Файл: Общая характеристика физических качеств и способностей.pdf
Добавлен: 16.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
Содержание:
Введение
Тема планирования и контроля в физическом воспитании чрезвычайно многогранна. Сущность планирования и контроля заключается в том, что наряду с операционным составом самой процедуры разработки плана и системы контроля этот процесс предполагает достаточно четкие и систематизированные знания о направленности, средствах, методах, принципах, регламентирующих деятельность по физическому воспитанию и т.д. Качественное планирование невозможно без знания основ обучения двигательным действиям и воспитания физических способностей во всем их многообразии и взаимосвязи.
Одним из наиболее притягательных моментов в планировании является его прикладность, т.е. непосредственная связь с практической деятельностью, с реализацией знаний, умений и навыков в конкретной работе специалиста в области физического воспитания.
Рассмотрев сущность, предмет планирования и его содержательную сторону, мы можем достаточно однозначно определить необходимость планирования.
Планирование, намечая желаемую и отвечающую возможностям человека цель, конкретизирует ее через систему соответствующих результирующих показателей, проектирует основные аспекты деятельности человека по ее достижению и тем самым становится инструментом оптимизации всего процесса физического воспитания.
Актуальность темы исследования в рамках дисциплины "Теория и методика физического воспитания" заключается в том, что планирование и контроль играет важную роль в процессе подготовки спортсменов к высоким спортивным результатам.
Цель работы - изучить особенности планирования и контроля в системе подготовки спортсмена. В соответствии с поставленной целью определены основные задачи исследования:
определить сущность и назначение планирования, и его виды;
- изучить общие положения технологии планирования в спорте;
- изучить контроль в подготовке спортсменов.
Объект исследования – тренировочный процесс.
Предмет исследования - планирование и контроль в системе подготовки спортсмена.
В процессе решения поставленных задач исследования применялись следующие методы: библиографический поиск, теоретический анализ методической литературы по проблеме исследования. При выполнении работы были испоьзованы литературные источники следующих авторов: Л.П. Матвеева, Холодова Ж.К., Кузнецова В.С., Б.А. Ашмарина, Максименко A.M., Ю.Ф. Курамшина и других.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Глава 1. Основные положения планирования физического воспитания
1.1 Сущность, предмет и определение понятия «планирования»
Сохранение здоровья детей приобретает стратегическое значение в контексте неутешительной статистики: 60-75% дошкольников страдают нарушениями осанка, 40% — имеют плоскостопие, у 50% диагностированы аномалии зрения, а у 70% нарушен процесс созревания скелета. Следовательно, им необходим комплекс мер, помогающим им преодолеть психологические барьеры, адаптироваться к социальной среде, внести свой вклад в развитие общества. Потому в редакции закона «Об образовании» от 1996 года был взят курс на внедрение в образовательные учреждения мер, позволивших детям полноценно развиваться адекватно возрасту. Особое внимание следует уделять детям с аномалиями в психическом и физическом развитии. Чтобы кратко передать, что такое адаптивная физическая культура — это термин, который был введен в российскую науку в 1995 году вместе с открытием кафедры «Теории и методики адаптивной физкультуры» при Санкт-Петербургском госуниверситете физической культуры [16].
Массовое ухудшение здоровья россиян спровоцировало то, что до внедрения понятия АФК в учебном заведении студенты-энтузиасты и педагоги разрабатывали программы физической культуры и спорта по работе с инвалидами. Три выпуска специалистов по работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья показали, что страна нуждается в новом направлении деятельности для лиц с отклонениями здоровья — адаптивной физкультуре. За годы работы научные сотрудники университета сделали немало для развития адаптивной физкультуры в России:
Были разработаны документы, в которых была обоснована практическая и научная значимость нового направления, описаны отличительные черты специальности, перспективы ее развития и востребованными, примерный учебный план и проект госстандарта. В 1997 году был утвержден первый госстандарт по этой специальности, а три года спустя он был дополнен, чтобы в 2009 году был представлен госстандарт третьего поколения. Так, сегодня специалистов по адаптивной физкультуре выпускает свыше 80 средних и высших учебных заведений. Были подготовлены научно-методические и информационно-методические пособия, учебники по адаптивной физкультуре, типовые программы по дисциплине. Преподаватели принимают активное участие в программах повышения квалификации, передавая знания коллегам из других городов и регионов, были проведены курсы в крупных городах России и стран СНГ.
