Файл: Нотариат в РФ (Теоретические аспекты деятельности нотариата).pdf
Добавлен: 29.02.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования вопроса о проблемах развития института нотариата определяется тем, что для России нотариат для граждан всегда был одним из самых важных правовых институтов. Каждому жителю нашей страны в своей жизни, приходилось обращаться к нотариусу для оформления какого-либо юридического факта, требующего участия в нем нотариуса. В качестве примера можно привести не только оформление доверенностей различного вида, но и дарственных и иных юридических документов. Современный период развития гражданских или иных правоотношений характеризуется постоянным изменением законодательства, и требует постоянного разъяснения.
Развитие отношений не оставило в стороне нотариат и самих нотариусов, несмотря что правовой институт является консервативным сравнение с другими юридически институтами.
В законодательстве Российской Федерации о нотариате рассматривает данный орган как государственный и специальные действия.
К числу основных задач нотариата включается именно осуществление охраны собственности, а также защита прав и законных интересов участников правоотношений.
Значимость нотариата на сегодняшний день, проявляется в том, что он является многофункциональным институтом в гражданском обществе, и призван обеспечить осуществление прав и законных интересов физических и юридических лиц, посредством актов нотариальных действий, совершаемых от имени Российской Федерации.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с реализацией деятельности нотариата в РФ.
Предметом работы выступает совокупность правовых норм, которые призваны регулировать общественные отношения, связанные с порядком реализацией деятельности нотариата в РФ.
Целью исследования является проведение комплексного анализа проблем становления и развития нститута нотариата в Российской Федерации.
Задачи исследования:
- исследовать историю развития нотариата в РФ,
- рассмотреть понятие и задачи нотариата в РФ,
- проанализировать особенности правового статуса нотариуса,
- определить проблемы реализации задач института нотариата РФ и предложить пути их решения.
- раскрыть особенности ответственности нотариусов.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих ученых и специалистов в области общего права, таких как С.С. Алексеева, В.К. Бабаева и других исследователей.
Большой вклад внесли также исследователи в области правоведения, которыми исследовались исторические аспекты нотариата в РФ: А.И. Гомола, Б.М. Гонгало, А.Г.Даватян, Е.Н. Мизинцева, О.В. Романовской и многих других.
Применение указанных теоретических разработок, способствует формированию теоретической базы в области изучения института нотариата в РФ.
Методология исследования включает частные и обще-научные методы исследования. Среди методов использовались метод анализа, определения, сравнительный метод, метод обобщения, и другие.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
1. Теоретические аспекты деятельности нотариата
1.1. История развития нотариата в РФ
Институт нотариуса известен достаточно давно, и обладает своей историей развития. В научной литературе единого мнения о начале развития института нотариата не существует.
В ранние времена роль нотариуса принадлежала писцам, агораномосам, эпистатам, табеллионам, хранителям записей и печатей, секретарям суда, площадным подъячим, церковным, императорским, королевским, городским и государственным нотариусам.
В научной литературе, можно встреть мнение, согласно которому нотариальная деятельность была известна еще в III веке до н.э. [24, с. 66].
В период Средневековья на Западе присутствие нотариусов было обусловлено наличием службы в общественном учреждении, либо на службе у частного лица за определенное вознаграждение. В дальнейшем стали появляться так называемые канцелярии с нотариусом. В данный период времени роль нотариуса была отведена свободным писцам, которые принадлежали духовенству [28, с. 36].
Многие исследователи считают, что впервые нотариат появился в X веке, другими указывается начало развития нотариата в конце XV века.
Общим среди ученых является то, что нотариат обладает тесной взаимосвязью с развитием гражданского оборота.
В период реформирования при правлении Петра Великого, нотариату отводилась значительная роль, так как значение придавалось гербовой бумаге, на которой совершались акты площадных подьячих, что было урегулировано в императорском Указе «Об употреблении гербовой бумаги для писания крепостей» [10, с. 44].
Отметим, что правовое положение нотариусов в период дореволюционной России был урегулирован в основном в Положении о нотариальной части, которое было принято 14 апреля 1866 года (далее – Положение). В данный период времени нотариусы разделялись на старших и младших. Старшего нотариуса приравнивали к члену окружного суда, и обладали правом на приобретение жалованья и пенсии.
Самым проблемным вопросом была оплата труда нотариуса, которая регулировалась «Временной таксой», утвержденной в июне 1867 года. Следует отметить, что указанный документ не получил широкого практического применения. В своей же деятельности нотариусы отдавали предпочтение нормам «Положения о нотариальной части», в которых применялась практика индивидуальной оплаты по договоренности с клиентом [10, с. 48].
В указанный период наблюдалась проблема в сфере совершенствования правового регулирования в механизме получения служащими нотариальных контор дохода.
Практика данного вопроса складывалась в виде залоговых отношения, так как вознаграждение вносилось частями в виде залога. Сумма определялась в столичных городах – 10 тысяч рублей, в губернских – 6 тысяч рублей, в уездных, где были окружные суды, – 4 тысячи рублей, в прочих – 2 тысячи рублей [24, с. 74].
Кроме того, следует отметить, что у желающих работать в нотариальных конторах, зачастую отсутствовало специальное юридическое образование, что приводило к различному роду ошибкам [31, с. 43].
Также, в дореволюционный период развития института нотариата прослеживалась проблема должностных злоупотреблений, а также нарушения законодательства, в связи с тем, что оплата труда нотариусов не была четко урегулирована.
