Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Общая правовая характеристика рекламной деятельности).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 0
4. В зависимости от целей, на достижение которых направлена реклама, выделяют:
- политическую рекламу - информацию, распространяемую участниками избирательного процесса о кандидатах на должность Президента РФ, в депутаты и т.п. с целью формирования общественного мнения и достижения желаемого результата голосования;
- социальную рекламу - рекламу общественных и государственных интересов в благотворительных целях;
- коммерческую рекламу, цели, распространения которой указаны в понятии рекламы, приведенном в Законе о рекламе;
5. В зависимости от субъектов, к которым обращена рекламная информация, особо можно говорить о рекламе, адресованной несовершеннолетним.
Приведенная классификация имеет теоретическое и практическое значение. В законодательстве о рекламе содержатся специальные требования, предъявляемые к рекламе различных видов, и нормы, направленные на защиту интересов субъектов (например, несовершеннолетних).
Общими требованиями к рекламе являются следующие (Приложение А):
1. Реклама должна быть распознаваема потребителем, не обладающим специальными знаниями, т.е. потребителю должно быть, очевидно, что предлагаемая ему информация является рекламой.
2. Поскольку реклама обращена к неопределенному кругу лиц, на территории Российской Федерации она должна распространяться на русском языке. На государственных языках республик и родных языках народов РФ реклама может распространяться дополнительно, по усмотрению рекламодателей.
3. В случае если рекламируемый товар подлежит обязательной сертификации, то рекламная информация должна сопровождаться соответствующей пометкой.
4. Лицензируемая деятельность рекламодателя должна содержать номер лицензии и орган, ее выдавший.
5. Не допускается реклама товаров, запрещенных к производству и реализации на территории РФ.
6. Не допускается реклама, нарушающая интересы несовершеннолетних. Специальные нормы, направленные на защиту несовершеннолетних, содержатся в ст.20 Закона о рекламе.
Как видим, помимо общих позитивных требований, в Законе о рекламе содержатся нормы-запреты, обращенные ко всем субъектам рекламной деятельности. В частности, в соответствии с нормами данного Закона не допускается ненадлежащая реклама.
К числу наиболее характерных видов ненадлежащей рекламы Закон о рекламе отнес недобросовестную, недостоверную, неэтичную, заведомо ложную, скрытую рекламу.
Специальные требования могут касаться различных аспектов изготовления и распространения рекламы, относиться непосредственно к ее содержанию.
В силу особенностей правового регулирования правоотношения в сфере рекламной деятельности имеют определенную специфику. Анализ литературы позволят отнести к ним следующие юридические обстоятельства:
а) наличие в российском законодательстве большого количества нормативных актов, в которых содержатся требования к производству и распространению рекламы
б) выделение законодателем из круга участников гражданского оборота специальных субъектов: рекламодателей, рекламопроизводителей, рекламораспространителей и потребителей рекламы;
в) наделение субъектов рекламных правоотношений дополнительными правами и обязанностями, возникающими исключительно при исполнении ими обязательств услуг по производству и (или) распространению рекламы в силу закона;
г) осуществление государственного контроля за процессами производства и распространения рекламы;
д) возложение, кроме гражданско-правовой, административной и даже уголовной ответственности на лиц, допустивших нарушение рекламного законодательства.
Правоотношения в сфере рекламной деятельности включают в себя определенные элементы, к которым можно отнести:
- субъекты (лица), которые распространяют рекламу;
- реклама, как результат, представляющая собой определенную услугу;
- способы приобретения (отчуждения) блага, сущность которых составляет содержание действий субъектов по получению и обнародованию определенного результата (рекламы);
- гражданско-правовая ответственность за нарушение рекламного законодательства.
Вопрос об основаниях возникновения правоотношений в сфере рекламной деятельности является одним из важнейших вопросов теории данного правоотношения.
Для возникновения любого гражданского правоотношения, необходимы определенные юридические факты, а иногда и юридические составы, с которыми закон связывает наступление тех или иных юридических последствий. Согласно пункту 2 статьи 307 ГК РФ обязательства возникают из договоров, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе РФ. В отличие от других видов обязательств, которые могут возникать из противоправных действий (глава 59 ГК РФ), отношения по оказанию рекламных услуг порождаются только правомерными действиями субъектов гражданского права Собрание законодательства Российской Федерации. 29 января 1996, № 5, ст. 410. . Таким образом, к основаниям возникновения обязательств по оказанию рекламных услуг относятся юридические факты и юридические составы.
