Файл: Роль классного руководителя в работе с родителями младших школьников (История возникновения классного руководителя).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.02.2024

Просмотров: 66

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

22-да, 4-нет.

1-слабохарактерный, 9-не умеет дружить, 7-стеснительный,

9-не понимают понятия - «дружба».

Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

15-да, 8-нет, 3-не всех.

Как вы встречаете друзей вашего ребенка:

всегда доброжелательно-15;

в зависимости от настроения-8;

с недовольным видом, сухо-3;

Нравится ли вам друг вашего ребенка? Если да, то чем? Если нет, то почему?

12-да, 14-нет;

15-доброжелательные, воспитанные, увлеченные;

15-некультурные, ничем не интересуются.

Кого бы вы хотели видеть другом своего ребенка:

только отличника-3;

хорошего ученика, спокойного, уступающего во всем вашему ребенку-17;

вам все равно, как он учится, какая у него семья; вас больше интересует, дорог ли он вашему ребенку-6.

Знаете ли вы родителей друга вашего ребенка?

15-да, 8-нет, 3-не обоих родителей.

Дружите ли вы семьями?

9-да, 11-нет, 6-периодически встречаемся.

Замечали ли вы, что у вашего ребенка появляются какие-то обязательства по отношению к другу?

13-да, 13-нет.

Как вы считаете, ваш ребенок хороший друг? Почему?

12-да, 14-нет;

15-умеет уступать, прислушивается к мнению друга;

13-у них нет ничего общего, каждый стоит на своем.

Как вы поступите, если между детьми возникнет конфликт?

17-стараюсь разобраться в сложившейся ситуации, 10-пытаюсь помирить, не важно кто виноват, 4-пусть сами разбираются.

VI. Мини-концерт, подготовленный учащимися, для родителей.

В мини-концерт вошли стихи и мини-сценки о дружбе.

А как продукт (конечный результат совместной деятельности) - памятка для учащихся «Законы Дружбы».

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ «ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ»

1. Тебе не безразлично, каков твой друг? Дружба - это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

2. Не оставляй друга в беде. Быть верным в дружбе - значит, делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту - значит, нравственно готовить себя к предательству.

З. Дружба - это, прежде всего вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

4. Дружба и эгоизм - несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять о нем заботу.

5. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию.


6. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.

7. Быть требовательным к дружбе - значит, иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

Самоанализ коллективно-творческой работы.

При подготовке и проведении коллективно - творческой работы была создана атмосфера доверия и благожелательности, что позволило включить родителей в обсуждение проблемы, превращая их в субъекты собственной деятельности, побуждая к поиску решения данной проблемы в сотворчестве с детьми.

Классный руководитель в свою очередь через наблюдение в ходе работы получает возможность оценить ситуацию в семьях, тип и методы семейного воспитания, взаимоотношения в семье, что очень полезно для дальнейшего планирования своей работы. Анализ анкет показал, что большая половина детей уже имеют друзей, остальные стремятся к этому. Более 50% родителей информированы о личной жизни своего ребенка и его взаимоотношениях со сверстниками. Также анализ анкетирования показал, в каком направлении необходимо работать классному руководителю в классе и с родителями детей.

Кроме того, собрание в такой форме носит творческий характер, дети показывают родителям свои творческие способности и достижения, в непринужденной обстановке дети могут выразить свои чувства, что может стать открытием и для самих родителей и подсказкой для классного руководителя.

Таким образом, показателем успешности проведенного собрания и достижения поставленных целей служит принятие конкретного решения. Информационный блок способствует повышению педагогической культуры родителей, активизирует их роль в жизни детей и что также немаловажно повышает ответственность за воспитание своих детей. Главным образом анализ данной формы взаимодействия классного руководителя, родителей и учащихся позволяет сформулировать педагогический эффект - выстраивание партнерских отношений между участниками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важность и  необходимость сотрудничества школы и семьи никогда не ставилось под сомнение. Родители являются основными и первыми учителями ребенка до его зачисления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

Классный руководитель – основное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное – кто и как вводит ребенка в жизнь. Совместная работа классного руководителя с родителями является важной частью его работы в школе. С первых же дней важно наладить с родителями детей партнерские, дружеские отношения. Ведь основы воспитанности ребенка закладываются в семье, и в школу он приходит уже так или иначе воспитанным.


Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического консультирования и просвещения – организуя при школе родительские лектории, университеты, семинары, конференции, объединения родителей. Семья и школа – от согласованности их действий зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни ученика.

