Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Общая правовая характеристика рекламной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно также выделить подзаконные акты, направленные на защиту интересов населения при осуществлении отдельных видов деятельности, в том числе имеющих своим результатом влияние на здоровье граждан. Таким документом можно назвать, например, Указ Президента РФ от 17.02.1995 № 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы», запрещающий распространение в средствах массовой информации рекламы: целителей, экстрасенсов и других лиц, объявляющих себя специалистами по лечению методами народной медицины и другими традиционными методами и не имеющих соответствующих разрешений.

Нельзя не отметить роль государства в регулировании рекламной деятельности. Участие государства в процессах развития экономики становится весьма ощутимым в условиях интенсивного углубления рыночных связей. На современном этапе государство, используя административные ресурсы, играет немаловажную роль в формировании рекламного рынка [13, с. 631]. Государство как субъект правовой деятельности в сфере рекламы обеспечивает режим защиты прав потребителя от недобросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесения вреда его здоровью, чести и достоинству, деловой репутации организации. Другая задача государства в этой сфере заключается в обеспечении баланса интересов потребителей и предпринимателей. Государственным органом, осуществляющий государственный надзор за соблюдением законодательства о рекламе, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). Собственно, комплексный и разноотраслевой характер рекламного законодательства, как указано выше, подтверждает значительное количество нормативных актов, в которых отдельные институты, положения, статьи или нормы так или иначе посвящены вопросам рекламы [18].

Исходя из вышеизложенного следует, что рекламное право образует сложную комплексную иерархически соподчиненную систему, основанную на положениях разноотраслевых нормативных актов, в том числе международно-правовых стандартов, а также этических правил и норм [23, с. 172]. Естественно, формирование законодательства о рекламе предполагает органичное единство и непременный учет публичных и частных начал в правовом регулировании.


2.2. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования рекламной деятельности в современной России

Рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Правовое регулирование рекламной деятельности — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы. Данные нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав самых разных отраслей права, таких как административное, гражданское, конституционное.

Тем не менее, нормы права в данной сфере недостаточно систематизированы, в них присутствуют противоречия и пробелы, что порождает трудности в правоприменительной практике.

Правовые основы рекламной деятельности определяет Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе». Он регламентирует общие требования к рекламе, способы ее распространения, ограничивает рекламу отдельных видов товаров, а также определяет основы саморегулирования и государственного контроля за методами ведения рекламного бизнеса в целях недопущения использования общественно неприемлемых технологий и предотвращения негативного влияния рекламы отдельных видов товаров на детей и молодежь. Рекламой на основании ст. 3 Закона N 38-ФЗ признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование, поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке [1].

Функции по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства возлагаются на антимонопольный орган. Ныне - это Федеральная антимонопольная служба, Федеральный орган исполнительной власти.

Одним из недостатков законодательства является тот факт, что точные определения приводятся не для всех существующих видов рекламы. К примеру, закон признает факт существования политической рекламы, однако не даёт ее точного определения или прописанного механизма регулирования. Конфессиональная реклама не упоминается законодателем вообще.

Закон исключает из сферы своего действия политическую рекламу (однако, признавая ее существование), но в законодательстве РФ она, во-первых, никак не определяется, а, во-вторых, нет четко прописанного механизма ее регулирования. Вообще ничего не говорит законодатель о конфессиональной рекламе.

Роль правоприменителя в обеспечении законности в сфере рекламной деятельности возрастает в связи с содержанием большого количества оценочной терминологии в ФЗ «О рекламе». Оценочные понятия обеспечивают гибкость использования нормативно-правового акта, однако могут привести к субъективизму в правовой оценке поведения, необоснованному сужению или расширению пределов ответственности. Неопределенность признаков правонарушения (в отношении к описанию самого деяния) порождает на практике большие трудности при применении правовых норм.


Также, остаётся не раскрытой связь авторского права и рекламной деятельности. В утратившем силу ФЗ (от 18.07.1995 N 108-ФЗ) подчеркивалось, что реклама может полностью или частично являться объектом авторского права и смежных прав. [2] Однако в новом ФЗ «О рекламе» данной статьи нет. В общих требованиях к рекламе в данном ФЗ подчеркнута необходимость соблюдения законодательства РФ об авторском праве и смежных правах при размещении и распространении рекламы. Несмотря на то, что сегодня реклама расценивается как вид искусства, проводятся международные фестивали и конкурсы рекламы, законодательно не определено, является ли реклама объектом авторских прав, или нет.

Законодатель определяет скрытую рекламу как рекламу, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание. Однако, можно ли считать скрытой рекламой использование рекламы в кинофильме? Нормативно запрещено наложение рекламы на кадр фильма, однако факт рекламы в самом фильме не рассматривается, несмотря на запрет европейского законодательства подобных маркетинговых ходов.

Также практически отсутствует нормативное регулирование распространения рекламы через Интернет. Глобальная сеть Интернет – самая обширная на сегодняшний день сеть связи, предоставляющая любому человеку, независимо от места его расположения и социального статуса, возможность находить или распространять интересующую информацию. Этот факт выступает в качестве решающей предпосылки для распространения рекламы по каналам сети Интернет.