Сегодня АФК — это интегрированная наука, которая объединяет ряд образовательных направлений, совмещая в себе не только физическую культуру для инвалидов, но и психологию, коррекционную педагогику и медицину. Система адаптивной физкультуры призвана восстановить социальные роли ребенка, помочь ему восстановить психологическое состояние.
В дошкольных образовательных для детей-инвалидов и дошкольников с ОВЗ должна создаваться коррекционно-развивающая и здоровьесберегающая среда, которая подразумевает ряд требований [9]:
Гигиенические — соблюдение зрительной нагрузки, правильного питания и режима дня, использование успокаивающих светлых оттенков в окружающих ребенка предметах, спортивном инвентаре, внутренние помещения должны быть окрашены матовой фактурой краски; достаточное освещение спортивного зала, площадки.
Педагогические — систематический контроль над самочувствием ребят, при расчете физической нагрузки принимается во внимание дифференцированный и индивидуальный подходы.
Для профилактики новых и коррекции существующих отклонений в состоянии здоровья воспитанников используются традиционные и нетрадиционные средства АФК. В работе использует интересный спортивный инвентарь, обонятельные, зрительные, вибрационные, звуковые и осязательные ориентиры, способствующие слуховому и зрительному восприятию. Применяются разновидности йоги, ритмика, методы ЛФК.
Дошкольники должны научиться осознавать действия, которые они выполняют, уметь пояснить, зачем они делают, и в какой последовательности будут выполнять упражнения. На занятиях АФК инструктору следует научить Я-концепции, а для этого все действия следует проговаривать от первого лица, чтобы у малышей сформировалось представление о себе. Конечной целью адаптивной физкультуры для детей с аутизмом является стремление и возможность самостоятельно выполнять упражнения без посторонней помощи; нормализация психофизического и физического состояния, успешная социализация.
При детском церебральном параличе нарушения моторики формируют специфику физических упражнений
Необходимо подавить позотонические реакции, для этого применяют упражнения, которые формируют навык удерживать положение тела и регулировать части тела. Движения выполняются с открытыми и закрытыми глазами, формированию мышечных чувств, нормализации базовых движений.
Физическая культура – это сфера общественного функционирования, направленная на сохранение и укрепление здоровья, вырабатывание психических и физических способностей человека во время активной деятельности. Из этого следует, что на работоспособность общества влияют занятия по физкультуре, именно поэтому этому должны обучать в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно. Высшие учебные заведения вкладывают большую весомость в вырабатывание и обучение физической культуре, где в концепции преподавания должны быть составлены четкие требования, которые выстраиваются в формирование студентов.
Физические упражнения – это осознанные двигательные движения, которые даны в целях решения поставленных задач физического плана, созданы и сформированы по его закономерностям. Физические упражнения положительно влияют на центральную нервную систему, поднимают работоспособность и уменьшают утомляемость коры головного мозга. Распоряжаясь своими чувствами и справляясь с различными трудностями в процессе физических упражнений, человек развивает в себе ценные для жизни черты характер. Тренировки обычно являются групповыми, для дополнительной мотивации.
При выполнении физических упражнений от действий одного занимающегося зависят также действия другого. Происходит координирование своих действий с действиями группы. Во время одиночных тренировок люди часто занимаются самовнушением, жалеют себя, не выкладываются пополной; во время групповой тренировки нет времени лениться, в зале царит дух энтузиазма, смотря на своих товарищей, человек меньше задумывается об усталости, у него увеличивается выносливость организма. Многие этические качества формируются при физических занятиях. Теория и практика физической культуры и спорта определяет ряд качественных тезисов, соблюдение которых гарантирует успехи в самостоятельных занятиях физическими упражнениями и уменьшает шанс утомления и приобретения нежелательных последствий.