Наиболее распространенными юридическими фактами, с которыми закон связывает возникновение обязательства по оказанию рекламных услуг, являются договоры, содержащие обязательства по производству и (или) распространению рекламы. Целью таких договоров является распространение информации о физическом или юридическом лице, товарах, работах, идеях, способное привлечь внимание большего числа потребителей в форме и средствами, определенных законом. Для того чтобы установить правовое отношение по оказанию рекламных услуг, соглашение сторон должно быть направлено на оказание другому лицу услуг, непосредственно связанных с производством и (или) распространением рекламы. Волеизъявление сторон в сделке должно быть направлено на достижение именно тех юридических последствий, которые стороны имели в виду в момент ее совершения и желали их наступления.
Иным основанием для возникновения обязательств по оказанию рекламных услуг являются юридические составы. В нормах рекламного законодательства содержатся различные юридические составы, служащие основаниями для возникновения соответствующих обязательств. Например, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором (ст. 19 Закона о рекламе).
Следовательно, основанием для возникновения обязательства услуги по распространению "наружной рекламы" в данном случае будет юридический состав, представляющий собой совокупность двух элементов:
- договора с собственником либо с лицом, обладателем вещного права на имущество (здания, сооружения или иного объекта);
- разрешения соответствующего органа местного самоуправления, согласованного с компетентными государственными органами.
В данном случае разрешение на распространение "наружной рекламы", выдаваемое компетентным органом местного самоуправления, следует рассматривать не только как акт органа местного самоуправления, подтверждающий право собственника на использование имущества для распространения "наружной рекламы" или возможность собственника использовать принадлежащее ему имущество под размещение "наружной рекламы", но и как акт компетентного органа, способствующий надлежащему исполнению собственником обязательства услуги по распространению.
Таким образом, в первой главе изучен исторический аспект законодательного регулирования отношений в области рекламы и рекламной деятельности в России, а также тщательно изучена правовая природа и виды рекламы по российскому законодательству. Далее необходимо выявить особенности рекламной деятельности в Российской Федерации и разработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования рекламной деятельности.
2. Особенности и пути совершенствования правового регулирования рекламной деятельности в Российской Федерации
2.1. Особенности правового регулирования рекламной деятельности в России
Правовое регулирование рекламы предусматривает разработку и принятие законодательных и нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения и использования рекламы, определяющих принципы рекламной деятельности, предотвращающих и пресекающих недобросовестную рекламу, посягающую на общественные ценности и общепринятые нормы.
ФЗ «О рекламе» определил основные принципы рекламной деятельности в стране, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения, получения рекламы, установил ответственность за нарушение законодательства о рекламе, определил права и обязанности участников рекламного процесса, а также механизм государственного регулирования в сфере рекламы [1]. Следует признать базовый характер ФЗ «О рекламе», представляющего собой системообразующий нормативный акт всего рекламного законодательства. ФЗ «О рекламе» помимо общих и особенных норм, посвященных рекламе, предлагает понятийный аппарат в сфере рекламы, общие рамки рекламных правоотношений в Российской Федерации, статус субъектов рекламной деятельности, в том числе профессиональных участников рекламного рынка, а также контролирующих сферу рекламы государственных органов, и их полномочия.
Несмотря на признание общего, базового характера ФЗ «О рекламе», некоторые специалисты, рассматривая его роль в системе регулирования конкурентных отношений, считают его «специальным, уточняющим законом в области противодействия недобросовестной конкуренции и защиты прав потребителей» [1]. Согласно статье 1 ФЗ «О рекламе» его целями являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Таким образом, правовое регулирование рекламной деятельности обусловлено такими целями, как защита добросовестной конкуренции, обеспечение единого экономического пространства, реализация права потребителей на надлежащую рекламу. Помимо ФЗ «О рекламе» требования к осуществлению рекламной деятельности могут содержаться в иных нормативных правовых актах, которые согласно статье 4 ФЗ «О рекламе» не должны ему противоречить.
Также следует выделить нормативные документы, отражающие общие вопросы рекламы, специальное правовое регулирование по отношению к общему, базовому законодательству о рекламе. Так, Закон Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» определяет, что реклама в средствах массовой информации распространяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о рекламе. В свою очередь, реклама табака и табачных изделий, как сказано в статье 5 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ «Об ограничении курения табака», осуществляется в соответствии с законодательством РФ о рекламе. В то же время Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» в понятие комплекса мер по продвижению туристического продукта включает его рекламу, что указывает на отсылочный характер данных положений, обращенных к использованию нормативных ресурсов ФЗ «О рекламе».
Имеются также отдельные нормативные акты, регулирующие вопросы размещения наружной рекламы. Особенности рекламы на дорогах и технических конструкциях на проезжей части определяет ГОСТ Р 52044-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». Согласно Приказу Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований» устанавливаются элементы благоустройства территории, в том числе наружной рекламы и информации [6, с. 35].