Педагог должен вести постоянную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным другом и советчиком. Ибо роль семьи в развитии и воспитании школьных успехов незаменима и огромна.

Там, где родители и учителя действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Советы, рекомендации учителя должны обязательно выполняться.

В свою очередь, учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет высоких результатов без активного участия родителей.

Партнерство школы и семьи должно действовать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его развитие и образование.

Список использованной литературы

  1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник /З.В. Артеменко, Ж.Е. Завадская - Мн.: Новое знание, 2001. - 315 с.
  2. Акутина С.П. Воспитание - семья и школа. // Классный руководитель.М.:2006. №7. – с. 26–43.
  3. Байбородова Л. Как развивать взаимодействие педагогов и родителей // Воспитательная работа в школе - 2004 №1 с. 85 - 86.
  4. Болдырев, Н.И. Классный руководитель / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 1971. - 264с .
  5. Веденеева, Ольга Анатольевна, Савва, Любовь Ивановна Сайгушев, Николай Яковлевич Теория и практика работы классного руководителя. Учебное пособие- М.:Мир науки, 2016 - 140 с.
  6. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов. - Воспитание школьников. - Москва, 2001. - №6. - С. 21.
  7. Гордиенко Е. А., Юсупова Г. С. Совместная работа школы, семьяМ,Просвещение, 1995. – 55 с.
  8. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Просвещение, 1985. - 150 с. Гребенников И.В. Школа и семья. - М.: Просвещение, 1985. - 150 с.
  9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. + новые собрания / Н.И. Дереклеева - М.: ВАКО, 2011. - 254 с.
  10. Леликова Г.А. Система работы с родителями // Г.А. Леликова, Г.П. Попова. - Волгоград, Учитель, 2010.
  11. Макаренко А.С.Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1 Деловые и личные письма, статьи 1921 – 1928 гг./Сост. А.А.Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. - Новгород: 2007, с. 536.
  12. Метенова Н.М. Работа с родителями на современном этапе развития образования / Н.М. Метенова // Начальная школа. - 2001. - №8.
  13. Сергеева В. П. Классное руководство – с. 378
  14. Информация взята с сайта биржи Автор24: https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_vospitaniya/funkcii_klassnogo_rukovoditelya/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Анкета родителям

1. Какие положительные качества Вы желаете воспитать у своего ребенка?

2. За что наказываете, за что хвалите?

3. Как наказываете? Как поощряете?

4. Какие качества в характере Вашего ребенка Вам не нравятся?

5. Чем увлекается в свободное время Ваш ребенок, его любимое занятие?

Анкета детям:

1. Какие качества твоего характера родителям нравятся?

2. За что тебя ругают и наказывают, за что хвалят?

3. Как тебя наказывают, за что? Как поощряют и за что?

4. Какие качества твоего характера родителям не нравятся?

5. Что ты любишь делать в своё свободное время, твое любимое занятие?

Приложение 2

Примерная тематика родительских лекториев на учебный год.

Январь

«Семья и школа – партнёры в воспитании ребёнка»

Февраль

«Роль семьи в осуществлении единых требований к школьникам и в организации познавательных интересов детей».

Март

«Некоторые пути развития детей».

Апрель

«Особенности поведения учеников младших классов».

Май

«Отдых - необходимое условие борьбы с утомлением.

Как лучше провести лето».

Сентябрь

«Трудовая деятельность - основа воспитания детей. Воспитание у детей потребности трудиться».

Октябрь

«Проблема воспитания нравственной и правовой культуры у обучающихся».

Ноябрь

«Внимание школьников. Пути повышения уровня внимания».

Декабрь

«Совместная работа семьи и школы в преодолении ребенком трудностей, испытываемых при изучении материала».

Приложение 3

Примерная тематика консультаций для родителей.

I четверть -

«Психологические особенности возрастного периода детей»

II четверть -

«Курение и статистика» (социальный педагог)

III четверть -

«Роль семьи в формировании нравственной и правовой культуры поведения детей»

IV четверть -

«Трудный ребенок. Какой он?» (представитель из детской комнаты милиции)

Приложение 4

Январь -

Спортивный праздник «Мама, папа, я – дружная семья»

Февраль -

Праздник «День Защитника Отечества»

Март -

Праздник «Для милых мам»

Апрель -

Концерт «Весенние трели»

Май -

Праздник «Они защищали Родину»

Сентябрь -

Линейка «Здравствуй школа»

Октябрь -

Праздник урожая «Золотая осень»

Ноябрь -

Мероприятия, посвященные неделе инвалидов

Декабрь -

Новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза»