Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты формирования организационной структуры предприятия
1.1. Сущность и функции организационных структур
1.2. Классификация организационных структур
2. Анализ эффективности организационной структуры ООО «Автостайл»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Автостайл»
2.2. Анализ организационной структуры управления ООО «Автостайл»
3. Предложения по совершенствованию организационной структуры на ООО «Автостайл»
3.1. Разработка рекомендаций по повышению эффективности организационной структуры
3.2. Оценка экономической эффективности мероприятий
Рис. 8. Построение организационных структур
После изучения возможных видов организационных структур, проведем рассмотрение методических подходов к их построению.
Практика ведения предпринимательства позволила синтезировать последовательность подходов к процессу выполнения организационного анализа, тем не менее, самым популярным является инжиниринговый подход. При таком подходе организационный анализ организации осуществляется по определенной схеме при помощи бизнес-модели, в которой организацию рассматривают в качестве открытой, социально-экономической системы, принадлежащей иерархической совокупности внешних открытых надсистем, а также внутренней подсистемы[7].
Возможности организации обусловливаются характеристиками ее структурных подразделений, а также организацией их взаимодействия. На рисунке 9 приведено указание обобщенной схемы организационного бизнес-моделирования организации.
Рис. 9. Обобщенная схема организационного бизнес-моделирования
Из указанного рисунка 9 мы можем увидеть, что процесс построения бизнес-модели компании начинается с того, что очерчивается модель взаимодействий ее с внешней средой по закону единства, а также с борьбы противоположностей, иными словами – с определения миссии компании[8].
2. Анализ эффективности организационной
структуры ООО «Автостайл»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Автостайл»
Головная компания ООО «Автостайл» расположена в нескольких российских городах. Там же находятся основные производства компании. Компания «Автостайл» была основана в 2003 году как предприятие оптовой торговли, распространяющее аксессуары и дополнительное оборудование для отечественных автомобилей, иномарок и квадроциклов на территории России.
Компания «Автостайл» занимается производством и продажей дополнительного оборудования и аксессуаров на отечественные автомобили, иномарки и квадроциклы. Широкая филиальная сеть и отлаженная дилерская политика обеспечивает бесперебойные поставки по всей территории России и странам СНГ. Основными клиентами компании являются крупные автохолдинги и дилерские центры.
Товарная линейка продукции собственного производства компании ООО «Автостайл» содержит две товарные группы:
1. Защиты картера «Protex»;
2. Навесное оборудование «MTK 4x4»;
3. Цифровые системы для автомобилей «MTK DIGITALL»;
4. Защиты для квадроциклов «MTK OFF-ROAD»;
5. Механические противоугонные системы «Barrakuda», «DEFEND».
Компания строго следит за качеством собственных продуктов, а также за наличием всех необходимых сертификатов для своих партнеров.
В настоящий момент компаний «Автостайл» занимает лидирующие положение по России в направлении оптовой торговли дополнительным оборудованием для отечественных автомобилей, иномарок и квадроциклов. Компания постоянно растет, осваивает новые возможности и всегда открыта для взаимовыгодного сотрудничества.
Задачи организации:
1. Продажа дополнительного оборудования и автоаксессуаров на отечественные автомобили, иномарки и квадроциклы;
2. Привлечение наибольшего числа новых клиентов;
3. Удержание «старых» клиентов;
4. Разработка новых «перспективных» направлений.
Миссия компании ООО «Автостайл»: «Являясь поставщиком качественной продукции, известных и признанных производителей мы добиваемся доверия покупателей, обеспечивая комфорт и безопасность, повышая конкурентоспособность оказываемых услуг».
Компания ООО «Автостайл» занимается продажей дополнительного оборудования и аксессуаров на отечественные автомобили, иномарки и квадроциклы как компаниям, так и физическим лицам.
Компания занимается реализацией продукции следующих товарных групп:
1. дефлекторы;
2. ксенон;
3. фаркопы;
4. ковры в салон и багажник;
5. детские кресла.
Для анализа отрасти мы используем методику М. Портера. Этот метод заключается в анализе 5 позиций:
- угроза появления на рынке новых игроков (конкурентов);
- угроза со стороны товаров-заменителей;
- влиятельность покупателей;
- влиятельность поставщиков;
- конкуренция среди работающих в индустрии фирм.
Оценка товаров-заменителей ООО «Автостайл» отражена в таблице 1.
Таблица 1
Оценка товаров-заменителей ООО «Автостайл»
Параметры оценки |
Оценка параметров |
||
3 |
2 |
1 |
|
Товары-заменители «цена - качество» |
Есть и занимают большую рыночную долю |
Есть, но только вошли на рынок, а доля их мала |
Нет |
1 |
|||
Итоговый балл |
1 |
||
1 балл |
Низкая угроза со стороны продукции - заменителей |
||
2 балла |
Низкая угроза со стороны продукции - заменителей |
||
3 балла |
Высокая угроза со стороны продукции - заменителей |
Также по методике М.Портера необходимо произвести внутриотраслевой анализ конкурентов, который представлен в таблице 2.