Только на сегодняшний день, перечень рекламы в сети Интернет насчитывает порядка пяти-семи разновидностей, включая такие виды как SEO-реклама, контекстная реклама, реклама в социальных сетях, медийная реклама, продакт-плейсмент, вирусная реклама и т.д. [13, с. 633]

В настоящее время специальный нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания услуг связи в сети Интернет, в Российской Федерации не принят. Важно учитывать, что факт заключения договора об оказании услуг связи в сети Интернет имеет значение юридического факта для возможности распространения рекламы в сети Интернет. Именно после заключения указанного договора пользователь сети Интернет становится правомочным на размещение в сети информации рекламного характера, то есть фактически осуществлять функции субъекта рекламной деятельности. В условиях отсутствия правового регулирования данного механизма возникают объективные сложности с квалификацией фактически складывающихся отношений в качестве рекламных.


Анализ рекламной продукции в сети Интернет позволяет сделать вывод, что наиболее часто нарушается запрет распространения рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации или иному обязательному подтверждению соответствия требованиям технических регламентов. Также, зачастую нарушается требование законодателя указывать сведения о продавце товаров при дистанционной рекламе. Зачастую можно встретить рекламу с отсутствием существенной информации о рекламируемом товаре, вводящей потребителей в заблуждение.

Таким образом, на сегодняшний день остается ещё много актуальных неразрешенных вопросов, касающихся регулирования отношений в сфере рекламы. В перспективе, для успешного развития правового института рекламы необходимо пересмотреть и изменить некоторые положения в новом Федеральном Законе «О рекламе» с учетом уменьшения их оценочного характера, разработать ряд новых нормативно-правовых актов, устраняющих логические противоречия в законодательстве, признать рекламу объектом авторских прав. Также, необходимо включить в структуру Закона о рекламе самостоятельную группу норм, посвященных правовому регулированию рекламы в сети Интернет.

При внесении изменений и дополнений в законодательство о рекламе очень важно сотрудничество как специалистов разных отраслей права, так и представителей рекламного сообщества. В современном обществе необходимо обеспечить надежную систему правого регулирования данной области, так как без рекламы невозможно активное экономическое развитие предприятий и страны в целом.

Заключение

Реклама является одним из наиболее значимых социально-экономических явлений современного российского общества и в то же время результатом взаимообусловленных действий участников гражданского оборота. Деятельность по производству и (или) распространению рекламы совершается в соответствии с принятыми на себя субъектами определенных обязательств, которые представляют собой конкретный вид экономической деятельности, именуемый услугами в области рекламы.

Правоотношения в сфере рекламной деятельности включают в себя определенные элементы, к которым можно отнести:

- субъекты (лица), которые распространяют рекламу;

- реклама, как результат, представляющая собой определенную услугу;

- способы приобретения (отчуждения) блага, сущность которых составляет содержание действий субъектов по получению и обнародованию определенного результата (рекламы);


- гражданско-правовая ответственность за нарушение рекламного законодательства.

Рекламное право образует сложную комплексную иерархически соподчиненную систему, основанную на положениях разноотраслевых нормативных актов, в том числе международно-правовых стандартов, а также этических правил и норм [27, с. 74]. Естественно, формирование законодательства о рекламе предполагает органичное единство и непременный учет публичных и частных начал в правовом регулировании.

Рекламная деятельность является объектом комплексного нормативного правового регулирования. Правовое регулирование рекламной деятельности — это совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы. Данные нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав самых разных отраслей права, таких как административное, гражданское, конституционное.

Тем не менее, нормы права в данной сфере недостаточно систематизированы, в них присутствуют противоречия и пробелы, что порождает трудности в правоприменительной практике. Во второй главе настоящей курсовой работы были обозначены некоторые проблемы правового регулирования рекламной деятельности.

Функции по контролю и надзору за соблюдением рекламного законодательства возлагаются на антимонопольный орган. Ныне - это Федеральная антимонопольная служба, Федеральный орган исполнительной власти.

1. Одним из недостатков законодательства является тот факт, что точные определения приводятся не для всех существующих видов рекламы. К примеру, закон признает факт существования политической рекламы, однако не даёт ее точного определения или прописанного механизма регулирования. Конфессиональная реклама не упоминается законодателем вообще.

2. Также, остаётся не раскрытой связь авторского права и рекламной деятельности. Несмотря на то, что сегодня реклама расценивается как вид искусства, проводятся международные фестивали и конкурсы рекламы, законодательно не определено, является ли реклама объектом авторских прав, или нет.

3. Законодатель определяет скрытую рекламу как рекламу, которая оказывает не осознаваемое потребителями рекламы воздействие на их сознание. Однако можно ли считать скрытой рекламой использование рекламы в кинофильме? Нормативно запрещено наложение рекламы на кадр фильма, однако факт рекламы в самом фильме не рассматривается, несмотря на запрет европейского законодательства подобных маркетинговых ходов.