в школьную программу третьего урока физического воспитания в неделю. К сожалению, это лишь малая часть фундаментального инновационного подхода, разработанного научной группой во главе с В. К. Бальсевичем [2-4], которая реализуется в масштабной образовательной практике. Основная идея инновационного физического воспитания - идея внедрения спортивных технологий в массовую физическую культуру еще не нашла своего пути в полной мере. Кроме того, материально-техническая база современных школ не позволяет в полной мере реализовать широкий спектр спортивных специализаций для школьников, исходя из их индивидуальных склонностей к занятиям каким-либо видом спорта.

Еще одним аспектом проблемы является непонимание возросшего числа уроков физической культуры в школьных программах. Частично согласны с мнением авторов [13], указывающих на существующие “препятствующие факторы”, такие как непонимание значения введенного дополнительного урока физического воспитания и неразвитость школьных материально-технических ресурсов, которые могли бы обеспечить полное и эффективное выполнение этих уроков [13].

Современная образовательная среда характеризуется постоянно растущей интеллектуализацией, растущими темпами и объемами информации, предоставляемой во время учебы. В то же время приоритет интеллектуального развития настолько высок, что в какой-то степени он заменяет другие важные сферы личностного развития, такие как развитие психомоторного и морального потенциалов человека. Ранее проблема наблюдалась больше в снижении двигательной активности, а не только в увеличении интеллектуальной нагрузки для школьников. По словам Ф. Р. Зотова [8], современная школа сталкивается не с проблемой интеллектуального перегрузки, а с проблемой отсутствия двигательной активности. Эта точка зрения была впервые высказана в 2004 году, и сегодня можно сказать, что образовательная среда характеризуется все большей интенсификацией образования и направлена только на целенаправленную активизацию интеллектуальной деятельности. По-видимому, последнее вызывает дисгармонию в развитии учащихся и, как следствие, влияет на динамику развития интеллектуальной сферы человека.

Здесь очень значимым является исследование е. А. Борзуновой [5], которое выявило многочисленных дисгармоничных учеников, когда интенсивное когнитивное развитие реализуется благодаря недоразвитию других сфер (психо-двигательного и эмоционального). Такие дети имеют проблемы, связанные с задержкой физического развития, нерегулярным и дисгармоничным развитием эмоциональной сферы, что в совокупности приводит к сдержанности, депрессии и психосоматическим заболеваниям. Но такие проблемы характерны не только для талантливых детей. В настоящее время, с глобальной интенсификацией образовательного процесса, существует риск дисгармонии в развитии и интенсификации интеллектуальной деятельности за счет других личностных сфер, не только влияет на них, но и не оказывает ожидаемого положительного влияния на саму интеллектуальную сферу.