Главные правила: градация, осознанность, систематика, индивидуализация. Принцип уразумения направлен на постижения проводимых занятий в укреплении здоровья, в самосовершенствовании организма. Тренировочный процесс предлагает: подбор физических нагрузок по возрасту, полу и личных особенностей (состояние здоровья, физическое развитие, физическая подготовленность); постепенное увеличение интенсивности, объема физических нагрузок и времени занятия; правильное чередование нагрузок с перерывами на отдых; повторение различных по характеру физических нагрузок на протяжении более длительного время (недель, месяцев, лет).
Таким образом, правильно подобранные и оптимально спланированные физические нагрузки содействуют поддержанию всех физических систем, наделяют достаточной работоспособностью, делают жизнедеятельность человека более расточительной, и наконец, предупреждают о развитии в организме многих патологических процессов. Каждый человек желает сохранить свое здоровье, ведь оно у нас одно. Его не купить и не получить в дар, а для восстановления самочувствия нужно потратить очень много времени, поэтому надо следить за своим организмом, пока не стало поздно. Обычно, если человек ничего не делает и ведет неправильный образ жизни, у него начинаются проблемы со здоровьем, нервные расстройства, различные болезни, проблемы дома, на работе и в окружающей его среде. Кроме того, не стоит забывать, что помимо физического здоровья важно и духовное состояние человека. Поэтому воспринимайте жизнь с позитивом, любите близких, дарите им приятные подарки и радуйтесь вместе с ними. Будьте благосклонны и рассудительны, поскольку раздражительность и ежедневная суматоха могут нанести вашему сердцу непоправимый ущерб и привести к нервным расстройствам.
Малоподвижный образ жизни - одна из частых проблем нынешнего поколения, из-за которой страдает большинство обленившегося населения. Физическая культура у студентов представляет собой несвойственную часть высшего гуманитарного образования. Она выдается результирующим критерием комбинированного влияния на будущего дока. Следствием этого, является уровень субъективной подготовки каждого студента: его духовность, уровень формирования профессионально-значимых способностей.
Помимо профессиональных знаний по выбранному направлению такой специалист должен обладать: личными физическими достижениями, высокой работоспособностью, духовностью и лидерскими качествами, также не бояться соперничества, уметь взвешивать и принимать самостоятельные решения, т.е. быть творчески мыслящей, активной и высоконравственной личностью. Рассматривая физическую культуру со значительной точки зрения, следует абсорбировать следующие группы ценностей: двигательные (занятия физическими нагрузками), интеллектуальные (знания о физической культуре); технологические (общность методических руководств, разнообразные способы спортивной и оздоровительной тренировки, формы объединения физической активности.); мобилизационные (правильное распределение времени).
Спорт и Физическая культура помогает сохранять здоровье студентов, что влияет на их отношения к предмету, путем вырабатывания общей деятельности (сдружает студентов по интересам), способствуя их творческой деятельности и навыкам плодотворной работы. Это помогает студенческому активу слиться в одно целое, притягивать к себе добровольцев, участвующих в организации массовых физкультурных мероприятий, приносящих усиление студенческого самоуправления. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что физическая культура – это часть общественной деятельности, способствующая укреплению и сохранению здоровья, развитию психических и физических способностей человека во время двигательной активности.
Практика и теория физкультуры заключает в себе ряд правил, соблюдение которых гарантирует успехи в спорте и оберегает от плохих результатов и усталости. Важные правила выполнения физических нагрузок: постепенность, чередование, осознанность, индивидуализация, систематичность. Принцип осознанности направлен на отчет самому себе значения проводимых упражнений в самосовершенствовании здорового тела и духа.
Валеология – это межнаучное направление, основанное на представлении о генетических и функциональных резервах всего организма и его систем, которые обеспечивают устойчивость психофизиологического и социокультурного развития, а также сохранение здоровья человека в изменяющихся условиях как внешней, так и внутренней среды [1, с.1].