Деловая репутация служащих нотариальных контор сказывалась на их личных, человеческих качествах, а также общественных отношениях.
Следующий этап развития нотариата характеризуется послереволюционным периодом, который начался с 1917 года.
В данный период времени институт нотариата особо не подвергался изменениям, в научной литературе данный этап называют состоянием «спячки». Институт нотариата характеризовался незначительными полномочиями, которые заключались в совершении нотариусов незначительных действий. В период после октябрьской революции нотариату присуща стагнация (застой), которая отразилась и в его последующем развитии [13, с. 88].
Данное обстоятельство связано с упразднением многих правоохранительных органов. Так, в рамках изданного в 1917 году «Декрета о суде» произошла ликвидация окружных судов и судебных палат, институт судебных следователей, прокурорского надзора, институт адвокатуры присяжного и частного характера.
Однако, про упразднение нотариата в данном документе не указано не было, но несмотря на это, сама деятельность нотариуса практически была прекращена, в период после Великой Октябрьской революции.
Советом народных комиссаров РСФСР в октябре 1922 года был принят декрет с наименованием «Положение о государственном нотариате» [6].
По нему государственные нотариальные конторы учреждались во всех городах РСФСР, а также в более значительных сельских местностях, на узловых станциях, пристанях, временно на ярмарках (по распоряжению губисполкомов с утверждения Наркомата Юстиции). Нотариусы назначались президиумами губернских советов народных судей. Они же осуществляли наблюдение и контроль за деятельностью нотариальных контор, а также принимают жалобы на совершение нотариального действия или отказ от такого действия. У только что созданных советских нотариальных контор был достаточно широкий круг обязанностей [16, с. 182].
На занятие должности нотариуса Положение возлагало ряд ограничений (статья 2), а именно:
Во-первых, запрет на службу по личному найму в советских, общественных и частных учреждениях и предприятиях, а также на участие в торгово-промышленных предприятиях;
Во-вторых, запрет на совершение в заведуемых конторах действий по мотивам личной заинтересованности, т.е. на имя или от имени своих родственников по прямой линии, братьев и сестер, а равно и сотрудников нотариальных отделений, конторы и архива [17, с. 24].
Постановление ЦИК СССР и СНК СССР от 14 мая 1926 года «Об основных принципах организации государственного нотариата» добавила ряд ограничений (запреты на занятие иных государственных должностей, кроме выборных и преподавательских, а также на членство в коллегии защитников) и обязанностей [5].
Отдельного внимания заслуживает статья 12, обязывавшая государственных нотариусов «оказывать трудящимся активное содействие к ограждению их прав и законных интересов, чтобы юридическая неосведомленность, малограмотность и т.п. обстоятельства не могли быть использованы им во вред». В целом юридическая формулировка данной статьи дошла и до наших дней, однако слово «малограмотность» упоминалось только в этом нормативно – правовом акте. Можно предполагать, что это связано с развёртыванием кампании по ликвидации безграмотности – одним из крупнейших внутриполитических мероприятий советского руководства в 1920-1930-е гг. 30 сентября 1965 года Верховный Совет РСФСР принимает указ «Об утверждении положения о государственном нотариате РСФСР» [4].
Он расширял круг обязанностей государственных нотариусов. В частности, появились обязанности, связанные с наследованием имущества:
Во-первых, необходимо принимать меры по охране наследственного имущества;
Во-вторых, осуществляют выдачу свидетельства о праве на наследство.
Ещё одной новинкой в данном указе является появление принципов деятельности нотариата.
Исходя из статей 6, 9, 10 можно выделить два принципа:
- законность;
- централизация.
2 августа 1974 года принятием закона «О государственном нотариате» начинается новый виток развития института нотариата [7].
Данный акт усиливал принцип централизации.
Если в 1965-1974 гг. нотариусы назначались от органов судебной власти, то с 1974 года их назначение стало осуществлять органами исполнительной власти.
Также, произошли изменения в разграничении полномочий между нотариальными конторами и учреждениями, уполномоченными совершать нотариальные действия:
- исполнительным комитетам, уполномоченным на нотариальные действия, круг полномочий расширялся в 1,5 раза; были добавлены удостоверение завещаний, наложение запрещения отчуждения жилого дома, удостоверение времени предъявления документов и т.д.;
- уточнены нотариальные действия, которые уполномочены совершать консульские учреждения СССР: их меньше, чем у государственных нотариальных контор, но больше, чем у исполнительных комитетов.
В этом виде институт нотариата существовал и действовал до 1993 года, к моменту принятия Основ законодательства Российской Федерации о нотариате [3].
Данный закон стал последним нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность института нотариата, который был принят в советское время, следует отметить, что его действие продолжается и на сегодняшний день [24, с. 50].
С принятием указанного закона, были созданы исходя из принципов частной собственности, гражданского общества и правового государства – принципов кардинально новых для только что родившейся Российской Федерации. Однако нормы советского права продемонстрировали свою живучесть. Даже с учётом последних изменений часть статей Основ содержит формулировку, существовавшую в 1965 и 1974 годах [16, с. 183].
С принятием указанного правового акта, появился институт частных нотариусов. Кроме того, в нем были закреплены основные принципы деятельности нотариусов, в число которых были включены независимость и беспристрастность, имущественная ответственность.
Нотариусы в своей деятельности руководствуются также и нормами Конституции РФ, в которой раскрываются фундаментальные положения деятельности нотариусов, направленная на интересы граждан [1].