Таблица 2
Анализ внутриотраслевой конкуренции в ООО «Автостайл»
Параметр оценки |
Оценка параметра |
||
3 |
2 |
1 |
|
Количество игроков |
Высокое насыщение рынка |
Среднее насыщение рынка (3-10) |
Низкое насыщение рынка (1-3) |
3 |
|||
Темпы роста рынка |
Стагнация либо понижение объемов рынка |
Замедляющиеся, но растущие |
Высокие |
1 |
|||
Степень дифференциации продукта на рынке |
Предприятия реализуют стандартизированный продукт |
Продукт на рынке является стандартизированным по главным показателям, но имеет отличия по дополнительным преимуществам |
Товары предприятия имеют значительные отличия между собой |
2 |
|||
Ограничение в увеличении цен |
Жесткая ценовая конкуренция на рынке, нет возможности в повышении цены |
Существует возможность повысить цены только в рамках покрытия роста расходов |
Всегда имеется возможность увеличить цены в целях покрытия роста расходов и повышения прибыли |
2 |
|||
Итоговый балл |
8 |
||
4 балла |
Низкая внутриотраслевая конкуренция |
||
5-8 баллов |
Средняя внутриотраслевая конкуренция |
||
9-12 баллов |
Высокая внутриотраслевая конкуренция |
Говоря об уровне внутриотраслевой конкуренции необходимо проанализировать основных конкурентов, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3
Анализ основных конкурентов ООО «Автостайл» по ключевым показателям и сравнение с компанией OОО «Автостайл».
Конкуренты |
Цена |
Качество |
Дополнительный сервис |
Система скидок |
Гарантии |
Ассортимент |
Итого |
ООО «Автостайл» |
3 |
2 |
1 |
3 |
3 |
4 |
16 |
ООО «Автомир» |
1 |
1 |
6 |
1 |
1 |
5 |
15 |
ЗАО «С.Авто. - Оборудование» |
5 |
4 |
5 |
5 |
4 |
1 |
24 |
ООО «Авто – ресурс - М» |
4 |
5 |
2 |
4 |
5 |
2 |
22 |
ООО «АгроПромАвто» |
2 |
3 |
3 |
2 |
2 |
6 |
18 |
ООО «АВТО - Вико» |
6 |
6 |
4 |
6 |
6 |
3 |
31 |
Оценка производилась по 6 балльной шкале. Чем меньше получился балл тем более выгодные конкурентные преимущества. Таким образом, первое место занимает ООО «Автомир». Аутсайдером, заняв 6 место, стал ООО «АВТО – Вико». ООО «Автостайл» занимает второе место. Это достаточно не плохой результат для компании средних размеров.
На рисунке 10 изображена организационная структура ООО «Автостайл».
Учредители
Директор
Отдел продаж
(4 чел.)
Маркетолог
Водитель
Бухгалтер
Юрист
Грузчик
Руководитель отдела продаж
Рис. 10. Организационная структура ООО «Автостайл»
Так как основной деятельностью ООО «Автостайл» является продажа аксессуаров и дополнительного оборудования для отечественных автомобилей, иномарок и квадроциклов, то основным отделом является отдел продаж. В данном отделе работают пять человек, один руководитель и четыре менеджера по продажам.
Таблица 4
Анализ организационной структуры на соответствие внешней среде
ООО «Автостайл»
Наименование |
Директор |
Бухгалтер |
Юрист |
Руководи-тель отдела продаж |
Маркет-олог |
Менедже-ры по продажам |
Факторы прямого воздействия |
||||||
Поставщики |
* |
* |
||||
Потребители |
* |
* |
||||
Гос. органы |
* |
* |
||||
Конкуренты |
* |
* |
* |
* |
||
Факторы косвенного воздействия |
||||||
Политика |
* |
|||||
Технология |
* |
|||||
Состояние экономики |
* |
* |
||||
Социокультурные факторы |
* |
* |
Таким образом, из данной таблицы видно, что все факторы внешней среды закреплены за сотрудниками. Также следует обратить внимание на то, что юрист и маркетолог не отвечают за факторы, которые относятся к ним по их функционалу (юрист: государственные органы, политика; маркетолог: состояние экономики, потребители). Нужно отметить, что данная ситуация не сказывается на организации негативно, но при более рациональном распределении ответственности можно было бы достичь более плодотворных результатов.
В ООО «Автостайл» организационная структура бюрократического типа. В теории подобные структуры должны характеризоваться высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Бюрократию часто называют также классической или традиционной организационной структурой.
На данный момент на предприятии еще не установилась четкая управленческая структура, поскольку с момента учреждения ей не уделялось достаточного внимания до последнего времени – до возникновения конфликтов, приводящих к потерям покупателей.
Коммерческая деятельность ООО «Автостайл» направлена на решение целого комплекса различных задач, решение которых является важнейшим элементом повышения эффективности его хозяйственной деятельности. Совокупность решаемых ООО «Автостайл» задач, ориентированных на удовлетворение потребностей потребителей, приведена на рис. 11.
Планирование товарного предложения и формирование товарного ассортимента
Определение потребностей населения в товарах и услугах
Изучение и прогнозирование рынка
Формирование и стимулирование спроса
Потребитель
Выбор сегмента рынка
Определение потребностей объема товаров
Формирование товарного ассортимента
Продажа товаров потребителю
Выбор поставщиков
Ценообразование
Закупка товаров и услуг
Реклама
Формирование товарных запасов
Организация сбыта
Рис. 11. Система задач ООО «Автостайл» на рынке товаров и услуг
Однако в ходе анализа выявлены следующие основные негативные тенденции:
- сократился темп роста товарооборота;
- увеличилась себестоимость товаров и услуг;
- значительную долю в структуре капитала составляют заемные средства;
- снизилась ликвидность и платежеспособность предприятия;
- чрезмерно растет оборачиваемость запасов.
2.2. Анализ организационной структуры управления ООО «Автостайл»
При анализе организационной структуры установили следующее:
- из организационной документации в организации есть Устав, штатное расписание, а также должностные инструкции работников;
- Положений о структурных подразделениях (отделах) нет;
- систему коммуникаций организовали недостаточно чётко, ввиду чего нет необходимых для работы подразделения данных, что влечет возникновение конфликтных ситуаций;
- обмен данными между работниками разных подразделений обладает устным (лично, по телефону) либо же письменным характером.