Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России.pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
Социальная или перераспределительная функция налогов. С помощью налогов в государственном бюджете сосредоточиваются средства, направляемые далее на решение экономических проблем, равно как производственных, таким образом и общественных, финансирование больших межотраслевых, групповых целевых проектов — учено- промышленных, финансовых и др. С помощью налогов правительство перераспределяет долю доходов компаний и бизнесменов, доходов людей, ориентируя её на формирование производственной и общественной инфраструктуры, в капиталовложения в капиталоемкие и фондоемкие сферы с продолжительными сроками окупаемости расходов (железные дороги, автострады, добывающие сферы, электростанции и др.). В нынешних обстоятельствах существенные средства из бютжета обязаны быть ориентированы на формирование сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее негативно отображается в абсолютно всем пребывании экономики и жизни населения. Перераспределительная роль налоговой концепции носит наглядно выраженный общественный вид. Соответствующим способом выстроенная налоговая концепция дает возможность добавить рыночной экономике общественную нацеленность, точно это сделано в Германии, Швеции, многочисленных иных государствах. Это добивается посредством определения современных ставок налогообложения, тенденции существенной доли бютжета денег в общественные потребности жителей, полного либо неполного освобождения с налогов людей, имеющих необходимость в социальной защите.
Заключительная роль налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций правительство побуждает технический прогресс, повышение количества рабочих мест, важные инвестиции в увеличение производства и др. На самом деле, правильно сформированная налоговая система подразумевает взыскание налогов только лишь с денег, исходящих на потребление. А ресурсы, вкладываемые в формирование освобождаются от налогообложения целиком либо отчасти. У нас данное принцип никак не производится. Поощрение технологического прогресса с поддержкой налогов выражается, в первую очередь в том, то что совокупные доходы, нацеленные в промышленное техперевооружение, реконструкцию, увеличение изготовления продуктов общенародного пользования, спецоборудование с целью изготовления товаров кормления и ряда иных освобождается с налогообложения. Данная льгота, безусловно, весьма значительна.
В многочисленных цивилизованных государствах освобождаются от налогообложения расходы на учено- экспериментальную и экспериментально-конструкторскую деятельность. Производится это по-разному. В частности, в Германии указанные расходы включают в первоначальная стоимость продукта и тем самым автоматом избавляются от налогов. В иных государствах данные расходы целиком либо отчасти исключаются с облагаемой налогом доходы. Было б рационально определить, то что в структура расходов, снимаемых с налога, целиком либо отчасти, входят затраты в НИОКР. Иной подход — вводить данные затраты в расходы на изготовление.
Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.
1.2 Система налогового учета.
Концепция налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа очередности использования норм и законов налогового учета, т.е. используется поочередно с одного налогового этапа к другому.
Налоговый учет ведется согласно каждому налогу в отдельности. При этом таким образом как порядок исчисления разных налогов разнится, в таком случае система налогового учета согласно любому конкретному налогу имеет собственные фактические характерные черты.
Однако общая модель системы налогового учета, с теми или иными допущениями применима к любому из существующих налогов России.
Процедура ведения налогового учета согласно определенному налогу устанавливается налогоплательщиком в учетной политике с целью налогообложения, ратифицируемой надлежащим приказом (распоряжением) руководителя. Все преобразование порядка учета единичных хозяйственных операций и (либо) предметов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства либо применяемых методов учета.
При этом решения о любых изменениях должны отражаться учетной политике для целей налогообложения и применяться начала нового налогового периода.
Данные налогового учета должны содержать полную информацию о порядке формирования налоговой базы по конкретному налогу. Так, например, по налогу на прибыль данные налогового учета в обязательном порядке должны содержать:
- порядок формирования суммы доходов и расходов;
- порядок определения доли расходов, учитываемых для целей
налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
- сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на
расходы в следующих налоговых периодах;
- порядок формирования сумм создаваемых резервов;
- сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу на прибыль.
Налоговый учет в идеале имеет трехуровневую структуру Рис. 1 :
• 1 - уровень первичных учетных документов;
• 2 - уровень налоговых регистров;
• 3- уровень налоговой декларации по конкретному налогу.
Рис.1 Система налогового учета
1 уровень 2 уровень 3 уровень
Первичные документы налогового учета:
- Накладные
- Счета-фактуры
- Акты
- Расчетные ведомости
- Справки бухгалтера
- Кассовые документы
- Другие документы
Налоговые регистры:
- Всевозможные виды и группы аналитических налоговых регистров по конкретным налогам
Налоговая декларация за отчетный (налоговый) период
Формы первичных документов налогового учета для целей налогового учета (первый уровень налогового учета) могут быть установлены (например, счета-фактуры) или нет действующим налоговым законодательством. В случае, если формы первичных документов налогового учета не установлены, то в качестве последних на практике могут быть использованы первичные учетные документы бухгалтерского учета. Если же и этого недостаточно, то налогоплательщик должен разработать первичные документы налогового учета самостоятельно (например, справка бухгалтера или налоговые расчеты, корректировки, пояснительные записки и прочее).
При этом к первичным документам налогового (бухгалтерского) учета налоговым законодательством и законодательством о бухгалтерском учете предъявляется ряд требований. Так, например, перечень лиц, имеющих право подписи первичных документов налогового учета, утверждает руководители организации по согласованию с главным бухгалтером. Первичный документ налогового учета должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания.
Второй уровень налогового учета также по отдельным налогам регламентирован, а по некоторым нет, поэтому сформулируем общие положения, касающиеся налоговых регистров.
Налоговые регистры - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями налогового законодательств без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.
Налоговые регистры предназначены для систематизации накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета отражения в налоговой декларации. Регистры налогового учет ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, электронном виде и (или) любых машинных носителях.
При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.
Однако формы регистров налогового учета в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:
- наименование регистра;
- период (дату) составления;
- измерители операции в натуральном (если это возможно) и
денежном выражении;
- наименование хозяйственных операций;
- подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.
Сведения налогового учета - сведения, которые предусматриваются разработанных таблицах, справках бухгалтера и других бумагах налогоплательщика, группирующих данные о предметах налогообложения. Формирование информации налогового учета подразумевает беспрерывность отображения в хронологическом порядке предметов учета для целей налогообложения (в том числе действий, результаты которых предусматриваются в некоторых отчетных этапах или переносятся на несколько лет).
Аналитический учет данных обязан быть организован налогоплательщиком, чтобы он подробнее раскрывал порядок формирования налоговой базы.
При хранении регистров налогового учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесенного исправления.
Третьим уровнем налогового учета является налоговая декларация по конкретному налогу. Налоговая декларация составляется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из данных налогового учета. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, доступному уплате данным налогоплательщиком, в налоговый аппарат согласно участку учета налогоплательщика согласно определенной форме в бумажный носителе либо в электрическом варианте в согласовании с законодательством Российской Федерации.
Налоговая декларация в обязательном порядке должна содержать следующие данные:
1) период, за который определяется налоговая база;
2) систему показателей, позволяющих точно рассчитать налоговую базу по конкретному налогу;
3) ставку налога;
4) сумму налога.
Подчеркнем то, что имеющаяся процедура налогового учета согласно некоторым налогам учитывает только лишь двухуровневую систему налогового учета (не хватает первого либо второго уровня). В данном случае отсутствующий уровень системы налогового учета располагается в зачаточном пребывании и в практике присутствие расчете налоговой основы согласно данным налогам никак не применяется. В случае присутствия только лишь налоговой декларации согласно налогу система налогового учета никак не существует, таким образом равно как один уровень никак не способен её составлять.
2 Этапы развития и становления налогового учета в России
2.1 Возникновение налогового учета
Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Один из основоположников теории налогообложения А. Смит говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает — признак не рабства, а свободы[1] .
Налоги использовались еще в заре людской цивилизации. Их возникновение было сопряжено с основными социальными нуждами. Практически никакое правительство никак не могло, и никак не в силах, обходиться без налогов с собственных людей.
В формировании способов взимания налогов возможно отметить 3 ключевых стадии. В первом этапе — с античного общества вплоть до начала средних столетий правительство никак не обладает экономического агрегата с целью установления и сбора налогов. Оно устанавливает только необходимую сумму, какую хочет извлечь, а получение налогов поручает мегаполису либо общине.
В 2-ой стадии — XVI — нач. XIX вв. — в некоторых государствах появляется линия экономических органов и правительство забирает доля функций на себя. Оно определяет квоту обложения, следит за сбором налогов.
На 3-ей, современной стадии — правительство забирает в собственные ручки все без исключения функции установления и взимания налогов, т. к. принципы обложения успели сформироваться. Областные органы власти исполняют роль помощников страны, обладая тем или иным уровнем самодостаточности.
Таким образом, налоговая структура появилась и формировалась совместно со страной. В древнегреческих населенных пунктах — полисах взыскивались налоги с людей в объеме одной двадцатой доли их прибыли, а в некоторых случаях в объеме десятины. Не включая церковной десятины, взимавшейся в виде добровольных пожертвований.
Существовали и акцизы в варианте сборов у самого мегаполиса. Такой сбор позволил сосредоточивать и использовать состояние на содержание нанятых армий, на строительство укреплений около населенных пунктов — стран, на постройку храмов, водопроводов, путей, на устройство торжеств, раздачу средств и товаров беднякам и в прочие социальные миссии.